Оригинал взят у
civil_disput в
Метеорология американского протеста Пророчество Валлерстайна о повторении американской революции 1960-х гг., кажется, сбывается.
Но сбывается наоборот. За радикальными «противниками» ненависти, призывающими к убийствам белых гражданских активистов, стоят сейчас не те силы, которые пытались свергнуть власть капитала в США в 1960-х гг., а, по-видимому, те контрреволюционные структуры, которые были созданы в 1960 - 80 гг. при участии британских и американских спецслужб для подавления американской революции «изнутри». К ним в свое время принадлежал Билл Клинтон и некоторые советники времен его первого президентства.
По понятным причинам, информации о подводной части политических карьер американских «левых» в открытых источниках найти почти невозможно. То немногое, что мне удалось собрать для слушателей моих лекций, однако, укладывается в цепочку следов, ведущих к Тэвистокскому институту и к другим британским и американским центрам психологического манипулирования. Эту цепочку в сокращенном виде я предлагаю читателям блога.
Бернадин Дорн, основательница «Революционной группы Метеоролог» (Weatherman Revolutionary Group) и активистка группы Линда Эванс, осуществившие в начале 60-х гг. ряд терактов в США, призывали к свержению полицейского государства путем насилия.
«Мы не хотим жить жизнью, основанной на материалистических и эгоистических ценностях. Мы должны уничтожить правительство, которое не дает отстаивать позитивные ценности», - это высказывание принадлежит Линде Эванс.
Благодаря широкой популярности группы Дорн - Эванс, на американском молодежном слэнге того времени слово weatherman стало означать «бунтарь», борец с правительством. "Метеорологи" 1960-х выступали против манипулирования массовым сознанием, в частности, путем рекламы.
«Реклама - это манипуляция. Это способ заставить вас делать не то, что хотите вы, а что хочет кто-то другой». Такие или примерно такие аргументы метеорологи использовали в своих листовках и публичных выступлениях и, они, конечно, влияли на молодежную аудиторию.
«В этом году кто-то говорит: вам следует носить розовую рубашку с блестками. Я отвечаю: с какой стати?»
Подобные настроения были характерны и для менее радикальных движений. Качественной художественной реминисценцией американских протестов 1960-х гг. можно считать знаменитый фильм «Нужные вещи» по рассказу С. Кинга, где дьявол выведен в образе владельца магазина, а его антипод, шериф маленького городка, дословно повторяет лозунг метеорологов: «Мне ничего не нужно». После «мне ничего не нужно» обычно следовало «я хочу быть самим собой».
Реакция властных элит на бунт «сытых потребителей» выразилась в том, чтобы научиться лучше управлять их желаниями, навязывая и контролируя более широкий спектр желаний, выходящих далеко за рамки секса или покупки холодильников и стиральных машин.
Прежде всего, следовало отказаться от стратегии подавления желаний, к чему уже давно призывали некоторые психологи. Впервые об этом заговорил один из бывших ассистентов Фрейда Вильгельм Райх. Среди психоаналитиков его считали отступником. Как врач и как человек прошедший войну, Райх считал нелепостью всерьез говорить взрослым людям о том, что они должны подавлять свои сексуальные влечения. Ему эти «бунтарские» заявления создали не только карьерные проблемы.
В межвоенные годы Райх написал ставшую впоследствии знаменитой книгу «Психология масс и фашизм». Ее запретили в Германии и в Италии, а психоаналитическая ассоциация Анны Фрейд подвергла ее обструкции. Райх был евреем, но считал себя принадлежащим к немецкой культуре. После разрыва с Фрейдом он пытался жить в Дании, Швеции и Норвегии. Но из всех этих стран его либо выгоняли власти, не желавшие ссориться с немцами, либо он не мог получить работу по специальности как «враг психоанализа».
