Мифология «охоты на ведьм». Виды обвинений

Dec 21, 2016 15:03

Ещё о средневековых репрессиях здесь, здесь и здесь

Охота на ведьм: кому и зачем это было нужно?
Историк Ольга Тогоева о процессе над Жанной д'Арк, двойственности религиозных представлений и экономических причинах охоты на ведьм / Лекции

Как возникли судебные процессы над ведьмами? Чем мотивировался приговор Жанне д'Арк? Какие аргументы использовались защитниками женщин, обвиняемых в колдовстве? На эти и другие вопросы ответила Ольга Тогоева в ходе лекции, прочитанной 24 ноября 2009 года и опубликованной на сайте Сноб. ©Ещё с О. Тогоевой



Испанская инквизиция, 1478
Ольга Тогоева - доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН

Ольга Тогоева - Охота на ведьм: кому и зачем это было нужно?


- Классический пример уже ведовского процесса, где топос неправильно нажитого богатства получил особое звучание, это известный процесс 1440 года против Жиля де Рэ - барона, соратника Жанны д'Арк, маршала Франции в Столетней войне. Он был обвинен в занятиях алхимией с целью добычи золота и в заключении договора с дьяволом, который также обещал ему богатство. В данном случае это был политический заказ: герцог хотел забрать земли барона в свои владения и выдвинул против него обвинения. Жиля де Рэ сожгли на костре.

- В Средневековье была очень распространена фраза:"Если можешь вылечить, то можешь и околдовать", появившаяся во Франции где-то в конце XIV века, но она же была популярна позже в Швейцарии, Италии на протяжении двух веков. Происхождение этой фразы связано с тем, что в этот отрезок времени в Европе шло противостояние между женщинами-знахарками и учеными-медиками, которые все были мужчинами.

- Дебаты о восприятии колдовства как реальности или как иллюзии шли на протяжении всего Средневековья. Начало было положено еще в IX веке, когда был создан первый официальный документ, посвященный колдовству - «Епископский канон» (Canon Episcopi). В нем колдовство рассматривалось как иллюзия, как выдумка и сон. Считалось, что полеты на шабаш - это выдумка, что женщинам это просто снилось. Такие представления о колдовстве просуществовали вплоть до XIII века.
_______

Текстовая версия от Сноба

00:00:03 / Ведьмы, какие они?

В 2008 году появилась любопытная тенденция: самые разные люди в разных странах обращаются к своим правительствам с требованием принести посмертные официальные извинения тем, кто в Позднее Средневековье и раннее Новое время был казнен по обвинению в колдовстве. Совсем недавно правительство Швейцарии принесло извинения сожженной в 1782 году Анне Гёльди, которая считается в современной историографии последней официальной жертвой охоты на ведьм.

Наши представления о ведьмах средних веков очень стереотипны. Мы считаем, что они были злыми, устраивали заговоры, вступали в секты и летали на шабаш. Однако в XIV- XVвеках ведьма не всегда воспринималась как зло. Она могла быть доброй, быть помощницей, приносить пользу другим людям. И понять, откуда в такой ситуации возникают судебные процессы над ведьмами, как вообще женщина может стать ведьмой, а мужчина превратиться в колдуна, очень сложно. Поэтому многие явления средневековой жизни кажутся нам нелогичными и фантастическими, а для людей Средневековья они были нормой.

00:02:55 / Основания для обвинений

Если человек по каким-то необъяснимым для его соседей причинам вдруг становился богатым, получал наследство, на его полях созревал необыкновенный урожай или просто его коровы вдруг начинали отлично доиться, это вызывало закономерный вопрос: как такое могло случиться? И часто люди начинали подозревать, что этот человек связался с нечистой силой.

Классический пример уже ведовского процесса, где топос неправильно нажитого богатства получил особое звучание, это процесс 1440 года против Жиля де Рэ -барона, маршала Франции. Он был обвинен в занятиях алхимией с целью добычи золота и в заключении договора с дьяволом, который обещал ему богатство. На самом деле это был политический заказ: герцог хотел забрать земли барона в свои владения, выдвинул против него обвинения, и Жиля сожгли на костре.

