Ещё из
конспирологии православия и о
Православии в СССР Стамбульские «знаки времён»
Всеправославный Собор сорван. Вопреки попыткам Русской Церкви реанимировать это начинание
Всегда скептически относился к нумерологии. Но то, что именно 06.06.16 в оккупированном Царьграде, рекомом «Стамбулом», творилось нечто апокалиптическое, отрицать невозможно даже самому убежденному рационалисту и скептику.
©Ещё в
Геополитике и конспирологии ВВС, в т.ч.
Предсказания о Константинополе Святая София
Так, именно вчера сначала в священной для всех православных христиан Святой Софии был совершен мусульманский обряд с прямым транслированием турецким государственным телеканалом TRT. И хотя турки ещё в XV веке превратили эту величайшую христианскую святыню в мечеть «Айя София», она ещё с 1935 года, став музеем, перестала выполнять эту функцию. А в итоге вошла в число памятников ЮНЕСКО именно как православный храм.
Но даже этот вызов турецких исламистов, весьма активизировавшихся в годы правления Эрдогана, померк в сравнении с поистине необъяснимым с рациональной точки зрения демаршем Константинопольского Патриархата. Который на заседании своего Синода 06.06.16 не просто отверг предельно корректные предложения других Православных Поместных Церквей по исправлению ошибок планирующегося Всеправославного Собора, но фактически поставил всему Православному миру ультиматум. Или Собор будет проведён в ранее обозначенные сроки на условиях Константинополя (читай - ангажированного западными политическими элитами Патриарха Варфоломея), или "будет как тогда". В том смысле, что поставлено под угрозу православное единство, "главным хранителем" которого якобы являются архиереи оккупированного Царьграда.
Не буду пространно цитировать это, исполненное экклесиологической фанаберии, послание Константинопольского Патриархата, его перевод несложно найти в сети. Замечу лишь, что перед оным меркнут евангельские слова "Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или когда попросит рыбы, подаст ему змею..." Более того, после недавних предложений Священного Синода Русской Православной Церкви в срочном порядке созвать Всеправославное совещание, призванное разрешить спорные вопросы, накопившиеся у многих православных христиан относительно готовящегося Собора (и в том числе у находящихся в юрисдикции Константинопольского Патриархата монастырей Святой горы Афон), этот ультиматум выглядит даже не иррационально, а едва ли не инфернально.
Впрочем, лично мне все это напоминает страницы истории Константинопольской Церкви времён падения Царьграда и последующих столетий. Поясню: в 1439 году архиереи Царьграда не только подчинились Римскому папе, заключив позорную для православных христиан Флорентийскую унию, но и попытались навязать это подчинение Русской Церкви. Собственно, именно это событие привело к автокефалии отвергшей унию Московской Митрополии, столетие спустя обретшей статус Патриархата. Того самого Патриархата, в земли которого оказавшиеся в условиях османской оккупации цареградские архиереи стали регулярно "паломничать" с "фандрайзерскими" целями. В том числе - обменивая величайшие святыни (а порой и поддельные реликвии) на целые возы золота, серебра, пушнины, ну и банально продуктовые обозы.
Грешно осуждать наших константинопольских отцов и братьев, оказавшихся в XV веке от Рождества Христова в поистине трагических условиях. Однако в русской исторической памяти сохранилось и то, как два столетия спустя на так называемом "Большом Московском Соборе" 1666-1667 годов (опять эта нумерология!) именно они судили всю древнерусскую церковность и раскалывали Русскую Церковь. Проклиная богослужебные чины, обряды и книги святых Сергия Радонежского, Иосифа Волоцкого и первых Московских Патриархов. И получая за эти анафемы очередную материальную мзду.
Но что было, то прошло. Сегодня мы живём в иных исторических условиях. И казалось бы, любые разногласия можно решить куда проще и быстрее, что называется, "в режиме онлайн". Лишь бы была воля, как минимум, к пониманию братской позиции. Особенно, если это не нарочито дискуссионная позиция неких околоцерковных публицистов, но богословски выверенное соборное мнение целых Поместных Церквей и Священного Кинота Святой горы Афон. Но судя по всему, для Константинопольского Патриарха Варфоломея желание предстать в западном зеркале неким "всеправославным папой", оказалось важнее и единства церковного, и истины.
