Оригинал взят у
d_clarence в
Люди дела. Том Баркер из племени Неугомонных.Интернациональная производственная, гуманитарная и рабочая помощь умирающим нам была бы невозможна без ярких харизматичных лидеров, которые могли личным примером увлечь людей на бескорыстные подвиги самопожертвования ради нас с вами. Поэтому открываем давно назревшую рубрику "Люди дела". Здесь будут не только коммунисты и социалисты, но и самые что ни на есть акулы капитала и далекие от политики харизматичные бессеребренники. Каждый рассказ - просто краткая биография для понимания масштаба личности. Сейчас таких, увы, больше не делают. Начнем все же с коммуниста - они самые яркие и интересные.
Том Баркер родился в северном английском графстве Вестморленд в 1885 году в семье батрака Тома Грейнджера Баркера и чуть не с пеленок вкалывал на фермах. Мелкий рыжий мальчуган отличался буйным и независимым нравом и обостренным чувством справедливости. Ни одна драка не обходилась без его участия. С нанимателями отца общался как равный с равными - никаких сословных и имущественных различий мелкий Том не признавал. За что ему постоянно влетало от бати. В возрасте 15 лет Том попробовал работать самостоятельно. Подрался с парой нанимателей и понял, что наемный труд - это не его.
В возрасте семнадцати лет Том сбегает в Ливерпуль где завербовывается в кавалерийский полк. Рыжий, неунывающий парень мигом становится душой компании новобранцев. Он сплачивает их вокруг себя и успешно противостоит дедовщине. Однако, британская кавалерия - это аристократический клуб и Том просто не мог не схлестнуться с юношами из дворянских семей. Нескольких из них Том поставил на место с публичным унижением. В ответ на такой беспредел, молодые аристократы объединились и сильно избили Тома, в результате чего он оказался на больничной койке. В лазарете ему мягко намекнули, что в часть ему возвращаться не следует и лучше комиссоваться по болезни. Короче Тома выкинули из армии на улицу.
Том послонялся по Ливерпулю и устроился дворником в трамвайное депо. Быстро вырос до кондуктора. Однажды он услышал разговор двух пассажиров о житье-бытье в Новой Зеландии. Том долго не думал.
В 1909 году Том Баркер покупает половину стоимости самого дешевого билета до Окленда. Вторую половину отрабатывает кочегаром. Во время длительного плавания Том знакомится с невесть откуда взявшимися на борту марксистами и проникается их идеями. В Окленде Том устраивается в местное трамвайное депо.
Трамвайная ветка соединяла грузовой порт и злачный квартал города - Том очень быстро знакомится со своими постоянными пассажирами: матросами, грузчиками, докерами, барменами и танцовщицами кабаре. Через докеров Том знакомится с местными социалистами и вступает в их ячейку, где быстро завоевывает авторитет.
Через барменов знакомится с танцовщицей Бертой, на которой вскоре женится. Вот Том перед свадьбой:
В 1911 году Том вступил в социалистическую партию Новой Зеландии и стал ее секретарем в городе Окленд. В это же время, в Окленде отрыло свое представительство международное профсоюзное движение Индустриальные Рабочие Мира (ИРМ, кто читал про Австралию - помнит). ИРМ стал объединять профсоюзы рабочих. На первую конференцию ИРМ пришел Том и задвинул пламенную речь, где красной нитью проходила мысль, что только объединившись с социалистами профсоюзы смогут "эффективно противостоять капиталу". Речь Тома была настолько зажигательна, что объединение произошло тут же. В правление были выбраны Том Баркер, Том Янг (президент местного лейбористского движения) и представитель от рабочих маори Гарри Холланд - что было прямым вызовом тогдашнему обществу. Этим шагом Том моментально завоевал симпатии чернорабочих и ненависть правящего класса. Колеблющимся товарищам Том разъяснял, что для грядущего коммунизма нет никакой разницы какая у человека национальность.
Власти заметили это "нездоровое" движение в рабочей среде и принялись закручивать гайки профсоюзам. В результате Новая Зеландия получила свой "Брисбен". Только, в отличии от Австралии, тут обе стороны не знали как правильно вести классовую борьбу и изобретали велосипед каждый по-своему. Получился просто феерический отжиг!
