Параллельный Котовский параллельного Пряникова / Книжество

May 19, 2016 19:30

Ещё из истории криминала здесь, здесь и здесь

«Параллельная Россия» / Григорий Котовский как символ новой России
В издательстве Common Place вышла книга исторических очерков главного редактора «Русской планеты» Павла Пряникова / Статья 2013 года

«Параллельная Россия» - это сборник из 16 исторических новелл, написанных Павлом Пряниковым для нескольких изданий. ©По теме: О криминале 20-х



Звонарь в старообрядческом приходе в селе Кунича / Фото: И. Зенин
Среди них, к примеру, рассказы «Почему не состоялась Тихоокеанская Россия» (о причинах потери нашей страной Аляски), «Сергей Собянин: часовенных дел мастер», «Сталинская борьба с "русским шовинизмом" во имя Германороссии» и др.
Объединяет их одно - необычный взгляд автора на вроде бы известные исторические события и личности.

Предисловие к книге написал журналист Олег Кашин. Точнее, это рассказ Кашина скорее об авторе книги, а не о ней самой. Предисловие называется «Павел Пряников, русский европеец». С разрешения издательства Common Place мы публикуем отрывок из него:


...Именно деловым журналистом Пряников пришел в журнал «Русская жизнь» вместе со мной в 2007 году - мы там оба были заместителями главного редактора. Первые месяцы он честно пытался реализовывать свои журналистские знания и умения, меняя только формат, - ну, понятна разница между ежедневной газетой на розовой бумаге и двухнедельным достаточно толстым журналом. Что-то писал об экономике, брал интервью у социолога Дерлугьяна, ездил в Астрахань писать настоящий добротный репортаж о жизни астраханских рыбаков. Честно пытался следовать формату, не понимая, что в «Русской жизни» никакого формата нет, а это ведь и было главной особенностью журнала.

А когда понял - тут-то и началось. Из известных мне журналистов, а я их знаю очень много, поверьте, Пряников уникален именно по несоразмерности того, что он может делать «в формате», и того, что он хочет и способен сделать. Формат - да, хорошо, астраханские рыбаки. Но, сдавая «репортажик» об осетрах, он, я уверен, сидел на берегу Волги в лучах заходящего солнца, смотрел на вымощенную новой плиткой набережную и видел пристани, баржи с арбузами, бурлаков, татар, которые все давно умерли, - вот это была его стихия. Действительность, данная нам в ощущениях, для Пряникова - как оказалось! - легко расщеплялась на забытое прошлое и потаенное современное. На секты, диаспоры, левацкие кружки и черт знает что еще, вплоть до пресловутого петанка, который теперь для многих ассоциируется именно с Павлом Пряниковым. В какой-то момент, перестав стесняться, он обозначил несколько признаков честного человека, главным из которых, по Пряникову, является огород, и оказалось, что это почти безошибочный критерий - если человек огородник, то в нем и все остальное прекрасно. Пряников сам, как известно, знаменитый огородник-партизан.

Все эти истории - про староверов, которые и сегодня остаются людьми особого склада, сделанными из особого материала, и про брата Сергея Михалкова, знаменитого шпиона, и про несбывшийся русский мир с Мадагаскаром и «желтой Русью» Дальнего Востока, - даже если они не становились статьями в журнале, мы знали их наизусть, потому что Пряников даже не рассказывал их, но жил ими. Я знал: сегодня Павел старовер, и значит, нет более честного человека, чем старовер. А завтра он станет выращивать на подоконнике своего кабинета лимоны и томаты - значит, нет более честного человека, чем огородник. Я не вспомню, была ли у него в то время голубятня, но что голуби мясных пород могут прокормить народ - это я знаю твердо и знаю именно от Пряникова.

До Пряникова я не очень задумывался о том, кто такие русские европейцы, потому что это казалось мне очевидным - ну, понятно, люди, которые ездят на Запад и чувствуют себя там своими. Сейчас я понимаю, что ошибочно считал европейцами наследников советской номенклатуры, которые в Европе если и свои, то не более свои, чем мажоры из шахского Ирана. А европеец - это играющий в петанк огородник, человек не вертикальных, а горизонтальных связей, носитель максимальной внутренней свободы и, главное, глубоко русский человек, совсем не космополит. Из известных мне людей под это описание подходит только Пряников, но это все-таки лучше, чем пресловутое «в России правительство - единственный европеец». Пряников как единственный европеец мне нравится гораздо больше, чем правительство.

И вообще, мы еще посмотрим, чья Россия - параллельная.

С разрешения издательства Common Place мы публикуем отрывок из книги Павла Пряникова «Параллельная Россия», из главы «Григорий Котовский как символ новой России», где говорится о начале «политической карьеры» одного из самых известных персонажей революции и Гражданской войны:



Григорий Котовский
В конце концов, Котовский был посажен в «грабительский коридор» Кишиневской тюрьмы, где, по его словам, содержались «сливки преступного мира». Там он впервые имитирует психическое расстройство и в припадке откусывает ухо какому-то старому вору. Из-под стражи его освобождают «по болезни». Тогда же он, еще романтик американизированного типа, сталкивается с уркаганами - организованной преступностью. И понимает, что «низовая Россия», так же как и «верховая», ненавистна ему в той же, а то и большей мере. В 1904 году он начинает сколачивать свою банду. В этом же году его призывают в армию, и он не является на призывной пункт, а прячется сначала в Харькове, а потом в Киеве. В последнем городе он знакомится с местной боевой организацией эсеров. Оценив подающего надежды молодого человека, эсеры назначают его главой боевой организации в Кишиневе.