Не берусь прогнозировать дальнейшие события. Хочется надеяться, что соборный разум промыслительно возобладает, и Поместные Православные Церкви смогут разрешить возникшие разногласия. Вот только это произойдёт уже явно не благодаря, а вопреки воле Патриархата, именуемого "Вселенским", а на деле являющегося "Стамбульским". Ну а Всеправославный Собор теперь если и проводить, то только после нахождения полного согласия и желательно где-нибудь на берегу русской реки.
___Групповое фото Патриарха Всея Руси Алексия I (1877-1970) с делегацией после встречи с представителями ассоциации молодых христан в Иерусалиме. Это был первый его визит в Иерусалим в сане патриарха, Иерусалим, Палестина, май-июнь 1945, автор: Е. Мэтсон (E. Matson) / Алексий I пережил блокаду Ленинграда, награжден медалью «За оборону Ленинграда» (1943). Избран Патриархом Всея Руси 2 февраля 1945 года. 10 апреля 1945 года состоялась встреча Алексия с И.В. Сталиным и В.М. Молотовым. Сталин обрисовал Патриарху своё видение того вклада, который предстояло внести Московской Патриархии в дело укрепления международных позиций СССР, нацелил их на занятие лидирующей роли во вселенском православии, приобретение нужных контактов, политическую нейтрализацию антисоветски настроенной русской эмиграции. Обсуждались также перспективы расширения сети духовных школ и создание церковной издательской и полиграфической базы.
Уроки соборности
События вокруг Всеправославного Собора-2016 зеркально напоминают историю 68-летней давности
Подготовка к запланированному на вторую половину июня Критскому Собору, который в силу позиции Болгарской и Антиохийской Церквей уже очень сложно называть Всеправославным, сильно напоминает события церковной истории середины прошлого века. А именно, первых послевоенных лет, когда советское государство постепенно эволюционировало от идеологии «пролетарского интернационализма» к «национал-большевизму».
©Не всегда и не во всем последовательно, но тем не менее большевики в годы Великой Отечественной войны отказались от романтики "комиссаров в пыльных шлемах" с холодными маузерами в расстрельных подвалах (притом что сами подвалы никуда не делись). Это чуть позже их повзрослевшие дети-шестидесятники вернутся к революционной ностальгии в самодеятельных песенках под гитарку. А пока, волей генерального секретаря, ставшего маршалом, а затем и генералиссимусом, страну и ее народ вдохновляли на ратный подвиг не ленины и прочие свердловы, но вернувшиеся из еще свежей исторической памяти русские герои и святые подвижники:
"...Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова..."
Едва ли кто-нибудь сможет ответить уверенно: было ли обращение бывшего семинариста к героическим страницам русской истории исключительно вынужденной мерой политического прагматика, или же где-то в глубине души дрогнули некие державные и даже духовные струнки? Но факт остается фактом: Русская Церковь, которую тот же экс-семинарист с подельниками накануне войны едва не уничтожил, его же повелением (разумеется, по Промыслу Божию) была возрождена практически из небытия.
И не только возрождена, но и в первые послевоенные годы едва не обрела статус Вселенской. Когда волей советских властей в 1948 году в Москве должен был состояться... Всеправославный Собор, который, однако, волей "наших западных партнеров" и греческих Церквей во главе с Константинопольской, лишился этого статуса. И прошел лишь как Совещание глав и представителей автокефальных Православных Церквей, приуроченное к 500-летию автокефалии Русской Церкви.