Началось с того, что по Окленду начали расклеивать листовки с лозунгами за "антимилитаризм, атеизм и революционный социализм во всем мире". Прошло несколько демонстраций против дискриминации маори. Летом 1913 года к движению присоединились феминистки. Запахло жареным. Правительство выяснило, что ядро движения - это портовые и фабричные рабочие. И не придумало ничего лучше как перенаправить грузы из Окленда в Веллингтон и там развивать промышленность. Не знаю в чью голову пришла эта идея, но она моментально привела к забастовкам в Окленде.
Для пресечения волнения в Окленд направили военных курсантов King's College Old Boys. Курсантов расквартировали и приказали ждать указаний от полиции.
Это послужило красной тряпкой для рабочих - большинство курсантов были из богатых и аристократичных семей. На общем собрании Том произнес пламенную речь: "Классовая борьба началась! Она уже бушует! Нам нужно немедленно создать боевую организацию иначе нас раздавят!". Идея была принята на ура.
Новозеландцы оказались еще безбашенней австралийцев - они решили атаковать.
Было устроено несколько ночных рейдов против курсантов. Их выволакивали из пабов и борделей, избивали, связывали, вывозили из города и кидали в придорожную канаву.
Правительство отправило курсантов обратно и вызвало вооруженных констеблей и милицию округа. Всего 800 всадников. Вот они вступают в Окленд
Констебли встали правильным лагерем в Domain. Мэр Окленда издал распоряжение, согласно которому, всем членам профсоюзов и социалистической партии надлежало придти в лагерь и зарегистрироваться. Ага.
В ответ, 26 октября 1913 года, собралась толпа в 6.000 человек и пошла в центральный парк проводить демонстрацию. Мэр успел приказать закрыть ворота, но их сломали и провели митинг
На митинге мэра публично унижали и выкрикивали нехорошие лозунги про правительство и короля.
Констебли не смогли проехать к митингу, так как окрестные улицы оказались забиты любопытными.
На 6 ноября было назначено заседание по выборам штаба "восстания". Полиция узнала об этом и в порт были направлены констебли.
По дороге случилось то, что вошло в золотые страницы стачечного движения! И автором идеи был Том Баркер.
На Featherston Street конную колонну констеблей атаковали трамваи! Вагоновожатые их разгоняли и спрыгивали, а трамваи врезались в конный строй.
Оружие оказалось эффективным, да только сами "бунтовщики" были неопытными - они стояли и смотрели, никак не организовавшись. Уцелевшие констебли объехали образовавшуюся кучу и поскакали в атаку на толпу.
Одно крыло задержали фабричные рабочие, накидав подшипники под копыта лошадям и закидав констеблей тяжелыми гайками. Второе прорвалось и затоптало всех.
Вот фото со стороны восставших:
а вот со стороны констеблей
Бои в городе продолжались два дня. На помощь констеблям подошли армейские части и восстание было задушено. Том Баркер угодил в тюрьму "за подстрекательство к бунту".
В 1914 году партия внесла за Тома залог и он, недолго думая, уехал в Сидней.
В Сиднее Том поступает в газету ИРМ "Директ экшн". Газета была скучная, а с началом войны стала еще и ура-патриотической. В 1915 году Том взял, да и опубликовал пару антивоенных карикатур. За ним пришли и Том сломал полицейскому нос. Тома посадили. В Сиднейскую тюрьму. Угадайте кто к нему там присоединился в 1916-м?
Том познакомился с товарищем Артемом и его соратниками. Едва выйдя из тюрьмы, Том организует "Марш Двенадцати" по Сиднею. Он нашел еще 11 долбанутых, нарисовал плакат: "TO ARMS !! Capitalists, Parsons, Politicians, Landlords, Newspaper Editors, and Other Stay-at-Home Patriots. Your Country Needs You in the Trenches! Workers, Follow Your Masters!" и с ним ходил по фабрикам и заводам.
Тома опят засадили, а в 1918 году депортировали.. в Чили! А просто не знали куда его еще деть.
В Чили Том пробыл месяц. Прямо с корабля в Вальпараисо он пошел в местные доки и спросил: "А у вас есть партячейка? Что вы знаете о коммунизме?". Ячейка там оказалась, Тома взяли на работу, он прочел пару лекций о стачечном движении в мире и его сдал провокатор. Тома перевезли через Анды и выкинули в аргентинские пампасы.
Здесь есть некоторая лакуна - не совсем понятно чем он занимался в этих пампасах и как выжил, но в 1919 году Там Баркер уже секретарь профсоюза рабочих морского транспорта в Буэнос-Айресе.
