Ещё пионерия и комсомолия
здесь,
здесь и
здесь «Тов. Сталин поворачивает все руководство ленинского комсомола лицом к молодежи»
Какую перестройку проводили в ВЛКСМ / Коммерсантъ-История №8
Только из архивных документов можно узнать о том, что до горбачевской перестройки была другая, не менее комичная по форме и риторике,- комсомольская, объявленная в 1935 году. Воспоминаний о ней не сохранилось, ведь вскоре ее главные участники, за исключением инициатора - Сталина, оказались жертвами репрессий. От комсомола тогда потребовали повернуться лицом к комсомольцам, но он и многие годы спустя стоял в прежней позе.
©Ещё в
«Теневой истории» Комсомольские руководители на словах были архиреволюционерами, а в делах - типичными бюрократами
Почему молодежные подразделения правящих партий нередко оказываются шумными, странными и не соответствующими своему назначению учреждениями? Найденные в архивах свидетельства позволяют понять, как именно комсомол из боевой организации очень быстро превратился в аморфное сообщество во главе с оголтелыми карьеристами.
"Играет в них десятистепенную роль"
В конце 1921 года супруга вождя мирового пролетариата и руководитель Главполитпросвета Н. К. Крупская задалась вопросом: в правильном ли направлении развивается Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ)? К тому времени РКСМ едва минуло три года, и, как признавала сама Крупская, прошедший Гражданскую войну комсомол имел очень сильный боевой костяк:
"Среди членов Р. К. С. М. много очень хорошей молодежи, всем сердцем преданной коммунизму, готовой отдать ему все свои силы. Было бы чудом, если бы революция не вырастила такой молодежи. И эта молодежь много и самоотверженно работает в союзе, немало для него делает".
Однако, как считала Крупская, развитие комсомола пошло в совершенно неправильном направлении:
"Если мы посмотрим на организацию Р. К. С. М., то увидим, что организация эта является простой копией партийной организации... Молодежь тянется за партией, принимает резолюции по текущему моменту, мобилизует своих членов то на фронт, то на транспорт и представительствует во всяких советских и партийных организациях. Все это было бы не так уж плохо, если бы наряду с этим союзом велась работа по воспитанию своих членов, по воспитанию в духе коммунизма широких слоев молодежи трудящихся классов. К сожалению, это воспитывающее влияние слабо. Массы городской и деревенской молодежи стоят вне рамок союза".
Писала Крупская и о том, что в комсомоле начал развиваться карьеризм:
"Удовлетворение получают лишь лидеры союза, те, кто умеет выступать, те, кто представительствует в разных учреждениях и в процессе этого представительства многому научается".
Как отмечала супруга вождя, образованная молодежь быстро поняла, что комсомол - первая ступенька для будущего восхождения по служебной лестнице:
"На последнем Всероссийском Съезде Р. К. С. М. половина членов съезда принадлежала к числу интеллигенции, другая принадлежала к рабочим и крестьянам, в громадном большинстве оставившим свою работу и состоящим в настоящее время на советской службе. И хотя вся присутствовавшая на съезде молодежь была архиреволюционно настроена, но как-никак, а говорить об органической связи ее с широкими массами молодежи трудящихся классов надо с большой и очень большой оговоркой... А где же крестьянская молодежь? Рабочей и крестьянской молодежи миллионы, а какая часть их в Комсомолах? Дело тут не в том, что рабочая и крестьянская молодежь исчезла с лица Советской России, а в том, что характер и методы работы Комсомолов таковы, что рабочая и крестьянская молодежь играет в них десятистепенную роль, чисто пассивную, что ей не на чем себя выявить, и она уходит из союза неудовлетворенная. Разве это не так, товарищи?"
"Адвентитов, ивангелистов и проч."
Однако товарищи не желали признавать себя карьеристами, и комсомольские активисты начали обвинять Крупскую в том, что она хочет подрезать комсомолу крылья - лишить его политических функций и превратить в чисто воспитательную организацию. И в это же самое время вожди РКСМ постоянно пытались расширить свои распорядительные функции. Они, к примеру, начали нешуточную борьбу с руководством Всеобуча - всеобщего военного обучения за право командовать советским спортом (см. "Возникли на почве этой физкультурной драки", "Коммерсантъ-История",
N7, 2013 год).
