Ещё кино и разоблачения
здесь и
здесь «Переступили через нас…»
Вдовы легендарных баскетболистов подали в суд на создателей фильма «Движение вверх» / Взгляд
Об этом было объявлено на пресс-конференции, которая прошла в петербургском агентстве «Росбалт».
©Ещё спорт и кино
здесь,
здесь и
здесь ___
В ней приняли участие вдова легендарного тренера сборной СССР Владимира Кондрашина - Евгения Кондрашина и Александра Овчинникова - вдова баскетболиста Александра Белова, автора финального броска, который принес нашей сборной победу.
Родственники участников легендарного матча Олимпиады 1972 года в Мюнхене, когда сборная СССР впервые завоевала «золото» в баскетболе, заявили, что возмущены фильмом студии «ТРИТЭ» «Движение вверх», рассказывающим об этой победе и ее героях.
Фильм скоро выходит на экраны по всей России, и, судя по показанным по телевидению роликам и отзывам зрителей после пробных просмотров, он уже вызвал их восторженную реакцию, а некоторые говорили, что не могли сдержать слез от эмоций. Однако, выступая на пресс-конференции, Александра Овчинникова сказала: «Мы тоже плачем. Мы плачем из-за того, что через нас перешагнули и пошли дальше своим путем, невзирая ни на что». По ее словам, судя по сценарию фильма, Александра Белова в нем представляют смертельно больным уже во время Олимпиады 1972 года. Он предлагает руку и сердце советской баскетболистке, едет в США, там советские спортсмены якобы идут продавать икру; в районе типа Гарлем натыкаются на дворовую команду из чернокожих и играют с ними в баскетбол, терпят поражение, идут в бар и напиваются…
«Саша в 1972 году был гением баскетбола, молодым, очень перспективным, о нем можно было такое снять!.. Красивое что-то. Саша и так мало прожил. А здесь его уже в 1972 году делают смертельно больным. Это очень неприятно. <…> Лично мне очень больно за всё за это. Там показывают его личную жизнь, я была против, чтобы про него что-то выдумывали. На что мне ответили, что, мол, у него и до вас было много девушек, вы якобы не единственная. Мне, честно говоря, плакать хочется…» - заявила Овчинникова.
Она привела в пример попытки снять картину о Льве Яшине, когда, по ее словам, вдова Яшина «зарубила» более 17 сценариев, но с ней советовались и предложили на выбор тридцать актеров для исполнения главной роли.
«А здесь? Поставили перед фактом, что снимают фильм. Когда мы просили убрать какие-то моменты, ответили: "Нет, иначе фильм получится плохой". Теперь получился хороший фильм, я за них очень рада, но нам плакать хочется», - снова повторила Овчинникова.
В свою очередь, Евгения Кондрашина, кстати, сама бывшая баскетболистка, полагает, что авторы сценария ни разу не бывали на баскетболе и совершенно точно не видели Владимира Кондрашина во время игры. По ее словам, в сценарии был момент, когда Кондрашин «отключился» во время полуфинальной - и якобы договорной - игры с Кубой, потом пришел в себя и спросил, кто же победил. Кроме того, в фильме используется образ больного с детства церебральным параличом сына Кондрашиных, инвалида-колясочника Юры. К финалу картины Юра «от радости начинает ходить», а его отец пытается спекулировать валютой, чтобы обеспечить ему операцию, хотя на самом деле сын Кондрашина прикован к инвалидной коляске до сих пор.
«Мы узнали о фильме в 2016 году. Позвонил Иван Едешко (член сборной, олимпийский чемпион и участник событий 1972 года). Спросил, принесли ли нам сценарий. Я говорю, нет, первый раз слышу. У меня аж волосы на голове зашевелились. Он говорит: "Почитайте, увидите". Мы были в ожидании. Нам привезли сценарий сотрудники "ТРИТЭ", оставили толстый том.
Я после прочтения этого сценария два месяца вообще не спала, у меня волосы поседели, честное слово, - рассказала Евгения Кондрашина. - Это такая чушь. Единственное, что там совпадает с реальностью - победа в Мюнхене. Всё остальное - не то.
И о нас пишут, будто мы суды затеяли из-за денег. Да мы бы сами, наверное, заплатили деньги, чтобы этого не появилось в свет. <…> Переступили через нас… Они ничего не исправили, и мы решили, что не хотим, чтобы наши имена использовались в фильме».
