Оригинал взят у
koparev в
27 мая 1941 г. потоплен линкор "Бисмарк", или Нелегкая служба на флоте Его Величества
24 мая 1941 г. линкор фашистского военного флота "Бисмарк" получил повреждения, которые вылились в его неспособность уклоняться. Крен негативно влиял на точность стрельбы. Низкая скорость (семь узлов) также сделала корабль лёгкой целью для тяжёлых крейсеров «Норфолк» и «Дорсетшир» из ВМФ Британии, объединивших свою огневую мощь. В 09:02 27 мая 1941 г. 203-миллиметровый снаряд с «
Норфолка» поразил главный дальномерный пост на фок-мачте. При этом был убит офицер Адальберт Шнейдер, награждённый Рыцарским Крестом в ранние часы того же самого дня за участие в потоплении британского крейсера "Худ". Крейсерам было приказано добить «Бисмарк». «
Норфолк» использовал свои последние торпеды, подключившийся к атаке «
Дорсетшир» выпустил три 533-мм торпеды, которые поразили «Бисмарк» на короткой дистанции. Верхняя палуба линейного корабля была почти полностью разрушена, но его машины всё ещё функционировали.
Иоганн Ганс Циммерман (кочегар котельного отделения «Бисмарка») рассказывает о забортной воде, подступавшей к линии подачи топлива к котлам, что заставило механиков уменьшать скорость до семи узлов, опасаясь взрыва. Был отдан приказ открыть кингстоны и покинуть корабль. Многие из команды прыгали за борт, но с нижних палуб только нескольким морякам удалось выбраться живыми. Капитан Линдеман считался убитым со всеми офицерами после того, как мостик был поражён 16-дюймовым (406-миллиметровым) снарядом. "Бисмарк" ушёл под воду, перевернувшись вверх килем в 10:39 тем утром. Некоторые из членов команды не делали попытки отплыть подальше, но карабкались на днище и ушли под воду вместе с кораблём. Не зная его судьбы, Группа «Запад» - немецкая командная база - продолжала посылать сигналы на «Бисмарк» ещё несколько часов. Вопрос о причинах, вызвавших гибель корабля, долгое время являлся предметом дискуссий: торпеды ли с «Дорсетшира» нанесли смертельное повреждение, или же корабль затонул в результате действий трюмной команды, открывшей кингстоны. Существует мнение, что
остойчивость корабля была нарушена совместным действием этих факторов. Как бы то ни было, подводная экспедиция
Д. Камерона к затонувшему кораблю показала, что кингстоны корабля открыты
[5]. Крейсер «
Дорсетшир» и
эсминцы «
Маори» и "Казак" остались, чтобы спасти тех нацистов, кто пока не утонул, но из-за тревоги, поднятой с появлением нацистской субмарины, покинули место битвы, забрав с собой лишь 112 спасенных: 111 моряков-нацистов и
корабельного кота линкора "Бисмарк"
[4]. Остатки команды пришлось бросить в воде на верную смерть.
Кот попал на борт "Казака". При этом экипажу эсминца не удалось спасти больше никого. Не зная настоящего имени кота, английские моряки дали ему прозвище Оскар и назначили корабельным котом с постановкой на довольствие
[2]. «Казак», находясь в эскорте конвоя HG-75, следовавшем из
Гибралтара в
Ливерпуль, был торпедирован фашистской подводной лодкой
«U-563»[3]. Экипаж корабля перешёл на эсминец
«Легион», а попытки отбуксировать тяжело повреждённый корабль обратно в Гибралтар не увенчались успехом из-за ухудшающихся погодных условий. 27. 10. 1941 г. "Казак" затонул. Торпеда, угодившая в носовую часть эсминца, стала причиной гибели 159 моряков, однако Оскар выжил. Некоторое время он провёл на берегу в Гибралтаре, справляясь с последствиями психологического шока и знакомясь с местными макаками
[4]. Военный губернатор Гибралтара дал ему прозвище "Непотопляемый Сэм" и, спустя неделю, отправил кота для дальнейшего прохождения службы на авианосец
«Арк Ройял» на должность, которая коту уже была известна. Однако кот и там не задержался...
14. 11. 1941 г. авианосец, возвращаясь с рейда, был торпедирован немецкой подводной лодкой и затонул в 30 милях к востоку от Гибралтара. Однако все до единого моряки и лётчики, а с ними и изворотливый Сэм, были спасены находившимися рядом судами. Спасенные были переведены для дальнейшего прохождения службы на эсминец
«Лайтнинг», а затем - на эсминец
«Легион» - тот самый, что недавно спас Сэма. «Легион» будет потоплен через четыре месяца -
26 марта 1942, а «Лайтнинг» -
12 марта 1943 года. Генерал-губернатор Гибралтара, узнав о гибели авианосца, подумал, видимо, то же, что и вы сейчас: нахождение Сэма на судах каким-то непонятным образом коррелирует с их недостаточной остойчивостью да и с очень коротким сроком нахождения судов на плаву... Сам же Сэм остаётся невредимым. Как бы там ни было, но Сэм был снят с должности корабельного кота и отправлен в распоряжение генерал-губернатора. Сэм, как сообщает нам Википедия, некоторое время жил в канцелярии генерал-губернатора Гибралтара - "непотопляемого авианосца" Британии, но вскоре был отправлен в Белфаст, где и встретил окончание войны. Люди относились к нему с уважением, учитывая его безупречную службу на королевском флоте. Живя в королевстве, он очень тосковал по морю, но ни на какой корабль, даже на маленький катер, его почему-то не пускали... Он умер в 1955 году, прожив очень долгую для кота жизнь.