Ещё об
атоме на Бл. Востоке Обладает ли Израиль ядерным оружием?
У Израиля может быть до 80 ядерных боеголовок, но на первый план он ставит возможность отразить ядерный удар по его территории / Статья 2013 года
Вопрос обладания Израилем ядерным оружием окутан туманом тайн и недомолвок.
©По теме:
Ядерный апокалипсис по-израильски |
Как СССР мог Израиль без ЯО оставить Испытния израильской баллистической ракеты Иерихон III
В своих заявлениях израильские официальные лица никогда не подтверждают, но и не отрицают наличие у Израиля ядерного оружия. Однако зарубежные эксперты уверены, что Израиль входит в число восьми ядерных держав мира.
Когда у Израиля появилась ядерная программа?
Первые сообщения о начале производства ядерной оружия в Израиле появились в отчете ЦРУ в 1968 году. Эта оценка была основана на неофициальной беседе между главой научно-технического отдела ЦРУ Карлом Дакеттом и Эдвардом Теллером, отцом [американской] водородной бомбы. Основываясь на свои контактах с израильтянами, оба специалиста пришли к выводу, что Израиль обладает всеми ресурсами для производства ядерной бомбы.
Тогда же премьер-министр Израиля Леви Эшколь в ответ на обращение президента США Линдона Джонсона заявил, что Израиль никогда не станет первой страной на Ближнем Востоке, которая применит атомное оружие. Еще более загадочно выразился Эфраим Кацир, четвертый президент Израиля (1973-1978): «Мы не будем первыми, кто применит ядерное оружие, но мы также не будем и вторыми».
Такие декларации израильских лидеров, вероятно, означают, что Израиль обладает не только боевым ядерным потенциалом, но и развитой системой противоракетной обороны, способной успешно отразить ядерный удар по территории еврейского государства и нанести ответный сокрушительный удар.
В СССР внимательно следили за ядерными приготовлениями Израиля и с помощью своих арабских союзников пытались предотвратить их. Бывший руководитель ближневосточного отдела МИД СССР, посол по особым поручениям Олег Гриневский в одном из интервью сообщил: «Наша разведка еще в середине 60-х располагала надежными сведениями относительно ядерного потенциала Израиля. Существует информация о том, что одной из причин развязывания Египтом Шестидневной войны было стремление нанести удар по Израилю прежде, чем эта страна сможет применить ядерное оружие. В военных планах Египта Димона (израильский ядерный реактор. - РП) значилась в качестве одной из главных целей».
Секретный израильский ядерный объект недалеко от города Димона
Российский историк В. Богданов пишет, что в рассекреченных аналитических документах КГБ говорилось: «Спутники-шпионы, а также конвенциональные разведслужбы снабдили СССР точными данными относительно объекта в Димоне. СССР передал Египту информацию об израильском реакторе».
Количественные оценки ядерного арсенала Израиля крайне противоречивы. По данным американского исследовательского центра Global Security, уже во время Шестидневной войны 1967 года Израиль обладал двумя атомными бомбами. Во время Войны Судного Дня в 1973 году Израиль якобы собрал уже тринадцать атомных бомб мощностью в 20 килотонн, хотя в то же время СССР сообщил Египту о наличии у Израиля всего трех ядерных боеприпасов.
После этой войны на вооружении израильской армии были, по мнению зарубежных экспертов, как минимум три дивизиона самоходных 175 мм орудий, способных вести огонь снарядами с ядерными боеголовками.
В 1974 году эксперт ЦРУ Карл Дакетт предполагал, что Израиль обладает от десяти до двадцати единицами ядерного оружия. К середине 90-х, по мнению экспертов, у Израиля было 100-200 боеголовок.
По экспертным оценкам, к концу 90-х годов в арсеналах Израиля было уже до 400 единиц ядерного оружия, включая авиабомбы, боеголовки для мобильных ракетных комплексов «Иерихон-1», «Иерихон-2», «Иерихон-3», а также тактическое ядерное оружие различных типов.