Его заметили англичане, которые работали над усилением своего влияния в академических кругах США. С этой целью некие частные лица создали в Нью-Йорке «Новую школу социальных исследований» во главе с Джоном Дьюи. Туда были приглашены Вильгельм Райх, Бертран Рассел, Джон Мейнард (Кейнс). Нетрудно заметить, что состав участников школы был не только звездным, но также оппозиционным. В дальнейшем эта школа сыграла немалую роль в пропаганде новых теорий в экономической науке, социологии и психологии.
Райх, со своей стороны, был самым первым сторонником идеи, названной позже «самореализацией». Он утверждал, что бессознательные силы не обязательно разрушительны. Такими их делает лишь подавление со стороны общества. Именно подавление делает людей опасными.
После смерти Райха, - он умер от сердечного приступа в тюрьме, куда его упекли по надуманному обвинению американские власти, недовольные его ролью в пропаганде сексуальной революции, - сторонники Райха создали в 1962 г. «Институт Эсален». Этот новый очаг альтернативного психоанализа возник не без участия англичанина Олдоса Хаксли и достаточно быстро стал модной тусовкой американской богемы, породив также «Движение за развитие человеческого потенциала». Олдос Хаксли - один из тех британцев, которые ездят по белу-свету, думая о судьбах мира, и основывая в бывших колониях неприметные институты, откуда затем как пирожки из печки выскакивают розовощекие «силы добра», контролирующие мышление миллионов подданных невидимой британской империи.
Мы смело можем поставить его в ряд таких фигур как Герберт Уэллс или Джордж Оруэлл. Не просто удачливые выходцы из народа или низов правящей элиты. Кто-то их замечает и сознательно выводит оттуда, делая частью правящего класса. Это, в частности, было задачей т.н. «Группы» или «Группы Мы», созданной миллионером Сесилем Родсом в противовес коллективистским элитам Германии и России. Фонд Родса существует до сих пор, и до сих пор предоставляет свои стипендии талантливым молодым людям, которых удается разными способами обнаружить в англо-саксонском мире, например, через партийные машины. В дальнейшем эти молодые таланты сами становятся частью этих партийных машин, поставляя фонду Родса новых кандидатов, или, в ряде случаев, становятся политическими лидерами. Характерный пример - баронесса Маргарет Тэтчер, которая в начале карьеры не была баронессой. Другой пример - семья Клинтон.
В Эсалене практиковались сеансы групповой терапии, имевшие целью вывести из подсознания то, что называют комплексами или фобиями, делая их достоянием группы. Терапевты полагали, что так они учат людей управлять своим сознанием. В отличие от ортодоксального фрейдизма, новые психоаналитики верили, что каждая личность неповторима, у каждого есть нечто уникальное. Эту уникальность они и хотели освободить от влияния социальной среды. На протяжении примерно 7 лет после возникновения Эсалена, в Америке появилось еще около 200 подобных центров. Участники «Движения за развитие человеческого потенциала» попробовали приложить свои методы к решению социальных проблем.
Они начали с расизма, а затем переключились на религии. При этом они рассматривали и то, и другое, как формы контроля сознания, от которых следовало освободиться. И тот, и другой опыты оказались неуспешными. «Формы контроля» устояли, наверно, потому, что психоаналитики не совсем ясно представляли себе, с чем они точно имеют дело, и с чем собираются бороться.
Со временем Эсален перестал всерьез заниматься переустройством общества, переключившись целиком на личностную трансформацию и давая приют любым экзотическим практикам в этой области, от йоги до холотропного дыхания. Сообщество Эсалена включает до полумиллиона человек со всего мира и является одним из моторов того, что можно назвать радикальным либертарианским движением. Это все те люди, которые требуют спасти китов, разрешить марихуану, узаконить гомосексуальные браки и сохранить озоновый слой. Важно также, что все эти люди почему-то имеют возможность воплотить эти идеи в области моды, кино или пропагандировать их в СМИ - в этом специфика аудитории Эсалена.
Братья Вачовски, наверно, отнесли бы Эсален к одной из ловушек, подстроенных Матрицей для Нео и его друзей.
