Итак, продолжаем забарывать регулярные приступы лени и выкладывать на всеобщее обозрение рассказы о далёком и жарком Тайланде. На этот раз рассказ пойдёт о самом объёмном и захватывающем приключении за время отпуска - путешествии на реку Квай. В последние годы эта экскурсия твёрдо держит первое место по популярности у туроператоров, потому что предлагает максимум удовольствия за вполне разумные деньги. Насыщенность экскурсии на самом деле поражает: за 2 дня мы проезжаем почти половину страны, а программа включает в общей сложности три десятка пунктов, от которых у неискушённых городских хомячков глаза горят как у хеллоуинской тыквы. Вся представленная в рассказе информация принципиально мной не проверялась,я хочу чтобы вы увидели этот путь таким,каким увидел его я.
День первый. Он для нас начался очень рано - в полшестого утра автобус уже был у дверей отеля. Захватив с собой немного тёплых вещей (в автобусе нон-стоп кондей, попробуй поспи), питьевой воды и завтраки в коробочках, мы с Наташей отправились в путь. Попетляв по улочкам Паттайи в поисках остальных турыстов, автобус вышел на магистраль Сукхумвит и отправился на север, в сторону Бангкока. Наш гид Андрей проявил своё наличие в автобусе краткой информацией о поездке и предложил всем немного поспать. Гид, кстати, был нечеловечески хорош, на моей памяти ещё ни одному его колеге не удавалось так меня заинтресовать своими рассказами. Его знание традиций, истории Тайланда и интересных случаев делало дорогу не просто незаметной, а почти желанной, потому что погрузка в автобус означала ещё одну порцию рассказов. Помогала Андрею в нелёгком деле развлечения руссо-туристо молодая тайка по имени Кун Рая (ударение на последнюю букву).
Путь наш на реку Квай пролегал из провинции Чонбури, в которой расположена Паттайя на север в объезд Бангкока, в провинцию Кочаномбури, граничащую с территорией Бирмы. Автобус за день пути наматывает примерно 420 километров, по пути нас ждало множество остановок, на которых нас знакомили с различными сторонами жизни Тайланда. В самом деле, если хочешь познакомиться с жизнью страны, нет ничего лучше чем длительная поездка через её просторы, желательно с остановками в некоторых городках.
1 - Первой точкой нашей экскурсии, не считая остановки на заправке для завтрака и туалета, стало хозяйство "простого тайского крестьянина". Естественно, после получения статуса туристической достопримечательности, хозяйство сильно изменилось. Все желающие могли пройти в дом и посмотреть убранство типичного деревенского жилища. Разувшись, турист попадал в просторное помещение, практически полностью лишённое мебели. А к чему она в большом количестве, если под каждой кроватью можно будет внезапно встретить как минимум скорпиона? И его не убедишь, что это твой дом, а не его. Он-то считает как раз наоборот. Зато в доме целых 3 холодильника - вещь в тайском климате необходимая как воздух. В деревнях тайцы живут, как правило, большими семьями и дом разрастается по мере увеличения семьи. Рядом с домом туристов и их денежки с нетерпением ждал небольшой рыночек сувениров. Глазам публики предстали всевозможные пряности, благовония, поделки из дерева, посуда и предметы одежды. Но наибольшим вниманием заслуженно пользовались традиционные непальские ножи - кукри (они пришли в Тайланд от соседей и полюбились крестьянам как удобный инструмент, сочетающий свойства ножа и топора) и необычные настойки: в бутылочке среди трав свернулась в кольца небольшая сиамская кобра, держащая в зубах скорпиона, и всё это великолепие залито бренди.
2 - Вы видите единственную довольую жизнью собаку во всём Тайланде. По крайней мере, вспоминая остальных собак, впечатление складывается именно такое.
3 - Все прочие достопримечательности затмил собой тайский полицейский, с которым торжественно сфотографировался весь автобус, и наверняка не только наш. Кстати, я обещал Наташе не выкладывать эту фотографию. Чтож... Я солгал!
После фермы мы погрузились в автобус и поехали дальше, сопровождаемые рассказами Андрея о крестьянских хозяйствах. В этих краях значительная часть хозяйств занимается выпариванием соли из воды, для чего у них приспособлены большие затопленные участки, напоминающие рисовые поля. А вообще, чем севернее мы попадали, тем менее зелёными становились окрестности, к концу дня нас окружали чуть ли не выжженые солнцем поля. А что делать, сезон жары в разгаре.
