Еврейское Постсоветье / начало

Jan 25, 2017 14:42

Ещё о демографии народов здесь, здесь и здесь

Евреи на постсоветском пространстве
Новые демографические данные / Исследования бывшего СССР

Оглавление: Численность евреев сокращается, расселение меняется || Столичные города - места концентрации || Динамика и дифференциация рождаемости || Быстрое постарение продолжается, но есть исключение - Азербайджан || Направления и источники современной эмиграции || Некоторые характеристики миграции из России в Израиль || Обратный поток || Новейшие данные. ©Ещё о евреях здесь, здесь и здесь, в т.ч. Советский дух Израиля



Хаим Сутин. Красная лестница в Кань / Chaim Soutine. L'escalier rouge a Cagnes, 1923
Численность евреев сокращается, расселение меняется

В 1990-х годах в демографии евреев бывшего СССР произошли коренные перемены. Главным фактором этих перемен была массовая эмиграция. Существенные изменения продолжились и в последующий период. Задача настоящей публикации - рассмотреть на основе новых данных динамику численности еврейского населения, некоторые его основные демографические характеристики и проанализировать волны постсоветской миграции. Для этого имеется достаточно обширная статистическая база, которую образуют материалы переписей населения стран бывшего СССР и данные текущего учета миграции[2].

Последняя советская перепись, которая учла 1480 тыс. евреев в Советском Союзе, была проведена в 1989 году, что дает нам хорошую исходную точку для измерения снижения численности еврейского населения в ходе последовавшей затем массовой эмиграции. В период с 1995 по 2004 годы первые постсоветские переписи были проведены во всех новых государствах, образовавшихся после распада СССР, за исключением Узбекистана. Результаты этих переписей свидетельствовали о резком снижении численности еврейского населения в бывших советских республиках.

В 1990-е годы падение численности евреев было более существенным, чем за предшествующие три десятилетия вместе взятые: к 2000 году общая численность еврейского населения в государствах бывшего СССР сократилась до 485 тыс. человек. Абсолютная величина этого падения (995 тыс. человек) оказалась больше, чем за все предшествующие 30 лет (799 тыс. человек). Естественно, темп сокращения (67%) был значительно выше, чем за период с 1959 по 1989 годы (35%).

В 2009 году новый раунд переписей начался в странах бывшего Советского Союза. Однако Украина и Узбекистан не провели перепись населения в этом раунде, который закончился в 2014 году. Поэтому для Украины последними остаются данные переписи 2001 года, тогда как для Узбекистана - гораздо более устаревшие итоги советской переписи 1989 года. К сожалению, результаты последних переписей, проведенных в Молдавии и Туркмении, относящиеся к еврейскому населению, не были доступны к моменту окончания работы над данной публикацией. Кроме того, в появившихся итогах двух постсоветских переписей Армении не было показано имеющееся там очень малое число евреев. Для того, чтобы восполнить эти лакуны мы подготовили оценки для еврейского населения названных стран на основе известных данных о его динамике.

Наши оценки, основанные на имеющихся данных постсоветских переписей, показывают, что в десятилетие между 2000 и 2010 годами общее число евреев в странах бывшего Советского Союза снизилось с 485 до 326 тыс. человек, или на 33% (табл. 1, рис. 1). Темп этого снижения был примерно тем же, как за три десятилетия с 1959 по 1989 годы, когда он, как уже было отмечено, составил 35%.



___a - Страны приведены в соответствии с учтенным числом евреев по переписи 1989 г. b - Включая татов (в РСФСР - всех, в Азербайджане - городских жителей; в итог по СССР входят, кроме того, учтенные в других республиках). c - Без тех, кто попал при переписи в категорию лиц, чья этническая принадлежность неизвестна. Численность таких евреев по данным переписи 2002 г. была оценена примерно в 20 тыс. человек, а по данным переписи 2010 г. - около 42 тыс. человек (см. текст). d - Оценка на начало указ. года, выполненная с использованием известных данных текущей динамики. Показатель для всего бывшего СССР не совпадает с суммой данных по странам, которые приведены за разные годы. e - По результатам правительственной переписи населения насчитывалось 3,6 тыс. евреев. Однако эта перепись не охватила Приднестровье, где по неофициальным результатам отдельной переписи было около 1,2 тыс. евреев. f - Кроме того, в этой переписи, вероятно, 3,6 тыс. горских евреев были учтены как таты. g - Без Абхазии и Южной Осетии.



