Ещё о
с/х в СССР «С 1939 года трудодень колхозников еще не оплачивался»
Как советская экономика добивалась невиданных успехов / Коммерсантъ-История №3
5 октября 1952 года в отчетном докладе ЦК ВКП(б) XIX съезду партии было объявлено, что в стране собран огромный урожай - 8 млрд пудов зерна, и зерновая проблема в стране «решена окончательно и бесповоротно».
©Ещё
«Врёт, как очевидец!» Колхозники спрашивали, есть ли такой закон, чтобы те, кто выращивал хлеб, сами его не имели / Фото: П. Беззубенко
О том, каким образом экономика СССР добивалась таких успехов, рассказывалось в письмах о жизни в советской деревне, сохранившихся в архиве ЦК КПСС.
Из письма колхозников сельхозартелей "Вперед", "Искра" и им. 18-го партсъезда Платоновского района Тамбовской области, 20 июля 1946 года
Уважаемый друг и учитель и Генералиссимус Советского Союза, непревзойденный гений человечества товарищ Сталин. Вас просят граждане тамбовчане дать ответы и уделить должное внимание на интересующие граждан тамбовчан следующие вопросы...
Как реагировать будет правительство на дальнейшую судьбу колхозников и колхозниц тамбовчан, учитывая одно обстоятельство, что с 1939 года и по настоящее время трудодень колхозников еще не оплачивался, и какая может быть заинтересованность и стремление в дальнейшем, если работать в течение нескольких лет, без чего не может существовать человек, т. е. без хлеба (письмо передано для дальнейшего разбирательства министру государственной безопасности генерал-полковнику В. С. Абакумову.- "История").
Из письма капитана К. Ф. Анисимова из Симферополя, 13 августа 1946 года
После долгих сомнений и колебаний, мучающих меня уже два года, я решил использовать свое право члена партии обратиться с запросом непосредственно к Вам. Может быть, я пишу грубо и самоуверенно (в этом заранее прошу у Вас прощения), но я выкладываю Вам все, что у меня есть на душе, и прошу помочь мне разобраться в моих сомнениях.
В последнее время на страницах нашей печати и по радио стали все больше и больше раздаваться тревожные сигналы о неполадках в нашей внутригосударственной жизни. "Правда" стала печатать не только маленькие фельетоны об отдельных случаях бюрократизма, зажима критики, взяточничества, казнокрадства и спекуляции, но и сообщения органов прокуратуры и министерства госконтроля и даже в специальных передовицах стала призывать к порядку, признав тем самым массовый характер этих пороков нашей внутренней жизни.
Наиболее показательны в этом отношении материалы, вскрытые бригадой ЦК ВКП(б) по Крымской области и повлекшие за собой смену руководства Крымского обкома ВКП(б). В Крыму последствия канцелярско-бюрократического руководства обкома ВКП(б) и облисполкома и их отрыва от масс, последствия бюрократизма, взяточничества и вымогательства колхозного добра (суть казнокрадства!) со стороны многих районных партийных и советских организаций привели к развалу многих переселенческих колхозов, голоду среди колхозников и бегству их из пределов Крыма. Подобное варварское отношение к колхозам и колхозникам имеется не только в Крыму, но широко распространено по всей нашей стране. В некоторых районах Херсонской области (например, в Цюрупинском) колхозники в результате неурожая в этом году и отсутствия всякой помощи и внимания со стороны местных государственных органов буквально пухнут с голоду и тоже разбегаются по разным местам.
По всему Союзу распространено "кормление" районных руководителей за счет колхозов... А грубое игнорирование воли колхозного собрания, самоуправное назначение и снятие председателей колхозов райкомами и райисполкомами без ведома и воли колхозников так широко распространено, что колхозники относятся к колхозу не как к артели, где они полные хозяева, а как к совхозу наемные рабочие. В свою очередь председатели колхозов, назначенные сверху, а не выбранные колхозниками, чувствуя себя совершенно независимо от колхозников, ведут себя как барские приказчики; выжимают из колхоза все соки и совершенно не заботятся о быте и жизни колхозников и, думая лишь о том, как бы угодить районному и высшему начальству, прикармливают их коровок, свинок и прочую животинку за счет колхоза, давая также и всякую иную мзду. Я неоднократно встречался с таким положением в 1945-46 гг. и в Северо-Осетинской АССР, где живут мои родители, и в Калининской области, где я три недели был в резерве, и в Армянской и Азербайджанской ССР, где я служил в УР'е (укрепленном районе.- "История").
