Мое
слово о творческой рефлексии в слове дало очень хорошие отклики, которые я здесь подытожу для четкости.
Основным прообразом трансляции в пространство творческого огня через слово, безусловно, для меня является литературное творчество Н.К. Рериха.
Дальше я приведу более конкретные обоснования. На положительную чашу весов в защиту внешней трансляции мысли первой мы кладем цитату из «Дневника старого врача» Н.И. Пирогова.«Записки, которые веду теперь о себе, заменяют в таком случае неоткровенности с самим собою, сообщение или разговор с другим; бумага заменяет другое лицо; к записке, хотя и собственной, относишься объективнее, чем к мысленной беседе с собою. Пиша, делаешься смелее с собою и притом не даешь мысли распускаться в разные стороны и бродить; мысль при записывании превращается в нитку и ловчее тянется из мозга, чем при размышлении без письма...»
Среди многих интересных комментариев, каждому из которых я очень благодарна, я выделю простую и здравую мысль Александра Темлянцева (
ehrlichperson ), которая суммирует разные мнения.
«Конечно, хочется поделиться своими мыслями с другими. Получить обратную связь в виде понимания, уточнения, вопросов и т.п. С другой стороны мы пишем и для себя. Пишем, чтобы лучше понять и разобраться в определённой области жизни.
Я очень многим людям (не сосчитать) благодарен по жизни. Часто необычные мысли возникали, казалось бы, на пустых местах. Кто-то может сказать банальщину, а я её так интерпретирую, что у меня будет открытие новое для самого себя. Бывало, что открывал что-либо для себя из обычных бытовых разговоров, замечаний и т.п. Юмор так же может повлиять сильно на человека.
Есть же тексты (подобные вашей записи), задевающие возвышенное, говорящие о широких категориях жизни. Они с большей вероятностью, чем бытовые повседневные разговоры, заставляют задумываться о различных жизненных ситуаций, проблемах, задачах. В следствии чего у людей появляются новые мысли, которые позже перейдут в установки, поведение и т.д.
Думаю так у большинства людей, а не только в моём случае. И считаю, что Вам уже многие люди благодарны на наведении каких-то новых мыслей, размышлений в их душе. Надеюсь, и мне благодарны люди за какие-либо мысли или поступки с моей стороны, которые помогли им.
Спасибо Вам за новый поток размышлений, посредством мыслей в этой записи!»
И третьим аргументом в пользу внешней творческой саморефлексии оказался неожиданно появившийся кинокритик Сергей Кудрявцев (
kinanet ) со своим кратким и ясным кредо.
«У тех, кто иногда читает рецензии на фильмы, может возникнуть закономерный вопрос: "Для чего они вообще пишутся?".
Я тоже мучился целых 35 лет, пытаясь решить, зачем же я этим занимаюсь?
Наконец-то понял! Рецензии пишутся лишь для того, что убедить самого себя в собственном мнении о фильме.
Не раз ловил себя на том, что именно в процессе написания рецензии точнее проясняешь, как ты сам действительно относишься к просмотренному.
Так что критик занимается исключительно самоидентификацией и самоудовлетворением, как это делают, кстати, и практически все творцы. И если находятся несколько человек, которые читают его рецензии, то это - их личная причуда, в чём критик ничуть не повинен и не должен оправдываться перед теми, кому его писанина вовсе не нравится.
Сделаю это своим кредо и размещу в качестве постоянного поста в самом верху главной страницы журнала».
Следующим в моем философском опросе будет вопрос о роли познания в жизни человека.