Пытаясь укрепить свое влияние везде, где только можно, комсомольские лидеры, как и писала Крупская, забыли о самом главном. О том, что партия поручила им работу с молодежью страны. А пустующую нишу без промедления заняли представители иных идейных течений. В подготовленной в марте 1924 года не слишком грамотно написанной "Сводке о работе и деятельности антикоммунистических организаций молодежи" ЦК РКСМ сообщал руководству страны:
"До сих пор сохранились некоторые бойскаутские организации, враждебно настроенные по отношению к РКСМ. Особенно реакционные организации находятся в Кубани, Дону, Крыму, Сев. Кавказе и Украине (так в тексте.- "История"). Там имеются нелегальные дружины, пользующиеся иногда под различными предлогами и покрывательством Всеобуча. Имеется связь заграницей с контрреволюц. скаут-мастерами. Руководящие органы скаутов дают директивы старым скаут-мастерам терпеливо выжидать лучшего времени, когда старое знамя русского скаута снова будет господствовать. Следует еще отметить большую спортивную организацию еврейской молодежи "Маккаби", связанную политически с сионистами. Она сейчас распущена Всеобучем и сохранила все свои дружины".
О националистах, оказывающих антикоммунистическое влияние на молодежь, в сводке говорилось:
"Из националистических организаций в последнее время проявляют наиболее широко свою деятельность еврейские сионистские организации молодежи различных направлений, охватывающие различные стороны жизни мелкой ремесленной молодежи (культурная деятельность, спорт, профес. обучение - все это пропитано ярко националистическим духом. Деятельность этих организаций (гехелут, Маккаби и т. д.) больше всего развита на Украине и в Западном Крае и особенно в Грузии".
Куда опаснее, как считал ЦК РКСМ, была религиозная агитация:
"Широкую работу пытаются также вести различные религиозные секты: адвентитов, баптистов, ивангелистов и проч. (так в тексте.- "История"). Их организации рассеяны по всей России, наиболее крупные в Сибири и Поволжье (крестьянские союзы молодежи). Была попытка легализоваться, был повод для регистрации устава "Всерос. Союза Крестьянской молодежи", организация союза не разрешена. Программа этих союзов - та же, что и у взрослых религиозных сект. Руководящие органы молодежи состоят старые фанатики сектанты (так в тексте.- "История"). Устраиваются различные религиозные собеседования, кружки, вечера и проч. В последнее время замечена (в Казани) организация детских групп при секциях молодежи и созданных специально "сестринских общин" (женские группы). Ведется агитация против Всеобуча, армии и советской политжизни вообще. Пользуются влиянием в деревне, но только при агитации против призыва в армию; в остальных же случаях - постоянными слушателями и участниками их кружков являются подростки и девушки. Юношество же ходит из любопытства... При общей плохо поставленной антирелигиозной агитации среди деревенской и рабочей молодежи, разложении официальной церкви сектантское движение молодежи, его приемы и методы могут иметь влияние, и необходимо в этом направлении наши работы развить".
Как именно комсомольцы собирались развивать свою работу, было ясно из описанной в сводке борьбы с Социал-демократическим союзом рабочей молодежи (СДСРМ) - молодежной организацией меньшевистской РСДРП:
"В Одессе СДСРМ развил именную агитацию и издательскую деятельность. Апогея своего эта агитация достигла во время беспартийной конференции рабочей молодежи, на которой они блестяще провалились. Основной момент агитации меньшевиков следующий: "Никакое культурное и классовое воспитание рабочей молодежи невозможно при запрещении свободной пропаганды". "Большевики своей политикой арестов и гонением социалистов срывают политику единого фронта и делают невозможным объединенные действия социалистов и коммунистов на западе". "РКСМ как организация правящей партии не может защитить экономические интересы рабочей молодежи. Необходимо создание независимой секции молодежи при профсоюзах". Таковы общие лозунги молодежи меньшевиков, причем особенное внимание уделяется единому фронту и защите интересов рабочей молодежи, в то же время экономическая их программа списана с программы РКСМ. Накануне международного юношеского дня в Москве союз выпустил листовку с призывом к бойкоту демонстрации. В общем и целом - нужно ожидать в дальнейшей работы со стороны меньшевиков в среде рабочей молодежи" (так в тексте.- "История").
Но только не в Москве, где, как сообщал ЦК РКСМ, вопрос о деятельности меньшевистского союза молодежи с помощью товарищей с Лубянки был снят с повестки дня:
"В Москве союз одно время насчитывал 100 чел. Бюро Г.П.У. произвело несколько арестов среди членов бюро, выслав до 15 чел. в провинциальные города Курской, Орловской и северных губерний. После этого деятельность союза была парализована и замерла".