По изношенной одежде, если была хотя бы такая, колхозников узнавали издали / Фото: Э. Гутгарц
Из письма Героев Социалистического Труда П. В. Кухтиной и Х. Ф. Тутовой из Ново-Ивановского свеклосовхоза Близнюковского района Харьковской области, 1948 год
В связи с присвоением нам звания Героев Социалистического Труда, Кухтиной П. В. и Тутовой Х. Ф., за наш скромный труд на социалистических полях еще с большей энергией, еще с большим вниманием работаем в данное время по выращиванию и уборке нового обильного урожая.
И теперь, проработав в нашем совхозе сезон работы, нам отпускают заработанный хлеб по 450 руб. за центнер, когда на рынке можно купить по 150 руб. за центнер.
Мануфактуры у нас достать трудно, а также обуви и мыла. В общем, никакого на нас внимания не обращают.
За выполнение нами обязательств в 1947 году мы не получили никаких дополнительных зарплат, не получили ни сахару, ни денег, ни хлеба. А когда подписывали обязательство, то нам все это обещали. Посылаем Вам наше выполненное обязательство в 1947 г., почитайте и разберитесь, правильно ли наша дирекция поступила с нами, или нет.
Из дополнения к письму, написанного П. В. Кухтиной
Я, Кухтина, работаю в совхозе. Имею 2-х стариков-иждивенцев, мужа отца и мать, у которых три сына погибли на фронте.
Обращалась я в райисполком по поводу стройматериала. Мне отказали, а мне жить негде, имеем у себя домик, который не сегодня завтра развалится, купить леса не на что, и, как выйти из этого положения, не знаю. Это одно, что дома нет, а второе - подходит лютая зима, а топить нечем.
В общем, положение мое трудное: двое старых и ребенок голые, босые, негде жить, и зима холодная на носу.
Из письма девятиклассника А. Е. Багно, хутор Михайловка Краснопольского района Сумской области, полученного в ЦК ВКП(б) 9 сентября 1952 года
Еще в военное время при недостаче рабочих рук, тягловой силы и инвентаря отсталые колхозы получали малые урожаи со своих земель, следовательно, и трудодень оплачивался плохо. Колхозники, возвращавшиеся с войны, видя такое положение в колхозах, устраивались на работу на предприятия. Обескровленные за войну колхозы, имея в председателях нерадивых людей, не пополнялись рабочей силой. Это привело к тому, что при плохом руководстве районами и по сей день, несмотря на укрупнение их, колхозы остались отсталыми, с плохими бытовыми условиями колхозников.
Зарабатывая мало в колхозах, терпя убыток от своих хозяйств, колхозники, не получающие средств со стороны, разорились и ушли из колхозов "туда, где лучше".
Многим оставшимся колхозникам, получающим мало средств со стороны, уже в этот год придется продавать коров, чтобы расплатиться с налогом, который очень большой вследствие громадных огородов (0,5 га), без которых жить нельзя. Об одежде, пище и некоторых других вещах нечего и говорить. Колхозника можно узнать еще издали...
Возьму хотя бы нас. Нам начислили 1202 рубля налогу. Мать работает одна (отец женился другой раз) и зарабатывает примерно 200 трудодней. Денег, конечно, мы не видим - уходят на облигации. Пока отец высылал справку (он работает в шахте) и мы налог не платили, тогда жилось хоть и безденежно, но сносно, а теперь приходиться продавать корову и на тот год уезжать, потому что мы воровать не способны, а тут не уворуешь - не проживешь без средств со стороны.