Тогда, в первые годы холодной войны Русская Церковь оказалась вовлечена в серьезную геополитическую игру. Многовековое и совершенно справедливое чаяние русских иерархов, чтобы наша Церковь (как прямая наследница Византийской, в отличие от Константинопольской, по сути уже давно ставшей Стамбульской) заняла подобающее ей первое место в "диптихе" Православных Церквей, в те времена удивительным образом совпало с пожеланием советского руководства. Так, еще в феврале 1947 года в докладе главы Совета по делам Русской Православной Церкви, генерал-майора МГБ Георгия Карпова было отмечено:
"Как известно, Русская Православная Церковь, получившая самостоятельность (автокефальность) в 1448 году, занимает среди всех автокефальных Православных Церквей мира лишь пятое место (в порядке очередности получения прав автокефалии). Между тем, ее удельный вес в православном мире и возросший в последнее время авторитет дают основания к тому, чтобы она заняла первое место, хотя и не без некоторой борьбы.
Разрешенное еще ранее правительством и намечаемое Патриархом Алексием на сентябрь 1947 года предсоборное совещание в Москве глав или их представителей всех автокефальных Православных Церквей преследует в качестве основной цели подготовку созыва в 1948 году (500-летие самостоятельности Русской Православной Церкви) не собиравшегося уже несколько веков Вселенского Собора (всемирного съезда) для решения вопроса о присвоении Московской Патриархии титула Вселенской..."
Но, как и сегодня, 68 лет назад Божественный Промысл приостановил попытку созыва Собора, по своему статусу близкого к Восьмому Вселенскому. Очевидно, не то время и не те условия были для того, чтобы Русская Церковь стала "первой среди равных". Тем более что на территории той же Греции в те годы шла ожесточенная Гражданская война между просоветскими партизанами и прозападными (а по сути оккупационными) властями. И вовлечение Церкви в эти жестокие политические реалии начала холодной войны было явно излишним политизированием церковной жизни.
Но если тогда проведение Всеправославного Собора было сорвано ангажированным Западом Константинопольским Патриархатом, то сегодня все происходит словно в зеркальном отражении, с некоторыми нюансами. Собор, который очевидно выгоден лишь прозападному Патриарху Варфоломею (для упрочения позиций его юрисдикции), также находится под угрозой срыва. Вот только Русская Церковь не устраивает демаршей, но, напротив, дипломатично делает все, чтобы реанимировать это начинание, прилагает все усилия к его осуществлению. В частности, предлагая синодальным постановлением от 3 июня созвать экстренное Всеправославное совещание. И вместе с тем соглашается с претензиями отказавшейся от участия в Соборе Болгарской Церкви, а также обращает внимание на справедливые критические замечания Священного Кинота Святой горы Афон.
То есть, с одной стороны (de facto) - поддержка болгар и святогорцев, а с другой (de jure) - показательные действия по реанимации соборного начинания. Впрочем, иначе Русская Церковь в сегодняшних церковно-политических условиях и не может действовать. Возможно, существует дипломатическая договоренность: Русская Церковь участвует в Критском Соборе, а Константинопольская не активизирует деятельность по вовлечению Украинской Церкви в свою юрисдикцию. А именно эта, русофобская по своей сути, деятельность Патриарха Варфоломея (дипломатически завуалированная, но последовательная) сегодня является главным камнем преткновения между нашими Церквами.
А потому, если сейчас Собор будет все-таки отложен, это станет для нас самым лучшим вариантом: Русская Церковь выиграет время (и возможно, весьма значительное, учитывая скорость предсоборных процедур и согласований) - как минимум для того, чтобы упрочить положение своих приходов на Украине (в идеале, конечно, если за это время падет киевская хунта и к власти придет если и не полностью русофильское, то по крайней мере более лояльное России правительство). И в итоге к новой дате проведения собора у Русской Церкви могут быть куда более выигрышные переговорные позиции, чем сейчас.
Да и сами соборные документы, ныне во многих своих положениях вызывающие немало вопросов у православных консерваторов, будет возможность серьезно подкорректировать. Как и вынести на обсуждение Собора куда более существенные проблемы, в том числе всеправославной акцептации (признания) отмены ошибочных клятв на старые богослужебные чины и обряды, осуществленной деяниями Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1971 году. Это для единства нашей Церкви и всей русской цивилизации куда важнее многих других вопросов, вынесенных на повестку пока еще не отложенного Критского Собора.
Михаил Тюренков
«Царьград», 5-7 июня 2016