Рис. 1. Численность еврейского населения в бывшем СССР, тыс. чел.Источники: перепись населения 1989 г.; оценки автора на основе материалов постсоветских переписей населения и известных данных текущей динамики.

Между 1999 и 2009 годами число евреев уменьшилось в Азербайджане до 9,1 тыс. (на 27%). За этот период в других постсоветских странах с преобладанием мусульманского населения падение было гораздо более выраженным: в Казахстане до 3,6 тыс. (на 48%), а в Киргизии до 0,6 тыс. (на 61%). Наиболее драматическое снижение было зафиксировано после гражданской войны в Таджикистане: по данным переписи 2000 года число евреев там составило только около 200, и оно упало до 36, как показали результаты переписи 2010 года (0,2% от цифры по переписи 1989 года). По данным переписи 2009 года число евреев в Белоруссии в течение десятилетия сократилось очень значительно - до 12,9 тыс. (на 54%).

В течение последнего межпереписного периода численность еврейского населения снизилась менее значительно в двух странах Балтии: она сократилась до 6,4 тыс. (на 38%) в Латвии и до 3,05 тыс. (на 24%) в Литве. В третьей стране этого региона - Эстонии - число евреев уменьшилось несущественно: оно снизилось до 2,0 тыс. (на 8%). Объяснение такой динамики, вероятно, можно найти в продолжении смены некоторыми лицами смешанного еврейско-русского происхождения своей этнической принадлежности на еврейскую национальность, что впервые было обнаружено в результатах предыдущей эстонской переписи 2000 года[3].

Стоит отметить, что по данным эстонской переписи населения 2010 года только 26,5% евреев в возрасте от 15 лет и старше указали, что чувствуют «принадлежность к религии»; однако из них 10,3% объявили себя последователями одной из ветвей христианства[4]. К сожалению, численность тех, кто заявил иудаизм, как свою религию, не была показана отдельно в результатах этой переписи для учтенных в ней евреев. Впрочем, на основании приведенных выше цифр мы можем сделать вывод, что среди них доля таковых была около 16% или даже меньше.

Последняя российская перепись населения (октябрь 2010 года) учла лишь 157,8 тысячи евреев. Наша оценка на дату этой переписи, основывающаяся на результатах последней советской переписи населения 1989 года (с учетом данных российской микропереписи 1994 года) и демографического баланса за последующие годы, составляет 200 тысяч человек. Таким образом, мы считаем, что более 42 тысяч евреев были учтены как лица, не указавшие этническую принадлежность, включая тех, по которым сведения получены из административных источников. Ранее подобный анализ данных предыдущей российской переписи, проведенной в октябре 2002 года, которая учла 233,6 тысяч евреев, показал, что и тогда около 20 тысяч евреев попали в группу лиц с неизвестной национальностью. Наша оценка численности еврейского населения России на дату предпоследней переписи составляет примерно 254 тыс. человек[5].

Столичные города - места концентрации

По данным переписи 1989 года 31% еврейского населения Российской Федерации проживало в Москве, 19% - в Санкт-Петербурге и половина (50%) - в провинции. В 2002 году, согласно официальным результатам следующей переписи, распределение несколько изменилось: доля Москвы увеличилась до 34%, лишь 16% приходилось на Санкт-Петербург, а общий удельный вес других регионов остался неизменным - 50%.

Однако в итогах этой переписи впервые появилась значительная группа лиц, чья этническая принадлежность была неизвестна, причем сосредоточены они были преимущественно в двух столичных городах. С учетом этого нами было подготовлено скорректированное распределение численности еврейского населения для трех выделенных регионов, которое соответствовало оценке общей численности населения России на дату переписи 2002 года - 254 тыс. человек[6]. По данным скорректированного распределения доля Москвы оказалась несколько выше официального результата - 35%, Санкт-Петербурга осталась той же - 16%, а общий удельный вес других регионов был равен 49% (табл. 2). Наиболее значительное сокращение доли евреев, проживающих в Санкт-Петербурге, соответствовало их повышенной склонности к эмиграции в этот период[7].