Еще до выхода фильма на экран родственники пытались добиться изменения сценария, приведения его в соответствие с жизненной правдой. «Родственники пытались довести до студии позиции, что негоже, мотивируясь желанием какого-то коммерческого успеха, вставлять все что ни попадя в этот фильм, и людям, имена которых неотъемлемо связаны с олимпийской победой, приписывать совершенное нелепые, глупые, алогичные поступки, которые не вяжутся со здравым смыслом», - пояснил Вадим Тимошевский - юрист, представляющий интересы родственников. По его словам, договор с родственниками студия попыталась заключить, когда фильм уже был отснят на две трети, договор предлагалось подписать в таком виде, что родственники отказываются от любых претензий к создателям фильма.
«Понимая, что какой-то компромисс со студией невозможен, мы были вынуждены обратиться с иском. Нам было сказано, что больших успехов в суде вы не добьетесь… Мы подали иск, чтобы совершить все зависящее от нас - чтобы совесть была чиста», - рассказал юрист. По его словам, иск был принят с третьего раза, а та «масса глупостей, которая была представлена нам в первом сценарии, она же осталась в 23-м варианте сценария», по которому и был снят фильм.
«Цинизм суда заключается в следующем: хотите, чтобы в сценарии были запрещены имена - пожалуйста! Представитель студии "ТРИТЭ" принес 23-й вариант сценария, где фамилия Кондрашин была изменена на фамилию Гаранжин». Также, отметил он, были изменены и другие имена. Суд первой инстанции отказал истцам, потому что они не доказали «факт создания фильма». Но решение еще не вступило в законную силу. Сейчас апелляционная жалоба ждет изучения в Московском городском суде.
Конечно, не изучив самым тщательным образом все варианты сценария и все перипетии переговоров родственников с киностудией, со стороны трудно судить, как все в точности обстояло на самом деле при сьемках картины «Движение вверх». Автор этих строк сам в юности играл в Ленинграде в баскетбол, и был лично знаком с Владимиром Петровичем Кондрашиным, много раз видел его на баскетбольной площадке, как игрока местного «Спартака» и как тренера еще юношеских команд; и должен сказать, что персонаж фильма в изображении актера Машкова на него абсолютно не похож. Настоящий Кондрашин был совсем другим: по фактуре, по стати, по манере себя вести. Игроки и болельщики любовно называли его просто Петрович. Он был небольшого роста, что для баскетбола - большой недостаток, но играл так, что стал замечательным баскетболистом. Все, кто увлекался в Ленинграде баскетболом в то время или был болельщиком, запомнили его фантастически меткие броски в корзину двумя руками из-за головы с центра поля. Под его руководством сборная СССР не только одержала легендарную победу в финале мюнхенской Олимпиады над американцами, но еще два года спустя выиграла чемпионат мира в Пуэрто-Рико, а ленинградский «Спартак» стал чемпионом страны в 1975 году.
Разумеется, понятно желание авторов фильма «приукрасить» реальность некоторыми придуманными драматическими эпизодами, однако можно ли это делать, когда речь идет не о придуманных фантазией сценариста персонажах, а о реально существовавших людях? Мало того - о настоящих спортивных героях нашей страны?
Увы, плакать вдовам героев Мюнхена приходилось и до съемок фильма, и не один раз. Конец жизни Владимир Кондрашин - почетный гражданин Санкт-Петербурга - провел в крошечной квартирке на Васильевском острове, в ней осталась и его семья - вдова с сыном, который прикован к инвалидному креслу, хотя дом был совершенно не приспособлен для пребывания инвалидов. Когда их посетил корреспондент, то был поражен и написал: «Не часто встретишь здание с таким крошечным лифтом и узкой, немногим больше метра в ширину, лестницей, которая еще и вьется короткими крутыми пролетами. Передвигаться по ней на инвалидной коляске нереально, даже если нужно только на третий этаж. Зато внутри квартиры - храм баскетбола. Призы, медали, мячи, фотографии… Их могло быть больше, но в 1990 году квартиру Кондрашиных "обчистили". Воры похитили массу ценных и памятных вещей».
Городские власти обещали дать семье национального героя новую квартиру, но так ничего и не сделали.