4 - Следующей точкой нашего визита стал так называемый плавучий рынок. На самом деле это никакой не рынок, а деревенька, построенная вдоль берегов разветвлённой сети каналов, связывающих бассейны двух местных рек. Сотни этак полторы-две лет назад тайский король приказал связать две реки каналами, чтобы в случае чего военный и торговый флот мог бы быстро перемещаться по ним. Англичане назвали это место Floating Market, что наши люди и перевели буквально.
5 - Ожидая своей очереди для загрузки в лодки мы бродим по причалу, украшенному цветами.
6 - По каналам туристов возят на длинных 8-местных лодках с огромным мотором сзади, местные же всё больше пользуются небольшими гребными посудинами.
7 - С широких "улочек" мы переползаем в небольшие "переулочки", на которых нас уже поджидают торговцы сувенирами, покупаемыми не вылезая из лодки.
8 - Зачем ограничивать себя безделушками, когда можно прямо здесь взять отличное манго? Натюр продукт, буквально только что сорвали с дерева.
9 - Каждый дом поднят на высокие сваи чтобы избежать затопления, рядом устоен гараж с лодкой. Вода в каналах своим цветом может заставить удивиться даже видавших виды дачников, купающихся в пожарных прудах. А местные ничего, не стесняются, вовсю используют эту воду в хозяйстве.
10 - Наплававшись по каналам нас везут на королевскую фабрику по изготовлению изделий из тика. Каждый работник здесь творец и художник, при помощи своих рук и нехитрых резцов они превращают тиковые доски в произведения искусства.
11 - Это как картина, только объёмная, многоуровневая. В беседе с гидом один из мастеров немного рассказал нам о своей жизни и работе. Работают мастера всю неделю, без выходных, примерно по 10 часов в день. Единственный раз в году им положен двухнедельный отпуск, чтобы они могли провести время с семьёй. Каждое своё творение мастера берут из своего воображения, дополнительные источники вдохновения почти не используются. На вопрос, не хочет ли мастер забить на всё и побездельничать, он рассмеялся и рассказал, что резьба по тику является национальным достоянием, находящемся на особом контроле у короля. В стране всего несколько таких фабрик и трудятся на них отнюдь не тысячи рабочих, так что если кто-нибудь найдёт мастера за тунеядством и донесёт об этом в полицию, то его посадят в тюрьму на очень и очень долгий срок.
12 - Да и для чего бездельничать? Он влюблён в свою работу. Кроме того, это очень престижная работа, да ещё и денежная. Для сравнения: работник туристической сферы получает 4-6 тысяч бат в месяц, учитель в школе около 8, офисные служащие среднего звена имеют доход порядка 10-12 тысяч бат. Мастер-резчик получает около 25 тысяч бат в месяц, так что его социальный статус очень высок. Да и это не удивительно: комод из тика средненьких размеров без особых изысков стоит здесь около 2,5 тысч долларов. В качестве бонуса вы получаете бесплатную доставку в любую точку нашего шарика. Но чёрт возьми, как же здесь всё замечательно! Искусная отделка покрывает изделия из гладкой, тяжёлой и очень приятной на ощупь древесны, так что сразу хочется купить себе ну хотя бы табуретку...
13 - После фабрики на повезли обедать в центральный город провинции Кочаномбури с аналогичным названием. Небольшой шведский стол с тайскими блюдами, большинство из которых подчиняется местной традиции "не остро - значит невкусно". Хотя туристов они ещё берегут, для своих они подают почти чистый напалм. Из примечательностей здесь оказался разве только этот забавный птиц.