По официальным данным переписи 2010 года доля Москвы в еврейском населении России составила 34%, около 15% приходилось на Санкт-Петербург, а общий удельный вес других регионов был 51%. Сопоставление этих цифр с распределением по предыдущей переписи показывает их безусловную близость; все различия находятся в пределах округления показателей. На основании этого можно сделать вывод, что общая склонность к эмиграции в последний межпереписной период была близкой для всех трех групп еврейского населения России. Вместе с тем, наблюдались значительные погодовые колебания в распределении эмигрантов в Израиль по выделенным российским регионам (см. ниже).

Нами подготовлено скорректированное распределение численности еврейского населения для трех выделенных регионов, которое соответствует оценке общей численности населения России на дату переписи 2010 года (200 тыс. человек). При его расчете указанная цифра еврейского населения всей страны была распределена пропорционально официальным итогам по регионам. Ведь хотя численность лиц с неизвестной этнической принадлежностью значительно возросла в итогах переписи 2010 года, их стало немало и за пределами двух столичных городов[8].

По скорректированной оценке, в 2010 году еврейское население Москвы составляло 68 тыс. человек, Санкт-Петербурга - 30 тыс. человек, а вне этих двух городов проживало 102 тыс. евреев. Падение численности еврейского населения по сравнению с данными переписи 1989 года было заметно большим в Санкт-Петербурге (в 3,5 раза), чем в Москве (в 2,6 раза). За этот период общая численность евреев в других российских регионах сократилась в 2,8 раза, что равно аналогичному показателю в целом по России (рис. 2). Рассмотренные данные переписи населения 2010 года показывают, что сегодня, как и в 1989 году, половина российских евреев продолжает проживать за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.



Рис. 2. Численность еврейского населения Российской Федерации и ее регионов по данным переписей населения, тыс. чел.* Включая татов. ** Скорректированные данные переписи.

Некоторые постсоветские переписи обнаруживают намного более резкое сокращение числа евреев в столицах других стран бывшего Советского Союза. Так, между последней советской переписью 1989 года и первой украинской постсоветской переписью 2001 года, число евреев в Киеве упало в 5,6 раза, а их доля в еврейском населении этой страны уменьшилась с 21 до 17%. В белорусской столице Минске уменьшение численности еврейского населения в течение более длительного периода - с 1989 по 2009 годы - было еще более выраженным - в 7,5 раза. Однако доля евреев Минска увеличилась с 35% в 1989 году до 40% в 2009 году (табл. 3).



В странах Балтии подавляющее большинство евреев продолжает быть жителями столиц. Тем не менее, в постсоветский период их удельный вес в общей численности еврейского населения снизился. То же самое относится и к евреям Азербайджана и Киргизии. При этом в Азербайджане с 1989 по 2009 годы доля жителей столицы сократилась весьма заметно - с 80% до 67%, в то время, как в Киргизии этот показатель по-прежнему превышал 80%. По самым последним данным, в Астане, новой столице Казахстана, насчитывалось всего около 0,2 тыс. евреев (5% от общего числа еврейского населения страны). В 2009 году наиболее значительное количество евреев, как и раньше, проживало в городе Алма-Ата, бывшей столице страны, - 1,5 тыс. человек (42%).

Все приведенные нами по данным переписей показатели численности в демографии евреев рассматриваются как характеристики его «ядра». «Ядро» еврейского населения - это совокупность тех, кто в ответ на вопрос об их этнической принадлежности идентифицируют себя как евреи, а в случае детей, определены как евреи их родителями. Это «ядро» не включает лиц еврейского происхождения, которые указывают иную национальность в ходе переписи.

В демографии евреев используется также более широкая категория - «расширенное» еврейское население. Она включает всех членов домохозяйств, в которых хотя бы одно лицо входит в «ядро» еврейского населения[9]. Однако круг лиц, имеющих право получить разрешение на иммиграцию в Израиль (алия) в соответствии с израильским Законом о возвращении еще шире. Право на репатриацию по этому закону имеют евреи, их дети и внуки - все со своими законными супругами. Например, в Российской Федерации согласно самым последним оценкам к началу 2016 года «ядро» еврейского населения насчитывало примерно 180 тыс. человек, «расширенное» еврейское население - 380 тыс. человек, а население, подпадающее под действие Закона о возвращении, оценивалось в 570 тыс. человек[10].