Топос богатства, нажитого незаконным образом, был очень широко распространен в Европе в XIV- XV веках, и не только во Франции или в Британии - даже в практически единственном ирландском ведовском процессе XIVвека речь шла именно о наследстве. Некая Элис Китлер якобы умертвила трех своих мужей для того, чтобы получить все их имущество и завещать его своему сыну от первого брака. Родственники тут же обвинили ее в том, что она извела своих мужей, наведя на них порчу и привлекая к этому личного демона.

Часто обвинение выдвигалось против людей из низших слоев. И это было особенно заметно тогда, когда обвиняемой оказывалась проститутка. При этом нужно помнить, что проституткой в средние века называли не только женщин, которые предлагали себя за деньги, любая одинокая женщина могла быть записана в проститутки. Женщина, ушедшая из дома и оставшаяся без поддержки родных, автоматически теряла статус добропорядочной, и в обществе к ней начинали относиться как к потенциальной распутнице. Сожительство без заключения брака, развратное поведение замужней и благополучной женщины, у которой был любовник, также могли расцениваться как проституция.

Характерно, что на процессе Жанны д’Арк тема одинокой женщины, которая покинула своих родных и отправилась в армию, стала одной из основных при обвинении ее в занятиях проституцией. Потом это обвинение постепенно переросло в обвинение в колдовстве.

Любовная магия, которая позволяла, с точки зрения людей Средневековья, той или иной особе пользоваться большой популярностью у мужчин, также была одним из излюбленных обвинений на ведовских процессах.

00:10:06 / Медицина официальная и народная

В средние века в Европе была очень распространена фраза «Если ты умеешь вылечить, значит можешь и околдовать». Ее происхождение связано с тем, что как раз на рубеже XIV- XV веков в Европе происходила отчаянная борьба между женщинами-знахарками и учеными-медиками, которые, естественно, все были мужчинами. Медики преследовали своих противниц на том основании, что их знания не научны.

Деревенская знахарка обладала в глазах ученых с университетским дипломом еще одной особенностью: это была доверчивая верующая, доходящая до экстаза в своей вере и подверженная видениям. Поэтому, с точки зрения мужчин, особенно священников, такая женщина очень часто превращалась в особу, склонную к аффекту, преувеличениям, иллюзиям и видениям. А это вело уже не к Богу, а к дьяволу, поскольку видение, в отличие от откровений, человеку посылает дьявол и оно не носит божественного характера.

00:11:55 / Вера и суеверия

Любые отклонения от ортодоксальной веры могли быть интерпретированы как связь с дьяволом. Отклонения эти могли быть самыми разнообразными: отказ пойти на церковную службу, отказ прочесть молитву, исповедаться или причаститься. Более сложный вариант отклонения заключался в использовании примет, суеверий, заклинаний, которые имели вовсе не христианское, а языческое происхождение. Например, была очень популярна практика стрелять в облака из лука или подбрасывать в воздух камни или ветки, и все это для того, чтобы вызвать дождь или, наоборот, отогнать его. Считалось также, что во избежание попадания молнии нужно трубить в рог, роженица для облегчения своих мук должна выпить воды, поднесенной преступником, или посидеть на погребальных носилках и так далее.

В умах средневековых людей совершенно элементарно сочетались вера в единого христианского Бога и в языческих богов, которые гарантировали им конкретное благополучие в конкретной ситуации.

00:19:38 / Колдовство - реальность или иллюзия?

Дебаты о восприятии колдовства как реальности или как иллюзии шли на протяжении всего Средневековья. Начало было положено еще в IXвеке, когда был создан первый официальный документ, посвященный колдовству - «Епископский канон» (CanonEpiscopi).В нем колдовство рассматривалось как иллюзия, как выдумка и сон. Считалось, что полеты на шабаш - это выдумка, что женщинам это просто снилось. Такие представления о колдовстве просуществовали вплоть до XIIIвека.

В XIIIвеке священники, проповедники, которые общались с местным населением, столкнулись с огромным количеством совершенно нехристианских представлений, они увидели, что вера этих людей отнюдь не ортодоксальна. И постепенно восприятие колдовства как иллюзиипереросло в восприятии его как реальности. Священники, а за ними и ученые-теологи, решили, что все-таки колдовство существует. На протяжении двух веков они свято верили, что ведьмы действительно летают. Любопытно, что в конце XVвека священники опять изменили свои представления о колдовстве - они решили, что все-таки это иллюзия, но не простая: это не выдумка и сон, а это дьявол насылает на женщин иллюзии, поэтому теперь именно их иллюзии, мысли о занятиях колдовством и являются преступными. В этот момент обвиняемая в колдовстве женщина становится виновной априори. Это значит, что для доказательства ее вины отныне не требуется никаких свидетельств ее колдовской деятельности, не нужны вещественные доказательства, показания свидетелей и даже ее собственные показания.

