Gypsy slings

Apr 08, 2011 00:29

У меня появилась возможность написать несколько слов о традициях ношения детей у цыган.

Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что многие сообщники, так же как и я, слышали по отношению к себе: "Носит ребенка как цыганка". Пожалуй это первое, что приходит в голову многим, кто видит малыша в платке, шали или слинге. Удивительно, но сами российские цыгане, преимущественно не носят детей и вообще никак не отличаются от основной массы матерей. Несмотря на то, что на территории России существует множество цыганских поселений, исследователи отмечают, что только закарпатские цыгане мадьяры - одна из самых беднейших и неблагополучных цыганских групп - носят детей в платках в положении за спиной.
"И если вы видите на улице женщину с дитём, привязанным тряпкой за спиной - знайте - это венгерская цыганка".
Но те же специалисты говорят о том, что ношение ребенка за спиной было принято у цыган в течение нескольких столетий, правда при этом, многие полагают, что это специфическая - по их мнению - традиция; и родина ее, как и родина цыган - Индия.
Попробуем разобраться в том как могла выглядеть история цыганского слингоношения. Для начала имеет смысл отметить несколько фактов о цыганах:

- Среди традиционных ремесел цыган нет ни шитья, ни ткачества. Всю ткань и одежду либо покупали, либо выпрашивали или зарабатывали. Одежда в основном была ношеная и, соответственно, имела отличительные признаки костюма, принятого на той территории, по которой кочевал табор. Это значит, что для ношения детей приспосабливали те вещи, которые получалось раздобыть.
- То же актуально и для традиций, связанных с уходом за младенцем. Скорее всего повсеместно имело место быть включение в традиционно цыганские практики культурных особенностей местности (как, например, сейчас в России)
- Женские занятия могут влиять на способ ношения. При гадании и знахарстве ребенок может находиться только сзади, тогда как при сборе милостыни он может быть и на руках.

В нашем анализе придется так же учитывать, что художники, изображавшие цыган, зачастую и не пытались прорисовать способ намотки. Ребенок на картинах часто является маркером, демонстрирующим, что перед зрителем цыганка, но не более того. Европейские женщины тоже носили детей в платках и шалях - это прекрасно видно на полотнах, изображавших групповые сцены, но т.к. цыганки проводили много времени в пути, находясь при это на глазах у всех, то и образ матери с ребенком на спине закрепился именно за ними.

Итак, первые цыганские таборы появились в Европе в 15 веке, поразив европейцев спецификой наряда и укладом жизни. В то время цыгане одевались на "византийский" манер, так как прибыли именно с территории, принадлежавшей Византии. Костюм цыганки состоял из длинной рубахи, тюрбана или специфического платка и покрывала из грубой ткани. Некоторые источники утверждают, что именно покрывалом матери привязывали младенца. Но вероятнее всего ребенок, находясь под покрывалом, принайтовывался к матери другим куском ткани.



Dominicus van Tol, 1639

Поползать зумом по гравюре Жака Калло "Цыганский табор"

Начиная с второй половины 17 века костюм стал адаптироваться под европейскую моду, но так как цыганки донашивали одежду бывшую в употреблении у разных хозяек, то и вид, порой, они принимали совершенно фантастический. Например, эти гравюры были сделаны англичанином Джон Эткинсоном во время путешествия по России на рубеже 18-19 вв.



Заимствование шло не только в одежде, но и в способах ношения. На этих фотографиях начала 20 в века видно, что цыгане в Испании и в Средней Азии носили детей разными способами.




Однако, порой "новая мода" гармонично вплеталась в существовавшие традиции. Так произошло в Англии, где всевозможные плащи и накидки пользовались успехом у разных категорий граждан. К концу 18 века красные просторные накидки с капюшонами прочно закрепились за цыганками. К сожалению, сейчас этот образ бездумно используют в кинематографе, наряжая героинь в подобный яркий костюм, тогда как для англичанина 19 века было ясно, что под красной накидкой может скрываться только цыганка.
Младенцев размещали на спине под накидкой, как в старые добрые времена под грубым покрывалом.




Thomas Stothard




John Bagnold Burgess

Определенно цыганки носили детей и в положении спереди. Но, разглядывая гравюры, создается впечатление, что для ношения они использовали ту же "полость", созданную из ткани на переднике, что и для хранения и переноса собранных вещей. Кстати, этот прием, по всей видимости, они тоже переняли у европейских женщин вместе с передником. Или же это смешение - плод художественного вымысла.