Вожаки комсомола мобилизовывали молодежь на любые мероприятия, чтобы добиться быстрого выдвижения в парт- и госаппарат
"Комсомол в школе не работал"
Освоив эффективные методы борьбы с принципиальными идейными врагами, которые практиковали старшие товарищи, комсомольские лидеры, как и партийные, вели ожесточенную борьбу между собой. Формально - идейную, на деле - за власть и влияние. А вся остальная работа шла прежним порядком, что настолько утомило ЦК ВКП(б), что Сталин в 1935 году лично взялся за перестройку работы комсомола. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ А. В. Косарев на пленуме ЦК ВЛКСМ рассказывал о встрече со Сталиным:
"Тов. Сталин задал нам вопрос о том, как организован аппарат ЦК Комсомола, как организованы аппараты комсомольских комитетов на местах, кто, где и сколько времени работает на руководящей работе, учатся ли наши руководящие товарищи, как учатся, что читают, сколько получают наши работники, как и чем помогают им партийные комитеты. Особое внимание тов. Сталин уделил работе комсомола среди молодых женщин (последнее предложение вычеркнуто из стенограммы выступления Косарева.- "История").
Начали мы отвечать на эти вопросы. Знакомим тов. Сталина со структурой своего аппарата. Есть, мол, у нас сельскохозяйственный отдел. Тов. Сталин спрашивает:
- Почему сельскохозяйственный? Разве комсомол финансирует или руководит сельским хозяйством? - говорит он.- Нельзя ли вместо отдела сельского хозяйства создать отдел крестьянской молодежи?
Мы продолжаем дальше: есть, мол, у нас промышленный отдел.
- Почему промышленный отдел? - спрашивает нас т. Сталин.- Разве у нас есть особая комсомольская промышленность? Нельзя ли вместо этого создать отдел рабочей молодежи?".
Однако главное в перестройке комсомола, как рассказывал Косарев на пленуме ЦК ВЛКСМ, было не в названиях:
"Тов. Сталин подробно объяснил нам, что аппарат комсомола не должен механически копировать партийные комитеты (а вы знаете, что такое копирование у нас было). Функции партийного и комсомольского аппарата не одни и те же. Партия руководит страной, комсомол же только помогает ей руководить своей воспитательной и организационной работой. Партия руководит через советский аппарат промышленностью, сельским хозяйством, она намечает планы развития всех отраслей народного хозяйства, определяет размеры их финансирования, контролирует их выполнение, подбирает руководящие кадры промышленности, строит жилые дома, столовые, организует рабочее снабжение, разрабатывает вопросы зарплаты и т. д., т. е. делает все, что должна делать стоящая у власти пролетарская партия, руководящая всей жизнью страны. Комсомол же является по преимуществу воспитательной организацией и на конкретных участках социалистического строительства должен помогать партии своей воспитательной и организационной работой выполнять задачи, которые она ставит перед страной".
Как говорил Косарев, Сталин добивался, чтобы комсомольские руководители поняли самое важное:
"Всеми своими объяснениями и замечаниями тов. Сталин поворачивает все руководство ленинского комсомола лицом к молодежи, к ее нуждам, к ее запросам, к ее воспитанию, к ее организации... В этом и есть курс на поворот всего ленинского комсомола лицом к комсомольцу и комсомолке, к рабочей и колхозной молодежи, к ее нуждам, к делу ее образования, к ее организации, ее политического просвещения и воспитания. Комсомол должен заняться своей основной функцией, своей главнейшей задачей - коммунистическим воспитанием молодежи и детей и организацией молодежи и детей вокруг советской власти".
Выступая на пленуме, Косарев был откровенен с товарищами:
"Всем известно, что до последнего времени комсомол в школе не работал, имели там хилую комсомольскую организацию и неопытный актив, что жизнью школы, организацией ее работы, порядками в школе мы занимались чрезвычайно недостаточно. Решение ЦК ВКП(б) поворачивает нас в эту сторону".
Но, наверное, самым неприятным для комсомольских лидеров было указание Сталина о руководящих кадрах ВЛКСМ:
"В своей беседе тов. Сталин поставил перед нами также задачу закрепления лучших наших работников на длительный срок работы в комсомоле. В частности, он критиковал текучесть актива, которая у нас, безусловно, есть, критиковал такое ненормальное положение, когда комсомольский работник, едва приобретет опыт и знания, старается перейти на другую работу".
Казалось бы, комсомол с этого момента переставал быть местом, где было удобно начинать карьеру чиновника. И действительно, со временем в ЦК ВЛКСМ появились работники предпенсионного возраста. Но ни указания Сталина, ни последовавшие вслед за их неисполнением репрессии, ни чистки "малого ЦК", случавшиеся в последующие годы, не могли повернуть комсомольских функционеров лицом к молодежи. Как не могли изменить негласного порядка, когда каждый комсомольский работник твердо знал, какую должность в партаппарате он может получить в зависимости от своего статуса в ВЛКСМ.
_______
Все даты до 1 февраля 1918 года даются по старому стилю
Составитель номера: Евгений Жирнов, руководитель историко-архивной службы ИД «Коммерсантъ»
Евгений Жирнов
газета «Коммерсантъ Власть», №32, стр.383, 15 августа 2016