В Беларуси продолжает действовать советская служба быта

Apr 09, 2012 16:10



В России все бытовые услуги уже давно отданы на откуп частникам. С одной стороны, это хорошо, потому что порождает здоровую конкуренцию и погоню за клиентом. С другой - не очень удобно для потребителя, потому что надо «знать места»: многочисленные ремонты обуви, химчистки и ателье разбросаны по всему району, у них разное время работы, а если вам испортят сданную в починку вещь, доискаться правды будет довольно сложно.

В Беларуси же с советских времен бережно сохранили систему бытового обслуживания населения. Это значит, что в каждом районе любого города работает Дом быта, который под одной крышей объединяет все возможные услуги - от ремонта часов до парикмахерской и фотостудии. Также существуют ателье по пошиву и ремонту одежды, обувные мастерские «с ноги», где вашу обувь отремонтируют за несколько десятков минут, ювелирные мастерские и так далее.

Все эти предприятия находятся на балансе белорусского министерства торговли, то есть, являются государственными, и цены на услуги устанавливаются также государством. Насколько это хорошо или плохо, корреспондент «СП» узнал на практике, обойдя несколько бытовых комплексов и ателье в Минске.

Первой для проверки была выбрана бытовая служба в одном из спальных районов белорусской столицы. В глаза сразу же бросается, что никакой модернизации помещений не происходило, по крайней мере, с 80-х годов прошлого века. Мастер сидит в крохотном закутке без окон, его рабочее место подсвечено старой железной лампой, а детали для часов хранятся в детском игрушечном комоде, которые в советское время продавались вместе с кукольными мебельными гарнитурами. Стоимость замены батарейки в ваших наручных часах - 120 RUB, мелкий ремонт - 200 RUB.

Фотостудию украшают портреты женщин со старомодными укладками и макияжем. Внутри студии - настоящее ретро, вас могут художественно сфотографировать за столом, покрытом кружевной скатертью, с вазой, полной пыльных пластмассовых цветов или выцветших фруктов из папье-маше. Фотографируют, правда, с помощью цифровой камеры, но даже не профессиональной - дешевенькой «мыльницей» за несколько тысяч рублей. Художественное фото в двух экземплярах обойдется в 300 RUB, дополнительно оплачивается запись кадра на цифровой носитель - 50 RUB, а если вы хотите, чтобы вашу фотографию отретушировали в графическом редакторе, придется расстаться еще с 200 RUB. Срочное фото на визу стоит 150 RUB.

В пункте проката все более современно - и модели телевизоров довольно новые, и детские коляски, и велотренажеры. На прокат сдают даже посуду, столовые приборы, электрические чайники и одеяла. Работницы пункта рассказывают, что активнее всего берут во временное пользование коляски и велотренажеры, есть сезонный спрос на лыжи и велосипеды. И если раньше в этой сфере услуг было затишье, то с наступлением кризиса белорусы снова обратили свое пристальное внимание на возможность не платить полную цену за вещи, которые будут нужны только небольшой период времени. Прокат детской коляски стоит 400 RUB в месяц, за катание на велосипеде нужно выложить 500 RUB, за велотренажер с вас попросят 350.

Трикотажное ателье в самом центре Минска, на легендарной площади Победы и само уже стало легендой у жителей города - там все настолько не тронуто временем, что даже прически на головах у сотрудниц, кажется, не расплетались с 1967 года. Эти женщины работают в ателье по 30-40 лет, и никто не собирается водить их на курсы повышения квалификации, или хотя бы выписывать современные модные журналы. Как верх актуальности на стенке за стеклом приклеены страницы из польского журнала «Бурда-моден» образца 91-ого года. Впрочем, техническая квалификация швей не вызывает вопросов - когда корреспонденту «СП» понадобилось ушить свитер, эта работа была выполнена безупречно. Стоимость такого ремонта - 300 RUB. А чтобы пошить трикотажный женский костюм, нужно выложить не менее 1000 RUB, трижды прийти на примерку, и ждать исполнения заказа примерно месяц. Посетителей у ателье немного, в основном, это пенсионерки, которые привыкли там обслуживаться, и люди, которым необходимо подлатать одежду. Предприятие занимает огромное помещение в центре города, и видимо, приносит немалые убытки. Но никто и не думает ужиматься, сдав часть помещений в аренду коммерческой компании.