Динамика и дифференциация рождаемости

Данные двух российских переписей дают хорошую возможность для анализа постсоветской динамики и дифференциации рождаемости среди самой значительной части еврейского населения бывшего Советского Союза. Среднее число рожденных детей у еврейского населения России не превысило 1,6 во всех поколениях женщин, появившихся в ХХ веке. Начиная с поколений женщин, рожденных в 1919-1923 годах, этот показатель стабилизировался на очень низком уровне: 1,3-1,4 ребенка[11]. По данным последней советской переписи 1989 года евреи имели самый низкий уровень рождаемости среди всех этнических групп Российской Федерации[12].

Материалы российской переписи 2002 года показывают, что рождаемость упала среди евреек в возрастах моложе 40 лет. По данным следующей переписи 2010 года снижение рождаемости продолжилось в возрастах до 30 лет. Обе переписи показывают, что когорты, которые достигли верхнего предела прокреативного возраста (45-49 лет), имели лишь около 1,4 ребенка на одну женщину (табл. 4). Еврейское население остается этнической группой с самым низким уровнем рождаемости в Российской Федерации[13].



Данные российской переписи 2010 года показывают очень значительные региональные различия в уровне рождаемости еврейского населения. Так, среднее число рожденных детей к возрасту 20-24 года было в три раза выше в Москве (0,27), чем в Санкт-Петербурге (0,09). В возрастах до 40 лет этот показатель имел наибольшую величину среди евреек в Москве, тогда как в более старших возрастах он достигал максимальных значений среди евреек российской провинции (табл. 5).



Наименьшим среднее число родившихся детей было среди евреек Санкт-Петербурга, где оно составляло к возрасту 45-49 лет лишь 1,22, тогда как за пределами двух столичных городов этот показатель был равен 1,50. Более того, сравнение данных переписей населения 2002 и 2010 годов показывает, что уровень рождаемости еврейского населения Санкт-Петербурга упал за межпереписной период во всех возрастах[14].

Быстрое постарение продолжается, но есть исключение - Азербайджан

Уже в послевоенный период еврейское население бывшего Советского Союза достигло достаточно высокой стадии старения, что было обусловлено низким уровнем рождаемости. В 1959 году его медианный возраст составил 41,2 года в России и 39,3 года на Украине. По данным переписи населения 1989 года этот показатель превысил 52 года в Российской Федерации и был лишь немногим меньше на Украине. Массовая эмиграция 1990-х годов ускорила процесс старения. В 2002 году медианный возраст евреев в Российской Федерации достиг 57,5 года. В 2001 году этот показатель по частичным данным (см. пояснение к табл. 6) был примерно на том же уровне на Украине. К 1999 году в Белоруссии медианный возраст евреев резко возрос: он увеличился более чем на девять лет за предыдущее десятилетие (табл. 6).



___a - По данным для гор. Киева, Днепропетровской, Одесской и Харьковской областей, а также Крыма, включая гор. Севастополь. b - 0-19. c - 20-29. d - 30-49. e - 50-69. f - 70+. g - Включая татов в гор. Баку.

В следующее десятилетие постарение еврейского населения стран бывшего СССР продолжилось. По самым последним данным медианный возраст евреев Белоруссии достиг 61,2 года и был выше примерно на один год, чем у евреев России, для которых он поднялся до 60,3 года. Во всех других странах бывшего СССР, за исключением Азербайджана, этот показатель также ощутимо увеличился по сравнению с 1989 годом. К 2011 году медианный возраст евреев в странах Балтии стал очень близким - 57-58 лет, тогда как по данным переписи 1989 года он заметно разнился: 43,4 года в Литве, 47,1 года в Латвии и 48,7 года в Эстонии.

Динамика возрастной структуры еврейского населения Азербайджана представляет особый случай. По данным переписи 1989 года эта структура была довольно молодой с медианным возрастом 33,2 года. В конце советского периода еврейское население Азербайджана состояло из ашкеназских и горских евреев[15], но можно полагать, что в постсоветский период ашкеназы были более склонны к эмиграции из Азербайджана. В результате, горские евреи, для которых характерна намного более молодая возрастная структура, стали подавляющим большинством еврейского населения этой страны.

Последняя азербайджанская перепись населения 2009 года показала, что подавляющее большинство евреев (93,5%) в этой стране назвали язык своей этнической группы в качестве родного языка и лишь незначительное их меньшинство (19,3%) свободно владело русским языком. Эти языковые характеристики современного еврейского населения Азербайджана резко отличаются от языковой практики ашкеназских евреев в бывшем Советском Союзе, которые уже давно перешли на русский язык[16]. В результате селективной постсоветской эмиграции, резко повысившей долю горских евреев, медианный возраст еврейского населения Азербайджана в 2009 г. составил лишь 35,7 года.

