Первая остановка в азиатском споттинг-турне - международный аэропорт Суванапум в Бангкоке, Таиланд (BKK). В моем споттерском рейтинге он набрал 14 баллов из 15 возможных. В BKK действительно есть что посмотреть, и есть откуда поснимать.
Suvarnabhumi International (первое слово читается как «Суванапум») - один из двух бангкокских аэропортов, был открыт сравнительно недавно. В 2006 году он сменил старый аэропорт Дон Мыанг (DMK) в роли главных воздушных ворот Таиланда, оставив за DMK функцию прибежища для бюджетных компаний.
BKK принимает в год порядка 46 миллионов пассажиров и занимает по этому показателю 10 место в Азии. Из Суванапума можно улететь по 163 направлениям в десятки стран мира на рейсах более чем 80 авиакомпаний. В BKK летают почти все азиатские перевозчики, крупнейшие компании Европы, можно там увидеть и лайнеры из Австралии и Африки. (1)
В общем, разнообразие ливрей и непрерывный трафик с интервалом в несколько минут в BKK гарантированы. Было бы откуда снимать. С этим в Суванапуме тоже все в порядке.
Вот мой споттинг-рейтинг BKK:
Аэропорт
Рейтинг
Разнообразие
Трафик
Споттинг
Сувранапум, Бангкок (BKK)
14
В BKK один огромный терминал в виде буквы Н, левая ножка которой - зона международных рейсов, а правая - внутренних. (2)
Краткий споттинг-гид по BKK
Две ВПП Суванапума расположены параллельно друг другу с терминалом между ними. Полоса 01L/19R принимает и отправляет в основном международный трафик, тогда как 01R/19L загружена меньше, в внутренними рейсами национального перевозчика Thai Airways. Так, во всяком случае, обстояло дело во время моего споттинга. (3). (Cевер на картинке - справа, юг - слева).
По периметру аэропорта при желании можно найти множество точек для съемки самолетов. Я же использовал самые удобные и доступные. Некоторые из них (3 и 4) описаны на разных споттреских сайтах, другие же (1 и 2) были обнаружены мной на местности de novo.
Точка 1 - пешеходный мостик через автостраду Суванапум Роад 2 к северо-западу от терминала
Как добраться: 5-7 минут на такси от терминала (30 - 40 бат) или 20 минут пешком от точки 3. Ориентир - мостик и служебный въезд к карго-терминалу аэропорта напротив него.
Что снимать: посадки или взлеты на 19R - самую интенсивно используемую полосу и самолеты (в основном, грузовые) в отстойнике у карго-терминала.
Когда снимать: первая половина дня.
Фокусное расстояние: 250 - 300 мм (B737/A320); 180 - 200 мм (B747/A330)
Особенности: мостик имеет крышу от солнца. Еды, воды и туалетов рядом нет. .
Точка 2 - между забором аэропорта и съездом с автострады
Как добраться: 5 минут пешком от точки 2. Пройти вдоль дороги, миновать здание почтовой экспресс-службы и пройти еще метров 50 - 100 после него. Ориентир - здание Express Mail Service (единственное здание по дороге).
Что снимать: посадки на 19R - самую интенсивно используемую полосу.
Когда снимать: точка находится прямо под глиссадой, поэтому перемещаясь в пределах 100 метров можно выбрать удобный свет в течение всего дня.
Фокусное расстояние: 230 - 250 мм (B737/A320); 90 - 110 мм (B747/A330)
Особенности: негде укрыться от солнца. Еды, воды и туалетов рядом нет.
Точка 3 - пешеходный мостик через автостраду Суванапум Роад 2 к северо-востоку от терминала
Как добраться: 5-7 минут на такси (30 - 40 бат) или бесплатном шатле от терминала до остановки Thai Airways Operation Center, или 20 минут пешком от точки 1.
Что снимать: посадки или взлеты на 19L. Трафик гораздо разреженнее, чем на 19R.
Когда снимать: вторая половина дня.
Фокусное расстояние: 230 - 250 мм (B737/A320);
Особенности: мостик имеет крышу от солнца. Вблизи расположены офисные и служебные здания компании Thai и аэропортовых служб, в которых, вероятно, есть какие-то сервисы. Вид частично перекрыт зданиями, поэтому при посадке самолеты появляются в поле зрения довольно поздно, а услышать их из-за шума дорожного движения нельзя.
Точка 4 - смотровая площадка в здании терминала
Как добраться: подняться на верхний этаж (Level 7) терминала. Площадка находится в лэндсайд-зоне (до контроля и досмотра).
Что снимать: Самолеты на стоянках E и D, трафик с полосы 01L/19R к стоянкам А, B и С и трафик от стоянок G, F. E на полосу 01R/19L
Когда снимать: в течение всего дня.
Фокусное расстояние: 110 - 300+ мм (B737/A320); 125 - 250 мм (B747/A330)
Особенности: все сервисы терминала (рестораны, туалеты) в прямой доступности. Площадка очень неудобна для съемки. Фотографировать приходится через две стеклянные преграды, расположенные в нескольких метрах друг от друга. Вид на ближние стоянки кое-где перегораживают металлические конструкции каркаса терминала. Трафик на дальние стоянки слишком далеко, нужен длинный фокус (300+ мм), мешает марево. В общем, эту точку можно использовать, если у вас слишком мало времени и на другие точки вы не успеваете, или для разнообразия, когда времени слишком много, как было у меня во время 6.5-часовой стыковки.