Цены в бытовых комплексах вполне приемлемые, а вот подход к клиенту и уровень обслуживания остались чисто советские. Дело в том, что специалисты в службе быта тоже сохранились с советских времен, и переучивать их на рыночный лад никто не собирается, а самим им, сидящим на государственной зарплате, абсолютно безразлично настроение клиента. Все равно ведь оплатит услугу, если она ему нужна, никуда не денется - в соседних районах точно такие же условия обслуживания. И в то время, как все современные магазины работают без перерывов и выходных, в домах быта по-прежнему главенствуют часы обеда, рабочее время заканчивается в 18 а то и в 17 часов, когда люди еще не успели прийти из офисов, а суббота и воскресенье - нерабочие дни.

В министерстве торговли недавно задумались о том, чтобы оптимизировать качество и количество предоставляемых бытовыми службами услуг, и призвали частных предпринимателей вступить в ряды «Белбыта» (который теперь называется громко - Управление бытового обслуживания населения), предоставив возможность арендовать парикмахерские или ремонты обуви.

Однако частники не торопятся идти в кабалу к государству, предпочитая открывать свои небольшие предприятия вне территории бытовых комбинатов. Почему? Об этом согласилась рассказать Александра Трифонова, хозяйка сети недорогих парикмахерских, которые разбросаны по всему Минску:

- Я арендую помещения на первых этажах жилых зданий - собственно, это обычные квартиры с отдельным входом. Там я чувствую себя хозяйкой, и клиентура всегда есть - людям удобно ходить в парикмахерскую рядом с домом. Когда прошла информация о том, что есть возможность арендовать помещения в Домах быта, я рассматривала эту перспективу, но она мне не показалась привлекательной. Парикмахерские в этих бытовых комплексах очень запущенные, это значит, что необходимы серьезные вложения в ремонт помещения и его переоснащение. А где гарантия, что после того, как я это все сделаю, меня через пару лет не попросят вон? К тому же, меня не устраивает необходимость подчиняться времени работы Дома быта, мои парикмахерские работают до девяти-десяти часов вечера, а там все закрывается уже в шесть. Я думаю, частники бы охотнее пошли в бытовые комплексы, если бы им предоставили льготные условия аренды, и, например, возможность выкупа помещения через три года хорошей работы. А пока у меня нет никакого желания отдавать часть своей прибыли непонятно зачем.

Государство же не торопится что-то менять. Заместитель начальника управления бытового обслуживания населения Министерства торговли Екатерина Гриневич говорит, что проблема - в финансовом кризисе:

- На данный момент мы улучшили положение работников, занятых в сфере бытового обслуживания, они получили статус госслужащих, их зарплата вышла на более высокий уровень. К сожалению, финансовый кризис отодвинул на второй план все задуманные нами улучшения и модернизацию отрасли в целом. Так как у населения снизились доходы, упала и наша прибыль, и теперь нет излишков, которые можно было бы вкладывать в ремонт помещений и переподготовку сотрудников. Финансовая нестабильность также мешает привлекать частные капиталы в бытовое обслуживание. Поэтому на данный момент имеем то, что имеем. Однако я считаю немалым достижением уже то, что нам удалось сохранить систему бытового обслуживания населения в целом, и в дальнейшем мы будем делать все возможное для ее развития.

Но уже сейчас очевидно, что большую часть прибыли у государственных домов быта успешно отбирают коммерческие предприятия, занимающиеся тем же, но в современном ключе. Самое интересное, что цены в частных химчистках, фотостудиях и парикмахерских нисколько не выше, чем в государственных, а вот вежливость в обслуживании и современное оборудование привлекают потребителя. Однако финансовый кризис и тут сыграл на руку государству - когда мелкие лавочки разоряются и закрываются, Дома быта всей своей старорежимной мощью продолжают оставаться на плаву.
Previous post Next post
Up