Область пространства взаимоотношений, в которой рождаются изменения в терапии - это ровно та же область, в которой заключаются и бессознательные сговоры терапевта и клиента, в которой проигрываются травматические сценарии, и в которой при неудачном стечении обстоятельств клиент может очень тяжело пораниться. (Спасибо Константину Королеву за формулировку, которую я цитирую по памяти, как сама поняла).
И чем более заряжена и наполнена эта область аффектами, тем больший потенциал у этой терапии - как исцеления, так и травмирования.
И поэтому фраза о том, что клиент выбирает терапевта исходя из своей травмы - она на самом деле про очень здоровое желание клиента проиграть травматическую ситуацию в безопасных условиях терапии и, наконец, исцелиться.
Правда, чем глубже травма, тем тяжелее тот груз, который при этом на терапевта и клиента ложится. И тогда лучше все же начинать с менее аффективно заряженных вариантов, иначе просто желудка не хватит - все это переварить. Причем не выдержать может как клиент (если нагрузка на психику оказывается слишком велика) так и терапевт (если он попадает в свою дырку, ну или просто не может с таким накалом справляться). И тогда происходит ретравматизация, что в терапии тяжелых личностных расстройств, увы, не редкость.
И это особая история - травма, полученная внутри терапии. У нее очень высокий риск повториться снова, в новой терапии. В таких ситуациях, ИМХО, лучше первые несколько месяцев обсуждать только прошлую терапию и разбирать, а что же там случилось. Хотя гарантий все равно никаких нет, увы.
И есть два типа динамики у клиентов, которые травмируются в терапевтических отношениях. В первом случае, клиент несмотря на все ранения, все же может взять что-то себе, и в целом, после терапии, какой бы странной она ни была - меняется и усложняется. И понимает о себе и о людях рядом с собой - чуть больше. Или умеет чуть больше. И тогда это может быть таким вариантом развития - через ранения, через смену терапевтов. Во втором же случае, такое ощущение, что удавка травмы затянулась еще туже. И еще меньше свобод остается, и еще меньше вариантов. И бог его знает, от чего это зависит.