Новую квартиру ему не дали ни при жизни, ни после его смерти - его семье. Пришлось самим баскетболистам по всей стране пускать шапку по кругу, чтобы помочь семье Кондрашина. Деньги на квартиру собрали лишь спустя 14 лет после смерти великого тренера.
Но и это было еще не все. Несколько лет назад вандалы осквернили могилы Александра Белова, умершего в возрасте всего 26 лет, и Владимира Кондрашина, которые похоронены на Северном кладбище Петербурга. Негодяи выломали голову и руки легендарного баскетболиста, запечатленные скульптором в момент золотого мюнхенского броска.
«С памятника мужа отломали земной шар из прутьев в виде мяча», - с горечью вспоминала супруга тренера. Разоренные захоронения восстановил баскетбольный клуб «Спартак»...
Владимир Малышев
«Столетие», 28 декабря 2017Из комментариев...
Тузик пишет: - Как же все это грустно! Но, честно говоря, у меня уже сложился рефлекс - если по ТВ и радио активно пиарят очередное "великое" кино о нашей истории ( да и не только истории), значит смотреть это не стоит, наврут и опошлят. Ни разу не было осечки. Самое обидное, что извращают суть действительно значимых, героических событий, выхолащивают, прикрывая ярким действом с явным голливудским окрасом. Это ещё хуже, чем просто ложь.
Неравнодушный пишет: - Автор поднимает очень актуальный вопрос,как в произведениях искусства сочетать художественный вымысел с исторической правдой. Попробую высказать свое мнение. Стало хорошим тоном обливать грязью советское прошлое. Не удержались от этого и авторы фильма. Хотели показать триумф советского спорта, а героев запачкали грязью. Они и выпивохи, и фарцовщики, и бабники. Наделяя такими качествами спортсменов они рикошетом, сознательно, показали духовное падение советского человека. Да, спортсмены живые люди, им присущи человеческие слабости. Но вопрос, какую задачу решали постановщики. Хотели показать силу духа, нацеленность на победу советского человека, совершившего действо равное подвигу во имя славы государства, тогда к чему выпячивать проявления пороков, ведь можно было найти и другое решение, чтобы подчеркнуть характер спортсменов. И главное, коммерция взяла верх, постановщики оскорбили память мертвых и ранили сердца живых родственников. Я не сужу о художественных достоинствах фильма, думаю он на уровне, а вот отсутствие сострадания к переживанию родственников у авторов налицо.
Костя пишет: - С этим кино забавные, однако, штуки! Продюсер фильма возглавляет экспертный совет Фонда кино, т.е. один (если не главный) из тех, кто решает: на какое кино дать деньги. Одновременно он - гендиректор студии "ТРи-тэ", хозяин которой - Никита Михалков, входиший до недавнего времени в Попечительский совет этого Фонда кино. Ещё: ни режиссёр, ни сценарист не имеют профессионального кинематографического образования. Оба - телевизионщики-сериалисты. Режиссер - протеже известного телевизионщика-либерала Леонида Перфёнова (кто не знает: ТВ-передача "Про это" и Ханга - парфёновские дитяти). Сценарист прошёл в США школу всякого шоу, - можно полагать, что и стиль общения с родственникам баскетболистов, ну и, конечно, всякие выдумки про героев фильма - позаимствованы им у америкосов.
Ольга пишет: - Я дочь Башкина Сергея Григорьевича (Моисеева Григория Митрофановича), моего отца выставили негодяем и стукачем! Стыд и позор ВСЕМ создателям фильма, особенно консультанту Едешко и Михалкову. Мертвые не могут оправдаться...
Слава пишет: - Оборзели наши "творцы". Что ни "шедевр", то полное фуфло.
Я пишет: - Хорошее кино в рекламе не нуждается. Чем больше шуму, тем хуже шедевр. А шум поднимают, чтобы при первом показе снять побольше денег, хоть маленько окупить фильм. Потому что второй раз этот шедевр никто смотреть не будет. Для непонимающих - в сборной было два Беловых, Александр (центровой) и Сергей (крайний нападающий). Александр забил решающий мяч, а Сергей принёс в финале 20 очков. Сергей Белов умер в 2013 году в возрасте 69 лет, а Александр Белов умер в 1978 в возрасте 26 лет.