Правительство США начало работу в аналогичном направлении только в 1978 году, когда в Стэнфордском университете перед группой экономистов и психологов была поставлена задача найти способ распознавания желаний новых «непредсказуемых» потребителей. В 1979 - 88 гг. эту группу возглавлял философ Джей Огилви, создавший впоследствии Глобальную сеть делового сценарного планирования вокруг шести базовых идей: «победители и побежденные», «кризис и ответы», «хорошие и плохие новости», «эволюция», «революция», «циклы». В принципе все виды социального военного и гражданского планирования на Западе, о которых что-либо известно, целиком умещаются в парадигму, созданную Огилви.
Он же предложил и базовые принципы того, что я называю «управлением желаниями» масс и считаю, наряду с методами генерации виртуального капитала, основой современной системы глобального доминирования Запада. У нас есть масса знатоков второй части уравнения, и еще больше конспирологов, специализирующихся на тематике ФРС. Но нам очень мало известно про управление желаниями. Однако виртуальный доллар был бы бессмысленным без управляющих команд, точно предписывающих миллионам людей покупать именно то, что они должны покупать за доллар или его разновидности, такие как евро или рубль, в соответствии с замыслами хозяев мировой системы.
«Идея была в том, чтобы создать строгий инструмент для измерения целого ряда потребностей, желаний, которые до того упускались из виду. Знаете, в бизнесе говорят: что измерено, то сделано. Мы сказали корпорациям, что если они хотят не просто удовлетворить базовые человеческие желания, но индивидуальные желания множества людей, им придется сегментировать свою продукцию». - Джей Огилви
Ученые Стэнфорда обратились к советам одного из лидеров «Движения за развитие человеческого потенциала». Человека звали Абрахам Маслоу. Маслоу уже обладал разработанной им иерархией психологических типов, наивысшим из которых он считал тип, стремящийся к самореализации - по теории Вильгельма Райха. Это была точка, в которой человек становился полностью самостоятельным и свободным от общества.
Команда Огилви согласилась с тем, что новая сегментация человеческого общества не должна иметь ничего общего с сословными, классовыми или расовыми различиями иерархией. Если вы хотите действительно управлять обществом не полицейскими методами, а методами контроля сознания, вы должны сегментировать управляемое общество по психологическим типам.
Философ Огилви, около 10 лет возглавлявший, возможно, самый важный стратегический государственный проект США, обошелся с конкретными рекомендациями Маслоу как они того заслуживали. Их спустили, как говорили у нас раньше, «в народное хозяйство»: в академические круги, в школы бизнеса, в прессу. Маслоу создали имя, чтобы отвлечь внимание от действительного открытия, сделанного Огилви и его группой.
Результаты собственного психотипического сегментирования, проведенного Стэнфордом, никогда не разглашались. Более того, трудно получить представление даже о том опроснике, на основании которого это сегментирование проводилось. В принципе, рабочий инструмент ученого не обязательно должен называться «как нам получить власть над вашим умом и кошельком».
Применение этой новой теории, однако, дало сногсшибательные результаты. И, прежде всего, это заметно в политике, где до какого-то момента успех в политике сопутствовал людям, обладавшим природной харизмой. Таковы не только Черчилль, но и, например, Джон Кеннеди, Ричард Никсон или Валери Жискар Д`Эстен. Но, начиная с Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана (пришли к власти, соответственно, в 1979 и 1981 гг.), все меняется. Рейган, Тэтчер, и все политики Запада, пришедшие после них, выросли из «шинели Огилви». Это продукты точно нацеленных адресных посланий тщательно измеренным группам потребителей. Это не личности, у которых может быть какая-то личная ответственность, чувства, которые не гарантированы от случайностей или ошибок. Каждое их слово - даже те слова, что нам кажутся смешными, наивными - на самом деле безошибочно точные послания в чье-то подсознание. Но это и не человеческие слова, это слова некого машиноподобного центра мира, как совершенно правильно заметили братья Вачовски.
Купить мою книгу «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное», написанную на основе лекций, читавшихся в клубе
Зеленая Лампа и для международной аудитории в 2012 - 2017 гг., можно здесь:
На
Amazon.comНа
Morebooks.de