00:23:12 / В погоне за ведьмами

С этого момента и начинается охота на ведьм, ярчайшим примером которой является правление английского короля Якова I. Он увлекался демонологическими сочинениями и даже сам написал одно, которое так и назвал - «Демонология». Другой не менее показательный пример - это восточная Европа, где масштаб охоты на ведьм находился в прямой зависимости от распространения демонологических трактатов. Например, в Польше в XVII- XVIIIвеках, когда эти книги туда только-только попали и были переведены на польский язык, а затем получили некоторую известность, тут же произошел дикий скачок в охоте на ведьм - десять тысяч процессов за неполные двести лет.

В то же самое время в соседней Венгрии не было переведено ни одного демонологического трактата, и за два века там казнили только тысячу человек. Вера в ведьм не получила в этой стране должного развития, поскольку очень быстро, где-то в середине XVIII века, место ведьм в качестве нежелательного для общества элемента заняли вампиры, вера в которых процветает там, видимо, до сих пор.
_______

От редакции Сноба: - Старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук Ольга Тогоева занимается Средневековьем. Много лет училась в Сорбонне, и на данный момент она единственный в России специалист по Жанне д’Арк, которую, в тему нашей лекции, тоже сожгли как ведьму. Ольга говорит, что ни один дошедший до нас из средних веков факт нельзя считать достоверным. Так, например, мы никогда не узнаем, была ли Орлеанская Дева девственницей или блудницей. Главное, точно известно, что она существовала. То же самое и с ведовскими процессами: детали, конечно, утеряны, ведь до нас дошли лишь судебные летописи, в которых - своя правда. Но, сопоставляя эти документы с записями средневековых теологов, демонологов, философов, можно составить более-менее полную картину об этих давних событиях. Кстати, кроме разных анонимок, докладов, исков и научных трудов, до нас дошли и некоторые колдовские рецепты. Например, чтобы сохранить любимого надо было: свернуть голову петуху, взять его яички, на восемь дней положить под подушку (этот запах надо пережить), потом стереть их в порошок и подсыпать в еду дружку. Из того, что рассказывает госпожа Тогоева, это, пожалуй, самый простой способ приворота.

Наш сегодняшний лектор известна не только тем, что является крупным специалистом по Жанне д’Арк. Ольга Тогоева несколько лет назад совершила историческое открытие. Ее как историка пустили в святая святых - библиотеку Ватикана. В библиотеке особые правила, например, там нельзя включать электрический свет, чтобы не испортить старинные свитки. Ольга взяла почитать огромную книгу XV века «Мистерия об осаде Орлеана», поднесла фолиант к окну. Мистерия эта давно изучена, переведена на все языки и уже давно никакого научного интереса не вызывала. Поднеся книгу к окну, госпожа Тогоева случайно посмотрела листы на просвет и увидела, что бумага с водяными знаками. Знаки позволяли с точностью до года определить дату написания мистерии. Говорит, что заметив это, почувствовала себя Колумбом, увидевшим Америку. После того как восторженным шепотом Ольга сообщила хранителю о своей находке, в библиотеку Ватикана тут же набежали кардиналы и епископы. В сегодняшней лекции не будет открытий, сегодня будем развевать мифы и восполнять пробелы.
_______

В рубрике «Лекции» мы будем выбирать для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публиковать в привычном формате. Так, мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.

© ПостНаука и Сноб, 24 февраля 2009 - 10 августа 2013

пытки, турция и византия, христианство, общество и население, символы, эпохи, факты и свидетели, средневековье, версии и прогнозы, франция, видео, культура, интересно, вера, мистика и оккультизм, преступления и наказания, интервью и репортаж, религии, мнения и аналитика, казни, суды и следствия, история, архивы_источники_документы, католики и Ко, идеология и власть, законы и конституция, репрессии и цензура, европа, нравы и мораль, страны и столицы, ведизм, мракобесие, мифы и мистификации

Previous post Next post
Up