Святой Патрик
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Святой Патрик (англ. St.Patrick, ирл. Naomh Pádraig, лат. Patricius) - один из наиболее известных и почитаемых христианских святых, покровитель Ирландии. Ему посвящены более 2000 соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых - собор Святого Патрика в Дублине, построенный в 1192. Настоятелем собора в XVIII веке был Джонатан Свифт.
Единственным источником сравнительно надежных биографических сведений о Патрике являются написанные им самим Confessio («Исповедь») и письмо британскому или ирландскому разбойнику Коротику, не известному по другим источникам (Epistola ad Coroticum).
Точные время и место его рождения неизвестны. Упомянутое в «Исповеди» местечко Баннавем более нигде не фиксируется. Патрик называет себя сыном дьякона и внуком священника; из других косвенных упоминаний в тексте Confessio и Epistola очевидно, что он был из достаточно состоятельной семьи. Его родители входили в состав местной администрации, и у них в хозяйстве были рабы.
Когда Патрику было, по его словам, около шестнадцати лет, он был захвачен ирландскими пиратами и «со многими тысячами» увезен в Ирландию. По словам Патрика, в детстве и юношестве он не знал истинного Бога, но за годы рабства обратился к нему, проводил дни и ночи в непрестанных молитвах, и через шесть лет голос в ночном видении сказал ему, что он скоро возвратится на родину.
Патрик сбегает и садится на корабль, который отплывает в Британию или в Галлию (совр. терр. Франции). Как пишет Патрик, он со своими спутниками двадцать восемь дней двигался по пустыне (ни одного правдоподобного предположения о том, где на территории Западной Европы того времени могла быть подходящего размера пустыня, не было выдвинуто; остается думать, что Патрик двигался в составе шайки разбойников, и от них просто все убегали); в пути по молитвам будущего миссионера Бог посылал им пропитание.
В конечном итоге попав, возможно, в очередной раз в рабство на два месяца и освободившись из него, Патрик возвращается домой в Британию. Здесь начинается самый тёмный период в его жизни. Известно, что немалую часть времени после возвращения и до вторичного отправления в Ирландию уже в епископском сане он провёл вне Британии. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой Патрик несколько лет провел в Галлии, обучаясь в тамошних монастырях. Другая версия гласит, что он уже тогда отправился снова в Ирландию.
Через некоторое время после возвращения во сне ему является человек, который приносит с собой послание, озаглавленное «Голос ирландцев». В этом послании обитатели земель около леса Воклют в Ирландии просят «святого отрока» вернуться и снова «ходить среди них» (очевидная евангельская аллюзия). Несмотря на слёзы и просьбы родителей и близких, Патрик принимает решение опять отправиться на землю своего пленения. Возможно, для этого ему потребовалось продать всё свое имущество.
Видимо, Патрик становится служителем церкви и готовится к тому, чтобы стать новым епископом. Критическим моментом в жизни Патрика стало совещание каких-то «старейшин» или «старших» - seniores - по поводу того, достоин ли он епископского сана. У него очевидно были противники, которые в конечном итоге одержали верх; во всяком случае в том эпизоде, который описывает Патрик. Его старый друг выступил и рассказал перед всеми о грехе Патрика, который тот совершил ещё в пятнадцать лет, когда, как он сам пишет, «ещё не был достаточно силен», и в котором признался своему другу, перед тем как стать диаконом. Патрик отмечает, что с тех прошло уже больше тридцати лет: ему важно показать читателям «Исповеди», что он изменился после обращения к Господу, что Бог избрал его проповедовать Евангелие язычникам на «краю земли». Примечательно, что и после многих лет, проведенных Патриком в Ирландии, тема оправдания своих действий как миссионера продолжает волновать его - этой теме, в первую очередь, и посвящено Confessio.
