Возможности vs Потребности

Nov 01, 2013 00:08



Меня попросили рассказать о возможностях, которые предоставляет молодежи журнал Muslim Magazine, но я возьму на себя смелость немного расширить границы этой темы и рассказать о возможностях, которые предоставляются молодежи в сфере мусульманских СМИ в целом.

Я начну с трех вопросов, которые возникают обычно у всякого, кто приходит трудоустраиваться в СМИ, и не только в СМИ: что я должен буду здесь делать? сколько я смогу заработать? какие у меня, собственно, перспективы?

До недавнего времени мусульманские СМИ отвечали, не прямо, конечно, но косвенно, на эти вопросы примерно так: делать вы будете абсолютно всё, платить вам за это будут очень мало, а единственная ваша перспектива - это быть полезным умме.

Несмотря на это, всегда находились люди, которые вдохновлялись одной такой перспективой и самоотверженно трудились. И сегодня мы, благодаря их труду, вышли на совершенно новый уровень развития мусульманской журналистики. У нас появился рынок мусульманских СМИ, возникла конкуренция, которая, как известно, способствует повышению качества изданий. У молодых специалистов появился выбор и широкие возможности, о которых я и хочу рассказать.

Итак, касаемо первого вопроса. Что может делать молодой мусульманин, который пришел в мусульманское издание? Я считаю, прошли те времена, когда нам требовались этакие универсалы: когда сотрудник и интервью берет, и чужие тексты правит, и сайт администрирует. Это прекрасные навыки, но такой специалист в сегодняшних условиях просто не эффективно расходует свои ресурсы. Лучше остановиться на каком-то одном направлении. Какие это направления?

Я сейчас назову несколько позиций, которые наиболее востребованы практически во всех мусульманских СМИ:

Ньюсмейкеры. Нам крайне не хватает людей с тонким информационным чутьем, способных оперативно отреагировать и грамотно подать информационный повод.

Репортеры. Очень важное направление, у нас мало публикуется хороших, глубоких, ярких репортажей, хотя тем, людей, событий очень много.

Фотожурналисты. Для электронных СМИ это не так актуально, но качественная полиграфия, полноцветный глянец требует качественных снимков - и по своим техническим характеристикам, и по сюжету, и по смысловой нагрузке. Пока почти 90% фотоконтента берется из зарубежных фотобанков, и не всегда находится нужный контекст, особенно, когда речь идет о сюжетах, касающихся российских мусульман. Фотографов, которые глубоко занимаются мусульманской темой и понимают, какие сюжеты востребованы, очень мало.

И еще одна позиция, которая, возможно, несколько странно прозвучит в контексте СМИ - менеджеры. Менеджеры по продажам, по распространению, по рекламе, по продвижению мусульманского издания на рынке российских СМИ.

Я бы сказала, что грамотные управленцы и пиарщики - это вообще залог светлого будущего мусульманской журналистики. И эти специалисты нам нужны уже сегодня. Мусульманские рекламные агентства полного цикла, логистические компании, пиар-агентства - чтобы наши издания развивались, чтобы рынок мусульманских СМИ начал функционировать в полном объеме, нам необходимо иметь под рукой все эти инструменты.

Разумеется, все эти специалисты хотят (и должны) получать достойное вознаграждение. И тут мы вплотную подходим ко второму вопросу: вопросу финансового обеспечения изданий.

С радостью хочу отметить, что сегодня картина с гонорарами и зарплатами довольно оптимистичная. Некоторые мусульманские СМИ уже способны предложить вполне конкурентную заработную плату и гонорары даже выше, чем в иных немусульманских газетах и журналах. Но, как вы понимаете, финансовые возможности всех изданий разные.

Хочу сразу предостеречь: независимые источники финансирования - это миф, а спонсорская поддержка и помощь меценатов бывают недолговечны. Поэтому нам необходимо стремиться к получению собственной прибыли, чтобы иметь некие финансовые гарантии для издания. Сегодня уже стало очевидно: без финансовых рычагов эффективно решать наши проблемы невозможно.