Вот и сейчас двух колхозниц из колхоза им. Сталина Краснопольского района будут судить за хлеб. Что же они, с жиру пошли его воровать? Может быть, их детям нечего будет есть зимой. А в колхозе сколько там дадут. Если бы они жили на положении "повышенного быта", тогда уж другое дело. Можно бы и 10 лет дать. А раз их, считай, к этому принудили, а теперь 10 или сколько там лет тюрьмы дали,- это уже несправедливо. Создайте сносные материальные условия, а потом судите.
Это не отчет с общими цифрами и громкими словами, а простое описание окружающего с выводами и выходами. Может, что написал не так. Извиняюсь. Как сумел. Закончил еще только 8 классов, год пропустил, да и по недостаточности сознания в младших классах к учению относился халатно.
Чтобы полностью заплатить государству налоги, колхозники отвозили на городские рынки все, что давало их личное хозяйство / Фото: РГАКФД
Из письма председателя колхоза имени Ворошилова И. Е. Крюкова, деревня Дубки Лысогорского района Тамбовской области, 20 декабря 1952 года
Я работаю председателем колхоза им. Ворошилова в вышеуказанном адресе с 1946 года. И, проработав 7 годов, я из года в год не могу обеспечить своих колхозников таким жизненно важным продуктом, как хлебом. Наш колхоз из года в год снимает неплохой урожай, колхозники прикладывают все усилия к тому, чтобы вырастить богатый урожай и чтобы сами колхозники были с хлебом. На деле получается все иначе. Сняв урожай, в первую очередь рассчитываемся с государственными поставками, потом рассчитываемся с МТС за машины, так называемая натуроплата, засыпали семена, как будто все хорошо, но беда в том, что самим колхозникам, которые этот хлеб вырастили, выходили, остается не более как по 200 граммов на трудодень. Спрашивается, может ли человек прокормиться на эти двести граммов. Конечно, нет, но вот я как председатель колхоза хотел в первую очередь снабдить хотя бы по 2 килограмма своих колхозников. Но об этом узнал наш райком и райисполком, и вызвали меня на бюро.
Заявили, если ты, т. е. я, не рассчитаюсь с государственными поставками, то меня отдадут под суд, исключат из членов партии. Короче говоря, лишат меня не только семьи, но чуть ли не всей жизни.
Дорогой товарищ Сталин, ответьте мне, есть ли такой закон, что пусть колхозники, которые вырастили хлеб, должны сидеть без хлеба.
И вот я пришел к такому выводу, что если нет указаний из центра нашего, т. е. от Вас, то все законы ломает местная власть. Наши печать, радио говорят, что у нас богатая жизнь колхозников, но эту жизнь богатую при таких вещах сделать никак нельзя, как и есть в нашем колхозе: колхозники имеют одну зимнюю одежду на 3-4 человека семьи, дети зимой у 60% населения учиться не могут, ибо нет одежды. Я считаю, что, если мы готовимся к войне, только такое обстоятельство может вести к такому большому государственному запасу хлеба, ибо из печати и радио известно, что наше государство дает урожай около 8 миллиардов пудов.
Я знаю, что нам надо хлеба много, ибо мы помогаем всем демократическим странам, но мне кажется, надо в первую очередь снабдить хлебом свой народ и излишки продавать иностранным государствам.
Из сообщения радио мы знаем, что в Америке голод, безработица, но, я считаю, при таком положении дел и у нас, особенно в колхозах, есть большой недостаток как в хлебе, так и в другом виде продовольствии.
Из всего вышеизложенного прошу Вас дать указание разобраться в нашем райкоме и райисполкоме и правильно ли они пугают председателей колхозов за невыполнение плана госпоставки судами и исключением из членов партии. Ибо мы - советский народ - отстаивали нашу Родину в период Отечественной войны не для того, чтобы люди не имели возможности есть вдоволь хлеб, а для действительной зажиточной и богатой жизни.
Все даты до 1 февраля 1918 года даются по старому стилю
Светлана Кузнецова
газета «Коммерсантъ Власть», №10, стр.44, 14 марта 2016