К сожалению, у нас нет данных о возрастной структуре евреев по последней советской переписи населения 1989 года для Казахстана. Более того, постсоветские переписи этой страны дают соответствующие сведения только для десятилетних возрастных групп. На основе таких данных возможны только очень грубые оценки медианного возраста, которые равняются примерно 49 годам и для 1999, и для 2009 года.

По самым последним данным доля тех, кто моложе 15 лет, была наиболее высокой среди евреев Азербайджана (19%), а минимальной среди белорусских евреев (4%). В Белоруссии доля лиц в возрасте 65 лет и старше выросла наиболее быстро: с 20% в 1989 году до 33% в 1999 году, а в 2009 году она составляла уже почти 40%.

В России по данным переписи населения 2010 года также около 40% евреев были в возрасте 65 лет и старше. В период с 1989 по 2002 годы удельный вес всех возрастов до 65 лет там уменьшился. Однако в следующий межпереписной период доля тех, кто моложе 15 лет, несколько увеличилась. За такой динамикой скрываются неодинаковые изменения в различных частях страны, которые могут быть рассмотрены по отдельности для евреев Москвы, Санкт-Петербурга и регионов за пределами этих двух городов.

По данным последней советской переписи населения 1989 года, еврейское население Москвы и Санкт-Петербурга было старше, чем за пределами двух столичных городов. Медианный возраст евреев в Москве (53,8 года) и Санкт-Петербурге (53,7 года) был почти одинаков, тогда как этот показатель для провинциального еврейства (50,7 года) был меньше примерно на три года (табл. 7).



По данным переписи населения 2002 года еврейское население Санкт-Петербурга постарело намного больше, чем в Москве. В межпереписной период медианный возраст московских евреев увеличился на 3,1 года, тогда как петербургских евреев - на 8,9 года. Он составил 56,9 года в Москве и поднялся до 62,6 года в Санкт-Петербурге. Этот показатель для провинциального еврейства возрос до 57,3 года. Как следствие, разница в медианном возрасте еврейского населения двух российских столиц достигла 5,7 года, в то время между московским евреями и провинциальным еврейством сократилась до 0,4 года. Это, видимо, было обусловлено различиями в уровне эмиграции трех выделенных групп. Наиболее склонными к эмиграции в этот период были евреи Санкт-Петербурга.

По данным переписи населения 2010 года медианный возраст евреев Москвы достиг 59,0 года, Санкт-Петербурга - 63,6 года, а других регионов России - 59,9 года[17]. В последний межпереписной период значительной региональной дифференциации в его приросте, как в предыдущий межпереписной период, не наблюдалось. Данная особенность развития процесса постарения соответствовала близости уровней эмиграции среди трех выделенных групп евреев в этот период, которая была установлена выше.

Между последней советской переписью 1989 года и российской переписью 2002 года доля младших возрастов (до 15 лет) существенно уменьшилась во всех трех группах евреев России. Однако в следующий межпереписной период этот показатель практически не изменился для петербургских и провинциальных евреев, тогда как несколько увеличился для московских евреев, что и привело к уже отмеченному его росту в целом для еврейского населения России.

По самым последним данным доля тех, кто моложе 15 лет, была наиболее высокой среди московских евреев (6,3%), а самый низкой - среди петербургских евреев (3,4%). Это соответствует данным о том, что уровень рождаемости был наиболее высоким в возрастах до 40 лет среди евреек Москвы (табл. 5). Можно полагать, что увеличение присутствия неашкеназских еврейских групп в российской столице, у которых выше уровень детности, способствовало обнаруженному там росту доли младших возрастов. По данным переписи населения 2010 года удельный вес лиц в возрасте 65 лет и старше достиг максимума, равного 46%, среди петербургских евреев, но даже среди менее постаревшего провинциального еврейства этот показатель составлял 38% (табл. 7).

Окончание

москва, турция и византия, общество и население, миграция и беженцы, эпохи, демография и социология, факты и свидетели, народы, 90-е, бывший ссср, развал страны, история, провинция, россия, поколения, исследования и опросы, санкт-петербург, израиль, бл_восток и магриб, нравы и мораль, статистика, страны и столицы, регионы, традиции, евреи, геополитика и территории, ссср, современность

Previous post Next post
Up