Однако в отчете Стокгольмского института исследования проблем войны и мира (SIPRI), опубликованном в июне 2013 года, указывается, что у Израиля есть всего 80 единиц ядерного оружия: 50 боеголовок для баллистических ракет «Иерихон-3» и 30 бомб, готовых к сбросу с самолетов.
Нет никаких свидетельств, что Израиль когда-либо проводил испытания ядерного оружия, хотя многие эксперты предполагают, что ядерный взрыв в южной части Индийского океана в 1979 году был таким испытанием. Точно в 01:00 по Гринвичу 22 сентября 1979 года, датчики на борту спутника VELA-6911 обнаружили две световые вспышки в Индийском океане в районе острова Принца Эдуарда. Самое очевидное объяснение состояло в том, что кто-то взорвал атомную бомбу. Список подозреваемых быстро сузился до Израиля.
Израильская ядерная триада
В основе стратегических ядерных сил лежит триада, состоящая из межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования, крылатых ракет на подводных лодках и истребителей-бомбардировщиков дальнего радиуса действия. Израиль обладает всеми элементами ядерной триады, что только усиливает подозрения в его адрес.
В качестве средства доставки наземного базирования, зарубежные эксперты изначально рассматривали двухступенчатую ракету «Иерихон-2», чья дальность определяется ими в 1500 км и которая способна нести боеголовку весом до 1 тонны.
Зарубежные эксперты обратили внимание на создание в Израиле трехступенчатой ракеты «Шавит». Израиль использует эту ракету как средство вывода на околоземную орбиту своих космических спутников, однако, по мнению зарубежных экспертов, ее характеристики вполне соответствуют требованиям к межконтинентальным баллистическим ракетам. После запуска первого израильского спутника «Офек» ученые в Ливерморской национальной лаборатории (США) вычислили, что ракета-носитель «Шавит» вполне может транспортировать боеголовку на расстояние в 7200 км. Всего, по западным оценкам, в составе ВВС Израиля имеется до 150 ракет «Иерихон-1» и от 50 до 90 ракет «Иерихон-2», причем как мобильного, так и шахтного базирования.
8 марта 2005 года американский еженедельник Defense News сообщил, что несколько дней назад Израиль осуществил успешные испытания оперативно-тактической ракеты дальнего радиуса действия типа LORA. По информации еженедельника, эти испытания, назначенные первоначально на 1 марта, были отложены из-за обнаружения в районе испытаний американских самолетов-разведчиков.
Запуск 17 января 2008 года израильской ракеты с полигона «Пальмахим» зарубежные комментаторы считают испытанием нового двигателя трехступенчатой баллистической ракеты «Иерихон-3», дальность которой достигает теперь, по некоторым оценкам, 11 500 километров. Cпециалисты назвали испытательный пуск, подробности которого военные не раскрывают, «прорывом» в развитии национальной ракетной программы.
Важную роль в разведке и наведении на цели играет израильская военно-космическая группировка. По оценкам израильских военных, запуск в 2008 году спутника-шпиона TecSar сделал Израиль «одной из ведущих стран мира по развитию спутниковых технологий». Одной из задач TecSar является сбор разведывательной информации об Иране, пишет газета Haaretz.
Спутник-шпион TecSar пополнил израильскую военно-космическую группировку, включающую разведывательный спутник Ofek-5, запущенный в мае 2002 года. Кроме того, на орбите находятся коммуникационные спутники Ofek-7, Eros-В, а также Amos-1, Amos-2. Amos-3. Amos-4 и Amos-5.
Вторым элементом ядерной триады являются истребители-бомбардировщики, способные нанести бомбовый и ракетный удар по целям в глубоком тылу противника.
Израильские ВВС сегодня являются вторыми на Западе после США по числу пилотируемых самолетов, число которых приближается к одной тысяче. Средний годовой налет израильского летчика составляет 250 часов, что заметно превышает аналогичный показатель у американских пилотов. В последние годы, после поступления на вооружение израильских ВВС 250 истребителей-бомбардировщиков F-16I (Sufa), стратегические возможности ВВС Израиля увеличились многократно.