И мировая, и российская практика показывает, что прибыль в этом сегменте рынка идет не от продажи тиражей, а от продажи рекламных площадей в издании - хотя эти показатели, конечно, тесно взаимосвязаны. И здесь мы опять упираемся в колоссальную проблему всех мусульманских СМИ: это, как я уже частично упоминала, отсутствие полноценного рекламного менеджмента.

Кроме того, у нас проблемы с выходом на серьезного рекламодателя, который не спешит идти в мусульманские СМИ, потому что мы еще не доказали свою состоятельность. Мы даже не дошли полностью до своей потенциальной аудитории.

Простой пример: сегодня в России выходит более 30-ти мусульманских печатных периодических изданий тиражом свыше 1 000 экземпляров. Это включая газеты, журналы, альманахи, научные издания. Вопрос: сколько из этих изданий известны простому российскому обывателю? Ответ: ноль. Даже мы с вами не все эти издания знаем.

И пока наши СМИ будут вот такими специфическими изданиями для ограниченной аудитории, пока будем замыкаться в своих проблемах, пока наше мышление будет ограничено конфессиональными рамками, у нас так и будут никому не известные издания с маленькой, но преданной аудиторией. Рекламы нет, штат минимальный, тираж небольшой и порой просто оседает пачками в какой-нибудь общине или раздается бесплатно, чтобы не пропадало.

В этом в принципе нет ничего плохого. Но тут встает третий вопрос - о перспективах. Какие перспективы у этих изданий? Какую роль вообще играют такие издания в развитии рынка мусульманских СМИ России?

Поэтому, я считаю, важно формировать принципиально новый контент, чем сейчас и занимается команда журнала Muslim Magazine. Это контент, доступный и актуальный для максимального количества людей - независимо от их национальности, региона проживания и даже вероисповедания.

Мы используем для этого следующие механизмы:

Это, во-первых, привлечение как можно большего числа интересных героев, творческой интеллигенции, медиа-личностей, в том числе зарубежных, европейских, в наше медиапространство.

Во-вторых, это жанровое разнообразие: фоторепортажи, очерки, креативные интервью, эссе, колумнистика, инфографика и все новые современные методы подачи информации.

В-третьих, это современная стилистика, без арабизмов и специфических мусульманских терминов, за исключением узко специальных материалов.

В-четвертых, мы всячески приветствуем интерес немусульманских авторов к исламской теме. Я знаю издания, которые принципиально не публикуют немусульманских авторов. И считаю такую позицию неправильной. Мы должны предоставлять немусульманам, которые лояльно относятся к исламу, интересуются исламской культурой и религией, возможность публиковаться, делиться впечатлениями, задавать вопросы, должны предоставлять площадку для дискуссий.

В-пятых, мы стимулируем активность читателей и стремимся поддерживать постоянную обратную связь, которая со временем может стать источником социологических и статистических данных - этого тоже сегодня очень не хватает. Такие данные послужат фундаментом для будущих изданий, которые придут после нас.

Наконец, важно участие представителей мусульманских СМИ в самых различных пресс-конференциях, встречах, семинарах, присутствие мусульман в общероссийском информационном пространстве, которое для российского журналистского сообщества должно стать привычным и закономерным.

Я предлагаю всем СМИ использовать эти механизмы. Тогда у нас появляются реальные перспективы вывести мусульманские издания «из тени», дать новый старт многим инициативам, открыть новые таланты, предложить читателю качественный продукт,

заинтересовать рекламодателей и далее по нарастающей.

В заключение я хочу подчеркнуть, что сегодня именно печатные издания в большей степени формируют образ современного мусульманина. И начать влиять на этот процесс мы можем уже сейчас. Для этого нам нужно просто всем вместе хорошо и много работать.

Спасибо за ваше внимание.

Previous post Next post
Up