William Joseph Shayer



Гравюра по картине Леммата

Но было и обратное заимствование. Например, существует ряд картин, изображающих Марию, несущую Иисуса в перевязи по дороге в Египет. Но если Джотто рисовал до появления цыган в Италии и его Мария изображена в соответствии с представлениями о внешности библейской, то на известной каждой слинго-маме картине Ансальдо Мария одета как цыганка. Это произошло из-за того, что цыган ошибочно считали выходцами из древнего Египта, неверным образом истолковав их рассказ (собственно, цыгане на многих языках до сих пор называются египтянами. В том числе по-английски).
Так или иначе, но к концу 19 века образ цыганки уже прочно ассоциировался с женщиной, несущей ребенка на спине. парадокс, но европейские дамы даже портреты стали заказывать в "цыганском" виде.



Леди Харриет Кокерелл в облике цыганки.

К сожалению, проживающие сейчас на территории России цыганки в большинстве своем не владеют искусством ношения ребенка в перевязи. Как уже происходило ранее, они вместе со всеми мамами овладели теми предметами, которые приняты в современном обществе и теперь коляска прочно вошла в быт оседлых цыган. Но может быть именно популяризация слинга в материнской среде приведет к тому. что мы еще не раз увидим черноокую красавицу, несущую ребенка в перевязи.

Напоследок приведу цитату из "Истории цыган" (Деметер, Бессонов, Кутенков), рассказывающую о традициях, связанных с новорожденным:

Никаких особых суеверий и магических обрядов, связанных с моментом рождения ребенка нет. Повитух тоже не было. Рожала женщина в шатре, все обитатели которого выходили наружу. Помогать при родах могла какая-нибудь родственница, случайно оказавшаяся рядом. Сразу же после рождения детей обязательно купали.
Для того, чтобы сообщить соплеменникам о поле новорождённого, существовал следующий обычай: на другое утро после родов одна из близких родственниц роженицы ходила с ведром чистой воды, взятой из колодца. В ведре должна была лежать иконка. Цыганка ходила по шатрам и брызгала водой на людей и домашнюю утварь. Когда она заходила в шатёр, то приветствовала хозяев в форме здравицы, например: «Те авен састе тай бахтале» (буквально: «Чтобы вы были здоровы и счастливы»). Хозяева спрашивали, кто родился, и желающие бросали в ведро серебряные и золотые монеты, которые затем передавались родителям новорождённого в качестве подарка.
Первые шесть недель мать и дитя особо тщательно оберегали от злых духов. Ребёнка повязывали красной лентой, чтобы его не сглазили. Старухи вешали детям не шею маленький мешочек, в котором лежали разные травы, кора дерева, поражённого молнией, ладан, кусочек тела летучей мыши. Это был талисман.
Женщину изолировали от членов табора, а по возможности и от членов её семьи. Роженица не должна была даже прикасаться к общей посуде. Ела она отдельно, а столовые предметы, которыми она в это время пользовалась, потом выбрасывали. Новорожденного никто, кроме матери не брал на руки. Эти ограничения соблюдались шесть недель. Понятно, что такие обычаи позволяли соблюдать элементарные нормы гигиены и сводили к минимуму вероятность инфекции.
Существовал ряд обычаев магического характера, специально направленных на сохранение жизни ребёнку. Многие себе представляют цыгана с серьгой в ухе - а ведь это было не просто украшение. Серьгу вдевали в ухо как оберег. Если ранее в семье умирали дети, то новорождённому давали магическую защиту. Указанный обычай существовал не только у цыган. Серьгу в ухе носили и некоторые казаки: это был знак того, что данный воин - единственный сын в семье, наследник. Такого казака товарищи берегли, избегали посылать на особо опасные задания.
В цыганской семье, потерявшей нескольких детей, запрещалось есть куриные яйца.
Интересен обычай выкупа умирающего или больного ребенка чужим человеком с тем, чтобы исцелить его. В шатёр, где болел ребенок, заходил заранее выбранный родителями цыган (не родственник) и говорил:
- Лем лес анде дром, киндем лес пе дуй копейчи те траил манге, сар муро щав те авел зурало. В буквальном переводе это означает: «Взял его с дороги, купил за две копейки, чтобы жил для меня и был, как мой сын, здоровым».
Гость давал родителям больного ребенка деньги или какую-нибудь вещь для ребенка, например, пояс или рубашку. Ценность выкупа не имела никакого значения, это могли быть и 2 копейки и 100 рублей. При этом ребенок оставался жить с родителями, то есть обычай носил символический характер. Интересно, что и в наше время сохраняются пережитки старинных верований. Цыганка Аграфена Васильевна Кутенкова, живущая в Самаре, рассказывает, что её новорождённые дети умирали, пока одного из родившихся детей не «выкупили» по обычаю. После этого она вырастила трёх здоровых сыновей.



P.S. Добавления и исправления приветствуются.

Источники:
http://svenko.net/
http://gypsy-life.net/

3.Кто: цыгане, 4.Другое: слинги в искусстве

Previous post Next post
Up