Израильский истребитель-бомбардировшик F-16I / Фото: Tara Todras-Whitehill
Важным дополнением воздушной компоненты ядерной триады Израиля в последние годы стали боевые дроны - беспилотные самолеты-роботы, в производстве и боевом применении которых Израиль является общепризнанным мировым лидером.
Боевые дроны могут быть использованы как в качестве мобильных средств ведения радиоэлектронной войны для подавления систем ПРО и ПВО противника, так и для нанесения ракетных ударов в глубине обороны противника. В частности, речь идет о гигантском беспилотном самолете-роботе дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) Eitan, чьи размеры сравнимы с пассажирским лайнером Boeing-707.
В конце декабря 2010 года было сообщено о том, что ЦАХАЛ развернул «для оперативного использования отдельную эскадрилью этих, самых крупных в мире, беспилотников.
Третий элемент классической ядерной триады - это подводные лодки, способные нести крылатые ракеты. Известно, что на вооружение израильского военно-морского флота в последние годы поступило три подводных лодки типа Dolphin, считающиеся по своим мореходным и боевым свойствам одними из лучших в мире среди подлодок этого класса. Всего в ближайшие годы Израиль планирует ввести в состав своего подводного флота не менее девяти таких субмарин.
Подводные лодки типа Dolphin имеют водоизмещение 1,9 тысячи тонн и достигают 57 метров в длину при ширине в 6,8 метра. Dolphin способен развивать скорость до 20 узлов, погружаться на глубину до 200 метров и преодолевать до 14,8 тысяч километров. Автономность плавания субмарины составляет 30 суток.
На вооружении дизель-электрической подлодки стоят шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм и четыре - калибра 650 мм, которые могут быть использованы для установки мин, пусков торпед типа DM2A3 и крылатых ракет.
Ранее Германия продала Израилю пять подлодок этого класса:
- «Дельфин» - поступила на вооружение ВМФ Израиля в 1999 году;
- «Левиафан» («Кит») - в 2000 году;
- «Текума» («Возрождение») - в 2000 году;
- «Танин» («Крокодил») - в 2012 году;
- «Рахав» («Морской дьявол») - в 2013 году.
Эксперты Global Security предполагают, что эти субмарины могут быть вооружены крылатыми ракетами с ядерными боеголовками. Видимо, речь идет о крылатых ракетах морского базирования Popeye Turbo SLCM производства израильской компании Rafael, которые, как предполагается, могут поражать цели на расстоянии более 1500 километров и способны достичь Ирана с боеголовкой массой до 200 килограммов.
В последние годы с классической триадой все более сближаются технологии кибервойны. Как показали результаты недавних кибератак по Ирану, средства кибервойны способны нанести противнику такой же урон, как и бомбовый или ракетный удар.
Немецкий исследователь Ральф Лангнер очень серьезно относится к целевым кибератакам, приписываемым Израилю. «В Иране мы наблюдаем первую настоящую кибервойну в истории, - приводит слова Лангнера французская газета Le Temps. - Хотя этот термин использовался и раньше, на этот раз речь впервые идет о военных операциях в собственном смысле слова. Эти атаки способны уничтожать военные цели. Программное обеспечение было использовано как оружие для удара по Ирану, при этом оно обладает той же разрушительной силой, что и антибункерная бомба или крылатая ракета. Преследуемая цель - физическое уничтожение».
Противоракетная оборона
Израиль сегодня обладает системой ПРО, полностью прикрывающей всю территорию страны.
Комплексная ПРО Израиля состоит из четырех эшелонов перехвата целей, оснащенных противоракетами как дальнего действия - для уничтожения ракет на больших высотах вне атмосферы, так и противоракетами меньшей дальности - для действий в атмосфере, в радиусе от 1 км до 2500 км.