Подлетая к BKK
Любой уважающий себя авиафотограф расчехляет камеру еще при посадке. Автострада, ведущая из Суварнапума в Бангкок и эстакада метро. (4)
А это Суварнапум роад. Сейчас мы пролетаем над точкой 2. (5)
B777 (G-YMMC) British Airways и B737-800 (B-1720) Shanghai Airlines у причалов F. (6)
B777-300ER (F-GSQO) Air France. (7)
B767 (HS-BID) тайской авиакомпании Business Air (сейчас компания переименована в Intra Airlines). Флот специализирующейся на чартерах компании состоит из двух «Боингов 767». (8)
B-777-300 (B-HNE) Cathay Pacific. (9)
Парковочное место 505 свободно. (10)
Точка 1
На пешеходном мостике над дорогой можно разместиться с относительным комфортом. Главное - крыша, защищающая от солнца, палящего даже сквозь облака. (11)
Самолеты, приземляющиеся на 19R, здесь пролетают достаточно близко и низко. (12)
Здание с красной вывеской слева - центр экспресс-почты. За ним - точка 2. (13)
Вид на север - дорожная развязки и эстакада поезда «Сити Лайн», курсирующего между Бангкоком и аэропортом. (14)
Первый попавший в объектив самолет - естественно, Thai Airways. A320 (HS-THD) «Sing Buri». Все самолеты тайской флагманской компании имеют собственные имена в честь городов и других географических объектов страны. (15)
Основу флота Thai Airways составляют дальнемагистральные самолеты. B777 (HS-TKQ) Khemarat. (16)
Всего же флот компании на настоящий момент насчитывает 80 самолетов, включая 4 A320, 2 B737, 17 A330, 6 A380, 11 B747, 34 B777 и 6 B787.
Суварнапум - базовый аэропорт компании, откуда Thai летает по 78 направлениям в 35 стран мира: (17)
Еще одна тайская компания, базирующаяся в BKK - региональный перевозчик Bangkok Airways. A 319 (HS-PPA) «Si Satchanalai» в базовой ливрее компании. (18)
Самолеты компании украшает слоган «Asia Boutique Airline» и собственное имя. Si Satchanalai - один из национальных парков Таиланда. (19)
Bangkok Airways летает по 48 направлениям в Таиланде и некоторых азиатских странах: (20)
Во флоте Bangkok Airways 33 самолета - «Аэробусы» A319 и 320 и ATR 72.
A320 (HS-PGU) в одной из ярких дополнительных ливрей. (21)
Еще один вариант ливреи - A319 (HS-PGZ) «Phnom Penh». (22)
Thai Smile Airways - региональная дочерняя компания, полностью принадлежащая Thai Airways. В «Тайской улыбке» служат 15 одинаковых A320-200. Вот один из них - HS-TXJ. (23)
Гости из Европы. Швейцарский A340-300 (HB-JMN) «Altdorf». (24)
А340-300 (D-AIGX) «Dueren» «Люфтганзы». (25)
A320 (9V-TAN) сингапурского лоукостера Tiger Air. (26)
За ним садится представитель флагманской компании - A330-300 (9V-SSA). (27-28)
Vietnam Airlines. A321 (VN-A609). (29)
A320 (HS-PPH) Bangkok Airways без имени и в совсем простом варианте окраски. (30)
Зато следующий борт - довольно редкий для BKK ATR-500 (HS-PGK), радует новым вариантом ливреи и именем Apsara - в честь прекрасной полубогини из индийских преданий. (31)
Ностальгический B747 (VP-BVR) почившей в бозе «Трансаэро». (Напомню, это съемка весны 2015 года). (32)
A330-300 (B-HLD), Cathay Pacific. (33)
Отвлечемся на пару минут от садящихся на 19R самолетов и посмотрим на летное поле. С точки 1 виден его краешек у карго-терминала. Там попадаются любопытные экземпляры. (34)
Ближний к нам - A300-600F (B-LDA), развозчик экспресс-почты под флагом компании «Air Hongkong». Это одна из 13 машин карго-перевозчика из Гонконга. (35)
Следующий - неопознанный A330 с затертым логотипом Thai Airways на хранении. (36)
Дальше - B767-300ER (VP-BMC) российской авиакомпании «Икар» (Pegas Fly) в цветах туроператора «Пегас». (37)
И совсем далеко - АН-12БК (UR-11316) украинской «Мотор Сич». А за ним - трансаэровский B767 (EI-UNB или EI-UNE). (38)
Ну а на посадку тем временем идет очередной таец - А320 (HS-TXA) «Ubon Ratchathani». (39)
B777 (HS-TKC) «Kwanmuang», Thai Airways. (40)
Пожалуй, на сегодня достаточно. В следующий раз продолжим следить за трафиком BKK с точки 1 и посетим точки 2 и 3.
Etc…
Азия-Пасифик споттинг. Предыдущие серии:
Последнее про аэропорты и споттинг: