Экспедиция «Великий северный путь». Часть 4/4

Jan 29, 2012 23:28

В конце марта даже на 62-й параллели может быть тепло. Суровое северное солнце начало топить снег над болотами и озерами и передвигаться на снегоходах стало нелегко. И самое главное - зимник может стать непроходимым буквально за несколько теплых дней. Чтобы не застрять в подтаявшем снегу, экспедиции пришлось возвращаться быстрее, проделав путь назад из центра СССР в Ларьяк за два дня.



Начало:
Часть 1. 
Часть 2. 
Часть 3.

Маршрут экспедиции (1)



День 1. Нижневартовск - Ларьяк. 250 км (на автомобилях)
День 2. Ларьяк - стойбище Александра Могульчина. 93 км.
День 3. Стойбище Александра Могульчина - Корлики. 86 км.
День 4. Корлики - стойбище Кирилла Прасина. 90 км.
День 5. Стойбище Кирилла Прасина - центр СССР - стойбище Кирилла Прасина. 120 км.
День 6. Стойбище Кирилла Прасина - стойбище Чуминых. 121 км.
День 7. Стойбище Чуминых - Ларьяк. 98 км.
День 8. Ларьяк - Нижневартовск. 250 км (на автомобилях).

День 6. Стойбище Кирилла Прасина - стойбище Чуминых. 121 км.

Собрав рано утром вещи и оставив Кириллу излишки бензина, экспедиция тронулась в обратный путь. Двигались мы по своим следам, по бураннице наезженной но пути сюда. Кое-где на озерах появилась наледь - вода вышла из-подо льда, и под слоем снега образовался водяной слой. Припорошенные снегом, такие участки не видны, и понимаешь, что попал в наледь, только провалившись в нее. Головной снегоход может проскочить такой участок на скорости, но вот идущим следом машинам, да еще и с санями, попадать в колею с наледью не рекомендуется.

Дядя Саша на первом снегоходе в колонне проскочил наледь, а Валера попытался объехать опасный участок и застрял. (2-4)







Застрявший снегоход можно вытащить только на буксире. Привязываем к фаркопу длинный канат. (5)



И крепим его к двум другим машинам. (6)



Р..раз, два - и Гена с Егором выдергивают «Буран» Валеры из наледи (7)



Теперь нужно очистить гусеницы ото льда, отбить налипший лед с саней (8)



Корлики мы миновали не заезжая в деревню, а заночевать решили в стойбище Чуминых.

Это стойбище отличается от того, что мы видели в стойбищах Могульчина и Прасина тем, что изба - основное строение на стойбище - сделана не по хантыйским традициям, а в виде русской хаты. Такое строение ханты называют руть-кат (искажение от «русская хата»). Основа дома - деревянный сруб, к нему пристроены сени, под треугольной крышей - чердак. (9-10)





«Хата» эта очень маленькая и входя через низкую в «сенях», приходится наклонять голову. (11)



Ключи от дома висят у двери (12)



Дверная ручка сделана из обструганного сучка (13)



Охотничьи лыжи и снасти для зимней рыбалки - обязательный атрибут любого хантыйского стойбища (14)



В доме - не буржуйка, а небольшая русская печь. (15)



На ужин готовим рагу из тушенки и фасоли (16-17)





У хозяев, на радость вегетарианцу Жене, обнаружился огромный запас мороженой клюквы (18)



Укладываемся на ночлег в спальниках на полу, с трудом уместившись в небольшой избушке. (19)



День 7. Стойбище Чуминых - Ларьяк. 98 км.

Умыванием снегом - взбадривающая утренняя процедура (20)



Кедровка, за неимением орехов, завтракает остатками какой-то туши, валяющейся на крыше сеней (21)



Еще одна птичка лакомится очередной подстреленной копылухой (22)



Перед отъездом нужно обязательно пополнить запас дров, чтобы хозяева стойбища были не в обиде (23)



Признаки весны все очевиднее. Снег в лесу тает, появляется капель. (24-27)









На обед останавливаемся в уже знакомом стойбище Александра Могульчина. (28)



Гена и Егор профессионально и быстро готовят обед (29)



Водка при минусовой температуре льется вязкой плотной струйкой (30)



Короткий осмотр моторов, заправка и можно ехать дальше - в последний рывок до Ларьяка (31)



Финальная стадия пути тоже не обходятся без проблем (32-33)





Ларьяк

Ларьяк - начальная и конечная точка нашего путешествия на снегоходах - большое село на берегу реки Вах. По данным переписи 2008 года в Ларьяке живет 1076 человек.

Река Вах и домики Ларьяка (34)



Заснеженные улицы деревни (35-38)









Монумент на центральной площади Ларьяка (39)



Школа-интернат для детей из окрестных деревень и стойбищ (40)



Значительная часть населения Ларьяка - ханты. Чтобы выполнить последнюю задачу экспедиции - собрать образцы крови ваховских хантов для генетических исследований - мы отправились в ларьякскую участковую больницу. (41)



Благодаря помощи персонала больницы нам удалось взять кровь у нескольких десятков местных жителей. (42-47)













День 8. Ларьяк - Нижневартовск. 250 км.

Утром следующего дня быстро пакуем вещи, загружаем снегоходы и наш караван в том же составе - КАМАЗ со снегоходами, японский грузовичок с санями и внедорожник - отправляется в Нижневартовск (48-49)





Зимник уже начал подтаивать - мы выбрались вовремя. Через пару дней можно было уже не проехать (50-52)







По дороге до Вартовска минуем Вахское нефтяное месторождение (53)



Нефтяные качалки (54)



Нижневартовск

Ну и заключительная точка маршрута - Нижневартовск. В конце марта Нижневартовск, как и большинство сибирских городов, представляет собой не очень впечатляющее зрелище - грязный городской снег тает, покрывая серо-коричневой жижей улицы и дороги.

Гостиница «Надежда» - мое нижневартовское пристанище (55)



Железнодорожный вокзал (56)



Широкие улицы и типовые панельные жилые дома - типичный жилой район города (57)



На въезде в город - памятник покорителям первого разведанного здесь нефтяного месторождения - Самотлора (58)



Экспедиция закончена. Завершилось и мое довольно необычное приключение. Расставаться и с ребятами и с бескрайними снежными просторами немного жаль. Но есть еще много непокоренных мест. Может быть, мы еще вернемся.



Etc…

Начало:
Часть 1. 
Часть 2. 
Часть 3. 

Север, Экспедиции, Россия, Путешествия

Previous post Next post
Up