На внеатмосферном участке траектории (высота до 100 км) работает противоракета «Хец-3» («Стрела-3»), созданная по технологии hit-to-kill (уничтожение прямым попаданием) и впервые протестированная в 2009 году. Эта ракета, как обещают ее разработчики, обладает «99-процентным уничтожающим потенциалом». На нее ляжет задача уничтожить иранские ракеты «Шихаб-3», способных достичь территории Израиля.
Противоракеты «Хец-2» создают второй эшелон обороны уже на атмосферном уровне. Обе системы будут работать при поддержке передвижного радара X-диапазона AN/TPY-2, размещенного европейским командованием ВС США в октябре 2008 года. Этот радар покрывает территорию радиусом в 1900 км.
Третий и четвертый эшелоны фактически выполняют роль ПВО, работая на малых высотах. Эти эшелоны ПРО заполняют системы тактической противоракетной обороны - «Праща Давида» и «Железный купол».
«Праща Давида» предназначена для перехвата баллистических ракет малой дальности (на дистанции от 40 до 250 км), крылатых ракет и неуправляемых ракет.
«Железный купол» уничтожает цели на дистанциях от 1 до 70 км. В ходе недавних боевых действий противоракеты «Железного купола» перехватили до 85% ракет, запущенных из сектора Газа боевиками ХАМАСа.
Израиль отрабатывает атаку на ядерные обьекты Ирана.
Как пишет Амир Орен в «Гаарец», «если вы спросите любого пилота израильских ВВС, что должно предпринять государство Израиль в виду иранской ядерной угрозы, ответ будет прост: только отдайте приказ!»
В возможной атаке на иранские ядерные объекты будут задействованы сотни боевых самолетов израильских ВВС. Они одновременно зайдут на цели и сбросят глубинные бомбы массой до двух тонн. Удар будет нанесен сразу по всем ядерным объектам. Среди прочего, на цели будут сброшены 900-килограмовые бомбы GBU и 2,2-тонные GBU-28.
Управляемая авиационная бомба GBU-28 / Фото: Manuel M. Chavez
Такой сценарий содержится в секретном документе Центра стратегических исследований в Вашингтоне, который оказался в распоряжении газеты «Гаарец». Основывается документ на данных сухопутной, авиационной и космической разведки и, как подчеркивают специалисты, представляет собой «особую важность».
В июне 2008 года прошли крупномасштабные учения ВВС Израиля. Главной целью учений являлась отработка тактики действий боевой авиации в ходе воздушной операции в глубоком тылу противника. В маневрах над акваторией Средиземного моря и территорией Греции приняли участие более 150 штурмовиков F-16I и F-15I ВВС Израиля. Кроме того, были задействованы вертолеты, которые могут применяться для эвакуации сбитых пилотов, а также самолеты-заправщики.
По данным The International Herald Tribune, израильская боевая авиация действовала на дальности более 1500 километров, что примерно соответствует расстоянию от аэродромов ВВС Израиля до иранского завода по обогащению урана в Натанце.
Американские источники тогда сообщали, что в учениях израильских ВВС в воздушном пространстве Греции принимали участие греческие противовоздушные комплексы С-300. Это позволило израильским самолетам «отрепетировать» отражение возможных атак иранских ПРО и ПВО.
Речь идет о комплексах С-300 российского производства, которые в 1998 году Россия продала Кипру. Впоследствии они были переданы Греции по договоренности с Турцией в рамках урегулирования кипрского конфликта - чтобы не нарушать баланс сил на острове.
Весной 2009 года ВВС Израиля провели учения над Гибралтаром, в ходе которых отрабатывались действия пилотов при нанесении ударов по целям, расположенным на большом удалении от аэродромов. Самолеты условно разбомбили цели, расположенные на расстоянии 3800 километров от своих баз.
Судя по данным, публикуемым зарубежными источниками, Израиль обладает ядерным оружием и средствами доставки. Но кроме возможного их применения, он постоянно отрабатывает ситуации, когда самому Израилю придется отражать ядерный удар по его территории.
Александр Шульман, Израиль
«Русская планета», 12 сентября 2013