14 - После обеда нас повезли к горному народу Каренов, занимающимися работой со слонами. Народ насчитывает около 2 миллионов человек и живёт преимущественно в гористой северной части страны. Кстати, это у них встречаются длинношеие женщины, носящие между плечами и головой кучу колец. Раз уж мы упомянули о них, то стоит рассказать чуть поподробней. Первые кольца девочкам одевают по достижению 4-6 лет (вроде как, не очень помню), в последствие их число постоянно растёт. По идее, кольца эти должны быть золотыми, только небогатые семьи заменяют их другими металлами, так что фактически девушки носят на шее своё приданое, которое в полном соответствии с законами Ньютона неслабо тянет их к земле. Андрей же нам изложил совершенно очеровательную версию предназначения этих колец: на севере Тайланда водятся тигры, которые инстинктивно первым делом тянутся к шее жертвы, так что при нападении зверюги работающая в поле женщина имеет шанс издать последний писк и тем самым предупредить отдыхающего рядом в кустах (!) мужа. Но нам сегодня этих женщин не показывали, нас привезли к слоникам. И первым номером было получасовое выступлениие двух слонят.
15 - После выступления серых артистов можно было слегка покормить, бутылки с молоком и фрукты один за другим исчезали где-то под хоботом, но сомнительно что эти детки накушались.
16 - По соседству расположен вольер со взрослыми слонами и посадочный терминал, поднятый до высоты спины скакунов.
17 - При желании свой потенциальный транспорт можно было заправить бананами, экспериментально выяснилось,что взрослому слону не составляет труда схватить хоботом и снямкать как одиночный бананчик, так и связку в десяток штук.
18 - Когда предшествующая нам группа сгрузилась, мы приступили к поездке. Качает, я скажу вам, просто нещадно! Но весело до безобразия. И естественно, эта зараза-погонщик без всякого седла сидит на шее слона как приклееный. Кстати, Наташа зорким глязом успела углядеть, как наш погонщик успел с товарищами по-шустрому дунуть косячок, так что этого небольшого человечка в поездке переполнял позитив. В результате он лихачил на трассе как только мог, обгоняя и подрезая попутные экипажи, а также сопровождая поездки воплями и песнями. Но в нём чувствовался недюженный опыт, так что мы в итоге наслаждались необычной поездкой, не опасаясь за здоровье.
19 - Отдельно от остальных расположилась слониха с крошкой-слонёнком.
20 - Перед возвращением в деревню погонщики послезали вниз, взяли у туристов фотоаппараты и вовсю принялись снимать.
21 - Последним пунктом программы дня перед ночным размещением стало посещение горной железной дороги и пещеры даосского монаха. Дорогу эту, кстати, тянули японцы во время второй мировой войны для снабжения подкреплениями и боеприпасами своего наступления на азиатский корпус англичан. Корпус этот состоял в основном из индийцев, чья страна ещё тогда была английской колонией, а они не особо горели желанием отдать свои жизни за далёкую метрополию, так что до поры до времени японцы их успешно теснили. Но в один прекрасный (или не очень) день прилетели английский бомбардировщики и разобрали эту дорогу на запасные части, тем самым лишив наступающих японцев ресурсов, так что наступление захлебнулось. Сейчас дорога восстановлена и используется для пассажирского сообщения.
22 - Нам наконец открылась сама река Квай неторопливо текущая вдаль. Но как нам пояснили, ночью река преображается и течение её значительно усиливается, в результате чего немало недальновидных любителей ночного купания расстаются здесь со своими жизнями.
23 - А вот и локомотив, тянущий за собой 4 вагончика, из которых на нас смотрели улыбающиеся лица местного и не очень населения.
24 - Пещера монаха особыми размерами не отличалась, зато её предназначение не ставилось под сомнение, даже не смотря на отсутствие самого монаха. После осмотра пещеры туристы, естественно закупившись на местном рыночке, сели в автобус и отправились в гостиницу на ночь, сопровождаемые рассказом Андрея о забавных перепетиях участия славной тайской армии в двух мировых войнах.
25 - И вот мы прибыли в отель, именующийся ни много ни мало "Рай на реке Квай". Да, именно вот так, по-русски, что нам недвусмысленно намекает на его ориентировку.
26 - Здесь мы получили ключи от номеров, которые выглядели как домики, расположенные вдоль берега по обе стороны от центрального причала-ресепшена.