В марте 1920 года в Христиании (Осло) проходила международная конференция рабочих морского транспорта и Том поехал на нее от Аргентины. В Норвегии его нагнала телеграмма от аргентинских социалистов с мандатом на участие в учредительной конференции Профинтерна в Москве.
В начале 1921 года Том приезжает в Москву. В Москве Том встречается со своим старым другом товарищем Артемом. Вместе с ним выступает на митингах и собраниях. В это же время у коммуниста Рутгерса возникает идея о создании интернациональной рабочей коммуны на Кузбассе. Том загорается идеей и записывается в первую группу добровольцев. Однако на Кузбасс Том поехал не сразу. Артем знакомит Баркера с Лениным и тот дает ему важное задание: создать организационный комитет в США по отправке рабочих-добровольцев в Россию. Ленин своей рукой правит проект типового контракта и указывает на тяжелые условия в Советской России - Том должен все честно и прямо рассказывать американским товарищам о положении вещей.
Тому въезд в США был запрещен, но у него были большие связи среди моряков - его провезли нелегально. С 1922 по 1926 год Том руководил американским отделением "Автономной индустриальной колонии Кузбасс". Через него прошло огромное количество оборудования и машин. Тысячи добровольцев отправились поднимать нашу промышленность. Том дважды арестовывался по обвинению "в обмане доверием" добровольцев. Типа в России все так ужасно, а люди-то и не знают. Спасал четкий и ясный контракт, правленный Лениным. Суд читал контракт и отпускал Тома.
В 1926 году полиция наконец узнала, что он тот самый Том Баркер, которому запрещен въезд в страну. Тома депортировали в Аргентину, откуда он поехал в Россию, в Кемерово, где вкалывал на шахтах два года. После чего вернулся наконец в Англию.
В компартию Англии Том не вступил, гордо заявив, что он секретарь социалистической партии Новой Зеландии. Тем не менее, он работал во всех изданиях левых, где его яркие интересные публикации вызывали неизменный интерес. Профсоюзную работу Том тоже не забросил. Он понял, что с первоклассными юристами отстаивать права рабочих намного легче чем без. Он пошел рассказывать о коммунизме юристам лондонского Сити. Над чудаком сначала издевались и смеялись, потом привыкли, потом, незаметно, подружились. Веселый и отзывчивый Том умел вызвать симпатию, а его жизненная позиция "за товарища хоть в огонь, хоть в воду!" сильно импонировала задохликам из адвокатских кругов. Юристы и адвокаты, сами того не замечая, стали помогать Тому дельными советами, когда он делился с ними с свими проблемами.
В результате его деятельности, у рабочих северного Лондона, где поселился Том, вдруг появились какие-то льготы, выходные и прибавки. Тома избирают во все профсоюзы.
Во время Второй мировой войны Том носится по стране с лекциями про СССР и горячо призывает помогать Советам чем можно. Руководит бригадой грузчиков в порту - обслуживает конвои.
После войны Том окончательно поселяется на севере Лондона в округе Сент-Панкрас и уходит на покой. Ну как на покой - ходит по пабам, учит рабочих уму разуму и иногда дерется. Его обожают все. В 1950 его неожиданно выдвигают в местный совет от лейбористов. Том избирается, посещает пару заседаний и публично посылает "этих бездельников" к черту. Его локальная популярность начинает зашкаливать и в 1958 году, в самый разгар холодной войны, его, убежденного и всем известного коммуниста, избирают мэром Сент-Панкраса!
Но Том уже стар, он хочет покоя.
Том - мэр:
Многие его друзья решили, что теперь Том заважничает. Знакомые работяги так вообще заявили, что Том снюхался с буржуями, продался политикам и будет спокойно ждать "золотого парашюта" и сытой пенсии.
Но не таков был старый бунтарь Том!
1 мая 1959 год мэр Сент-Панкраса Там Баркер вывесил из окон мэрии красные полотнища, вышел с красным знаменем на балкон и в рупор стал призывать граждан выйти на демонстрацию. Собравшейся толпе он предложил спеть "Интернационал". И запел. За Томом пришли прямо на работу- полицейские скрутили мэра Сент-Панкраса на балконе его резиденции. Толпа аплодировала Тому и кричала ему "ура!".
Том отсидел два месяца за организацию беспорядков и его вынудили подать в отставку.
Умер Том в 1970 году в своем доме в Сент-Панкрасе. На похороны пришла такая огромная толпа, что пришлось вызывать полицию.