Современному читателю сегодня опять же приходится подробно объяснять, что такое были тогда революционеры. Те же эсеры - самая массовая и влиятельная партия в то время - делилась на две части. Первая - это ЦК партии, высоколобые интеллектуалы, «книжные люди». И вторая - боевая организация, чьей основной задачей была добыча денег «на революцию», то есть на обеспечение жизни интеллектуальной верхушки партии, на печать их литературы и периодики, на «командировки» в Европу, на оплату адвокатов. Например, в 1906 году ЦК эсеров проел почти 800 тысяч рублей, на нынешние деньги это 40-50 млн долларов. Откуда же брались эти деньги, ведь никто из «профессиональных революционеров» не работал?

Вот добычей денег и занималась боевая организация. И она была у любой революционной партии, не только у эсеров - у РСДРП, анархистов, национальных партий (польских социалистов, еврейского Бунда, армянских дашнаков и т. д.). Про РСДРП, например, все до сих пор помнят - боевиков Кобу (Сталина) и Камо (Тер-Петросяна).

Причем добыть денег боевикам нужно было гораздо больше, чем в вышеупомянутом примере с «800 тысячами рублей». В разы больше - ведь надо было оставлять деньги на жизнь боевиков (они тоже не работали), на покупку оружия и взрывчатки, на адвокатов, на врачей, на подкуп (взятки) должностных лиц, на «общак», из которого подкармливались сидельцы в тюрьмах. В лучшем случае наверх уходило 20-30 % от добытого.

Сегодня почти всегда упоминают только один способ добычи денег революционными боевиками - экспроприации. Но «эксы» были вынужденной мерой, когда у партий случался «кассовый разрыв», а так ведь самой обыденной практикой было «крышевание бизнеса», то есть то, что сегодня называют «рэкет». У тех же эсеров стандартной платой были: 1000 рублей в месяц с крупного фабриканта, 500 рублей с купца первой гильдии и 300 рублей с купца второй гильдии. У несогласных платить «вдруг» случались забастовки или поломка оборудования. Кто-то все равно упорствовал, например, выписывал штрейбрейхеров. Но и в этом случае «крыша не отступала». Ну а особо упорных предпринимателей боевики просто пристреливали.

Вот Григория Котовского и назначили главой такой «революционной ОПГ» в Кишиневе. Через год он порывает с эсерами и примыкает к анархистам. Причина банальна - у Котовского центр забирает слишком много денег, а анархисты обещают оставлять ему 80 % от добытого. В те же годы анархисты настроили против себя и эсеров, и эсдэков - они начали демпинговать, оказывая «услуги» крышевания в два-три раза дешевле. Противостоять анархистам приходится двум фронтам - полиции и «революционным коллегам». И Котовский приходится как нельзя кстати для такой борьбы. В том же 1906 году он берет себе псевдоним Атаман Ад. Только проявляя особую жестокость, можно победить в войне на два фронта.

По Бессарабии проносится волна жесточайших убийств, поджогов, ограблений, и полиция назначает за голову Котовского 2 тысячи рублей. Из его описания полицией, кстати, мы узнаем, что рост у Атамана Ада был 174 см (а вовсе не 2 метра, как позднее описывала его советская пропаганда), плотного телосложения, «при походке покачивается», «стреляет с двух рук», «особо жесток». Еще одна важная деталь из полицейского описания: «под обоими глазами 5 маленьких точек» - это тогда была татуировка уголовного авторитета. Эти точки Котовский сведет только в 1922 году.

В 1907 году полиция ловит Котовского. Одна из версий - его сдали эсеры, не простив ему предательства. Он получает очень мягкий приговор - 10 лет каторги (при пересмотре дела позднее - 12 лет). И это за десятки доказанных ограблений и 14 убийств (убийства, правда, «распределили» на нескольких членов ОПГ).

Тогда же на суде выяснилось, что группе Атамана Ада помогали полицейские чины - в качестве осведомителей и даже сбытчиков краденого. Одному офицеру-полицейскому, к примеру, платили 250 рублей в месяц (в три раза больше его оклада).

Тогда же на суде Котовский заявил, что «раздавал добытые деньги беднякам». Однако суд не нашел никаких доказательств этому. Но легенда о «защитнике бедноты» зародилась именно в 1907-м и дожила до наших дней.

Павел Пряников, «Параллельная Россия», М: Common Place - 210 стр., 2013. Приобрести книгу можно в московском магазине «Фаланстер».
Лев Иванов
«Русская планета», 6 ноября 2013

политика и политики, 20-й век, журналистика, военные, молдавия, партии и депутаты, общество и население, российская империя, символы, эпохи, факты и свидетели, писатели и поэты, история, версии и прогнозы, революции и перевороты, боевики, криминал, идеология и власть, безопасность и правопорядок, армия, биографии и личности, преступления и наказания, нравы и мораль, известные люди, терроризм и экстремизм, ОПГ и террорг, регионы, ссср, литература, книги и библиотеки, мифы и мистификации

Previous post Next post
Up