Как уже
говорилось ранее, аутентичность индивида в эпоху массовой культуры достигается последовательными актами его самопозиционирования относительно предоставляемых информационных поводов. Каждый из этих актов является чистым волеизъявлением и
не предполагает никакой зависимости от уже сделанных ранее выборов, в противном случае это будет ощущаться как «несвобода». В результате «человек массовой культуры» эклектичен, на смену увлечённой и цельной личности как идеала пришла личность флексибельная, обладающая мозаичной картиной мира.
Безусловно, и в прежние эпохи гибкие и «нецельные» личности составляли большую часть общества. Однако же, ранее подобные особенности было принято коннотировать совершенно иначе - это именовалось малодушием и лицемерием; осуждение этих человеческих качеств было позицией, которую проводили дидактические тексты эпох. Постмодерн дал массовому человеку мощные инструменты обратной связи, позволил ему создавать новые дидактические тексты, которые, в свою очередь, участвуют в формировании его сознания, продвигают указанные черты как норму и образец для подражания.
Эклектичность и мозаичность картины мира современного человека на фоне тотального
«анархичного, никогда прежде не виданного релятивизма» приводит к незащищённости сознания от информационных атак. При отсутствии системности в картине мира, взаимосвязи знаний и убеждений «агитатор и пропагандист» легко находит в сознании «массового человека» тот изолированный фрагмент мировоззрения, котороый можно использовать для достижения своей цели.
Картинка:
«За плюрализм», автор
Юрий Бусагин.
fb