27 - Главным развлечением здесь для нас стал тайский массаж. Именно традиционный тайский, а не то что показывают в концептуальном немецком кино. Настоящий тайский массаж - это фактически комплекс упражнений йоги для ленивых, ведь вместо вас его проделывает с вашим телом массажист. Причём часто бывает, что массажисты даже не смотрят на свои действия с такой точки зрения, ведь за пределами городов искусство массажа передаётся от матери к дочери (чаще всего массаж делают именно женщины), девушки делают те или иные движения потому что так их научила мама. В общем,мы взяли по 2 часа этой радости, воспользовавшись советом Андрея. Для такого случая в отель приехали десяток местных крестьянок (так нам их представили), которые днём трудятся на полях, а вечером иногда подрабатывают массажем. До этого мы пробовали только "продвинутые" методы массажа - травяными мешочками и с применением масла, но после этого вечера мы брали только традиционный массаж и только по 2 часа. Это было нечто! Меня размяли буквально всего, от макушки до пяток. Как обычно попросив прощения у предков за то, что она прикасается к грязным частям тела (у тайцев чистым считается всё, что выше диафрагмы), невысокая и уже немолодая массажистка проворно сложила меня в несколько раз,свернула в трубочку и согнула в бараний рог. Ощущение было такое, как будто меня сбил камаз, но кайф был неиллюзорный.
28 - После массажа нас накормили ужином и отправили спать,завтрашний день начнётся в 6 часов.
29 - После заката у всех световых приборов толпами собираются такие вот гекконы для вечерней охоты на насекомых. Вот этот конкретный экземпляр весьма бодро расхаживал по потолку.
30 - Последний взгляд на наше крыло домиков - и спать!
31 - Утро второго дня началось у нас весьма бодренько - умывшись мы всей толпой поехали на термальные родоновые источники с таким расчётом, чтобы успеть туда раньше других групп. И таки успели же! Источники представляют собой пару бассейнов, заполненных горячей (как в хорошей ванне) водой и протекающую рядом небольшую и довольно холодную речку. Кстати, температуру воды в бассейнах обспечивает радиоактивный газ - родон, так что водичка здесь немного фонит, но если купаться без фанатизма, воздействует она благоприятно. Кроме нас на источниках присутствовала только небольшая группка местных, купавшая в бассейне приболевшего мужичка.
32 - После купания нас повели в местный магазинчик на дегустацию чаёв. Их здесь было несколько десятков сортов, после дегустации любой из них можено было приобрести, а вместе с ними некоторый набор средств традиционой тайской медицины. Часть этих средств (мазь-бальзам, типа вьетнамской звёздочки) была опробована на себе - замечательно. А здесь перед нами денежное дерево,с каждой купюры на нас взирает лик нынешнего короля. Вдруг вспоминается, чьто отношение к нему проявляется ещё и в таком виде, как отдельный высокий язык, на котором говорят, когда дело касается короля и его семьи. Больше в быту этот язык никак не используется.
33 - После чаепития мы стали свидетелями церемонии подношения даров монахам. Небольшая группка монахов подходила к каждой лавочке, откуда им выносилось немного продуктов и денег. После этого монахи благословляли магазинчик, причём на своём особом языке, который обычные люди не знают. Хотя, как сказать... Мужская часть населения страны практически полностью имеет в нём познания, потому что в Тайланде считается правильным, если мужчина хотя бы полгода проведёт в монастыре и посвятит себя познанию Будды. Как у нас с армией - так у них с монастрями. Это не обязательно, но это считается правильным, поэтому исполняется практически безукоснительно. Да и если человек попал в тяжёлую жизненную ситуацию, он может взять и уйти в монастырь. А потом вернуться обатно к своей жизни, его насильно держать никто не станет. Мало того, его примут назад, если он снова решится податься в монахи. На фотографии оранжевые одежды монахов обозначают их принадлежность к монастырю, а коричневые одежды выделяют среди них отшельника.
34 - Перед отъезом нам предстояла прогулка по местному рынку и ещё 2 дегустации: фруктовых вин и кофе. И то и другое на вкус оказалось замечательным, вина из личи и мангустинов нам надолго запомнились, а специфический кофе, пробуждающий на работу половину страны, и нам бы неплохо подошёл. А на фотографии перед нами предстал плод хлебного дерева. На батон не похоже ни с виду ни на вкус, честно. Перед обратной дорогой мы заехали к местному знахарю, у которого можно было закупиться чудесной настоечкой, после которой жить нам полагается почти что бесконечно.... Не знаю, не знаю, сколько после неё можно жить, ибо вкус у неё препротивный.
35 - Зевающих, но надегустировавшихся и накупавшихся нас привезли обратно в гостиницу, где накормили завтраком и начали готовить собственно к сплаву по реке Квай.
