Насыщенное событиями первое полугодие 2014 года даёт внимательному наблюдателю обильный материал для размышлений. Один из наиболее интересных вопросов, к которому появляется богатый фактический материал - реакция на «острые» события психики современного человека и массового общества в целом.
Кризис уникальности, порождённый массовой культурой, привёл к тому, что основной задачей современных СМИ стало предоставление информационных поводов для позиционирования индивида. Для обеспечения возможности этого процесса информация о событии, преломляясь и фокусируясь на целевом индивиде посредством СМИ, с необходимостью приобретает эмоциональный заряд; эмоционально нейтральный способ подачи информации не облегчит позиционирование индивида, а, следовательно, СМИ, избравшее такой тон подачи материала, в конкурентной борьбе за массового зрителя обречено на поражение. Эта эмоциональная насыщенность масс-медиа, над которой трудятся профессионалы, умножаясь на непосредственную политическую ангажированность владельцев и руководства медиа-ресурсов, приводит к тому, что современный человек оказывается целью плотного обстрела сообщениями с высоким эмоциональным зарядом.
Специфика нарушений деятельности психики, которые возникают в результате длительного воздействия на человека разнонаправленной эмоционально значимой информации, позволяет выделять информационную травму как особый вид психической травмы.
В эмоциональной сфере лиц, пострадавших от информационной травмы, явственно наблюдаются неврастеническая симптоматика. В когнитивной же сфере возникает ряд специфических нарушений: падает критичность к воспринимаемой информации, формируется «логико-эмоциональная связь» (нерасчленённость эмоциональной и интеллектуальной сфер), угасают навыки рефлексии и теряется связанная с ней способность оценивать ситуацию с точки зрения другого. Общая клиническая картина «информационной травмы» изрядно похожа на картину психики человека средневековой эпохи, как эту психику понимает современная историческая психология. Возможно, результатом тяжёлой информационной травмы является определённый регресс психики, возврат к эволюционно более ранним, примитивным её формам.
В отличие от прочих травм, в отношении травмы информационной можно говорить об эпидемиологии. Как правило, пострадавший от информационной травмы стремится вовлечь в патологический процесс окружающих, транслируя им эмоционально заряженную информацию, независимо от идеологической позиции своей и собеседника. Можно предположить, что при условии достаточной информационной связности пространства и достижения в обществе определённого количества лиц, пострадавших от информационной травмы, процесс вовлечения становится лавинообразным и приводит к психической деградации общества.
К сказанному, 16.07.2014 г. Благодарю
semi_zvetik за ссылку на текст
utro-vecher Психиатрия нашего общества - взгляд с несколько иного ракурса, но в схожем направлении.
Картинка:
«Думы окаянные», художник
Сергей Корсун.