На этом месте в повествовании происходит разрыв. Неизвестно как, но Патрик прибывает в Ирландию уже в сане епископа. Встает вопрос о том, существовало ли там христианство до него. Скорее всего, существовало. В хронике Проспера Аквитанского под 431 годом есть запись о том, что в Ирландию был отправлен епископ Палладий, чтобы основать там церковный округ - диоцез. Поскольку в то время миссионерская деятельность не стояла на повестке дня в западной Церкви, очевидно, что христиане к тому моменту в Ирландии уже были. Как пишет Проспер в своем сочинении Contra Collatorem, к 434 году в христианизации Ибернии (латинское название острова) был достигнут существенный успех. Эти две записи важны тем, что более никаких внешних данных о событиях в Ирландии того времени нет.
Разнообразные ирландские анналы, чьи данные про события до VI века чрезвычайно ненадежны, говорят о прибытии Патрика в Ирландию в 432 году (о Палладии на тот момент они вообще не упоминают). Все это стало поводом для активной полемики и большого количества гипотез на тему соотношения фигур Патрика и Палладия. Палладий мог погибнуть, не добравшись до Ирландии, мог погибнуть сразу же после приезда туда (в отличие от Патрика он там раньше не был и вряд ли знал язык - латынь там очевидно не была в ходу). В конце концов, его миссия просто могла быть неуспешной. В Confessio о Палладии не сказано ни слова, и Патрик, грубо говоря, всю честь основания в Ирландии приходов и рапространения там христианства присваивает себе.
Ирландские анналы дают две даты смерти Патрика: 461 и 492 годы. Его память празднуется 17 марта. Не известны место кончины и захоронения, более того, нет практически никаких достоверных данных о деятельности Патрика и состоянии ирландской церкви в первые годы после его смерти. Связь Патрика с монастырем в Армаге, который носит его имя и который, согласно позднейшим житиям, был им основан, также не имеет четкого обоснования.
Деятельность Патрика и его писания вскорости были практически забыты. Авторы первых его житий, созданных уже в VII веке, по-видимому, читали Confessio, но достаточно вольно разбавляли его историями откровенно сказочного содержания. Монастырь в Армаге весьма активно пользовался именем своего легендарного основателя, чтобы стать главным религиозным центром Ирландии (что предполагало и большое политическое влияние), но миссионерская деятельность Патрика как таковая была забыта: до VII века не было новых попыток обращения язычников, а когда они начались, то имени «апостола Ирландии» никто не упоминал.
Две наиболее популярные легенды, связанные с именем Патрика, говорят о том, что он принёс в Ирландию письменность и что он изгнал оттуда всех змей. И то и другое не может быть правдой. Письменность на остров проникла ещё раньше через романизированную Британию, а змеи исчезли за несколько тысяч лет до появления Патрика в связи с климатическим изменениями.
По преданию, святой Парик совершал множество чудес, возвращая слепым зрение, глухим - слух, исцеляя прокажённых, воскресил девять умерших.
День Святого Патрика отмечается 17 марта в Ирландии, Северной Ирландии и в канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор как государственный праздник. Патрик считается также покровителем Нигерии, в которой действовали в основном ирландские миссионеры.
17 березня - це день святого Патрика.
Так склалося, що день св. Патрика випадає на Великий Піст, але ірландці цього дня їли м'ясо, бо вважали, що святий Патрик перетворює усе м'ясо, покладене до каструлі, на рибу. Після святкового обіду ірландці ходили в гості (а не до пабів), розповідали страшні історії (але неодмінно зі щасливим кінцем), пили віскі й танцювали. Трилисник, що його цього дня чіпляли на одяг, кидали в останню склянку, а випивши віскі, викидали трилисник через ліве плече - це звалося «втопити трилисник». На одязі обгорілим сірником малювали хреста.
Сьогодні поза межами Ірландії «напоєм дня» є пиво, мабуть, тому, що віскі не для кожної кишені, а в багатьох країнах влаштовують урочисті паради (хоч це не ірландська, а суто американська емігрантська традиція).
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BA