36 - Сплавлялись мы на плоту, который волокла за собой лодочка аналогичная виденной нами на плавучем рынке. Даль укутывает утренняя дымка, ещё более густая чем обычно.
37 - Всем желающим предлагалось устроить свой сплав с блэкджеком и шлюхами со спасательными жилетами. Поэтому променяв фотоаппарат на жилет я соскакиваю в прохладную и довольно чистую воду этой тайской реки.
38 - Пока плот с некупающейся частью туристов плывёт и наслаждается видами, я гребу где-то в его кильватере и жалею, что под рукой нет водостойкого фотоаппарата.
39 - По берегам тянутся один за други отельчики аналогичные нашему, отличия минимальны.
40 - Финальная точка заплыва - водопад.
41 - Из-за поворота показались гребуны, некоторые прекрасно иллюстрировали собой увещевания Андрея, призывавшего выбирать себе жилет по размеру, чтобы он плотно застёгивался и не мешал двигаться.
42 - Что делаю русские, вылезшие из воды у водопада? Правильно, лезут снова в воду, только уже падающую сверху, чтобы сфотографироваться. Очередь под водный поток затянулась минут на 10.
43 - На обратном пути к гостинице нам встретился небольшой кусочек местной жизни.
44 - В гостинице нас ещё раз покормили, на этот раз трапеза была завершающей. Рядом с гостиницей в реке стоит довольно большой косяк рыбок-чистильщиков, питающихся тем что выбрасывают в воду с кухни. Гид приехавшей после нас группы устроил небольшое представление: с зычным объявлением в духе цирковых конферансье "Внимание, внимание! Шоу пираньи-вегетарианцы" он схватил со стола кусок хлеба и бросил его в воду. Дальше случилось неописуемое - вода вокруг хлеба буквально закипела и кусок исчез от силы секунды за 2, после чего снова стало всё спокойно. Такая же судьба постигла и второй, и, по-моему, третий кусок, после чего группа новичков пошла размещаться, а мы пошли готовиться к отъезду.
45 - Пока мы не влезли в автобус, я не упустил шанса поснимать местные красоты. Хоть убейте не знаю как это всё называется,но красиво.
46 - Вот прямо так без ложной скромности рядом с гостиницей растут ананасы. Это двухлетнее растение, плодоносящее раз в полгода. Ничего такой огородик получается, специфичный. Жаль только не для нашего климата. В сезон сбора урожая на Пхукете спелый ананас стоит 5 бат... А эти ананасы нашим не чета, разница как между землёй и небом.
47 - А вот и знакомые всем бананчики растут. Кстати, Андрей сказал, что пресловутых "кормовых" бананов, которых потчуют нас с вами злобные враги-империалисты не существует, чем нехило порвал мне шаблон.
48 - И ещё кусочек цветущей красоты.
49 - Последней точкой на нашем маршруте перед отправкой назад в Патайю стал этот водопад. Для турисов достопримечательность, для местных просто зона отдыха.
50 - Пока туристы фотографируются...
51 - ... дети плескаются.
52 - Тайский народный инструмент - кокосодобывающий гиббон! После недолгого обучения такая обезьянка вполне способно лазает по пальмам вместо хозяина и сбрасывает ему поспевшие орехи. Учитывая, что кокосовая пальма - это вообще дерево для ленивых, с гиббоном на подхвате можно вообще неплохо жить.
53 - При этом такая зверушка ещё и на отличненько выполняет роль домашнего питомца.
Насмотревшись на водопад, мы наконец взяли обратный курс, нам предстояло преодолеть всё те же 420 километров. Подустали уже все, даже у Андрея закончились истории, так что мы смотрели в дороге кино. Нам показали вполне обычный (в смысле того, что он может оказаться в любой фильмотеке) но интересный фильм "Достучаться до небес" и в нагрузку чудо местного кинематографа - тайский фильм "Старомодный", сюжет которого составила история любви приехавшего из провинции в Бангкок таксиста-ретрофана и проститутки. Сама же история куда глубже и интересней, но перегружать ей и так многобуквенный пост я не стану. А так, всем спасибо за внимание, увидимся в саду орхидей Нонг Нуч.
P.S. Специально по просьбам трудящихся: водопад! Илья и подструя прилагаются.