Как в одном из «предпоказных» интервью заметил кто-то из актёров «Glee» (адекватного и всеотражающего перевода столь говорящего названия я ещё не нашла, пусть будет просто «Glee») - без «Классного мюзикла» («High School Musical») не было бы и этого шоу.
Мюзикл как жанр с некоторых пор стал очень и очень популярен в кинематографе. Об этом даже спел на 81-й (последней, нынешнего года) церемонии вручения Оскара Хью Джекман (сам тот ещё мюзиклмэн). Но за подъём интереса к мюзиклам у зрителя помладше мы, конечно, должны поблагодарить Кенни Ортегу, создателя «HSM». Ортега - в первую очередь хореограф, но и не в десятую - отличный режиссёр. На простеньком материале раскрыть историю настолько трогательно и поставить такие эмоциональные, цепляющие номера. Кроме восклицания «Браво!» хочется, конечно, добавить много одобрительных и умных слов, но не буду. Буду - о «Glee».
После сногсшибательного успеха «HSM», всех этих верхушек чартов, истерии девчонок в отношении Зака Эфрона, стремительного взлёта оного по голливудской лестнице (и я считаю, что взлёта заслуженного - парень очень талантлив), оставалось, наверное, только подождать, когда же и телевидение возьмётся за разработку сей благодатной целины. В общем-то даже в самом «Glee» есть ходы, повторяющие ситуации «HSM»... Повторяющие, но совершенно непохожие.
Если сравнивать эти произведения, то поначалу покажется, что всё примерно об одном и том же: школьники поют и танцуют, любят, на пороге взросления делают выбор, от которого зависит дальнейшая жизнь. Но в трёх полуторачасовых фильмах «HSM» всё это хоть и подавалось иной раз с надрывом (о, эта прямо-таки Гамлетовская партия «Bet On It»!), однако же быстро разрешалось, и в целом выходило сверхпозитивно. Славный такой маленький рай с очень красивыми мальчиками и девочками, захватывающими танцевальными номерами и действительно хорошими песнями. Но на такой сахарноватной (пушистой и розовой) подаче длинный сериал просто не выжил бы. Поэтому «Glee» гораздо, гораздо жёстче своего родственника. И что закономерно (но всё-таки удивительно): в «Glee» почти нет любови-моркови, она вовсе не самое важное во всём происходящем. Гораздо важнее здесь вопросы творческой реализации, самоуважения, внутрисоциальной борьбы и умения постоять за своё собственное счастье без оглядки на кого бы то ни было.
Если товарищи Троя из «Классного мюзикла» (капитана баскетбольной команды) только и пожурили парня, а вскоре сами радостно с ним запевали, то у Финна (капитана футбольной команды, «Троя-2» - поначалу так и просилось на язык) всё намного сложнее. Он вынужден проходить через реальное унижение, даже через физически неприятные вещи. И хотя он любит петь, и занимается музыкой с детства, его получается заманить в хор только подлогом (марихуаны в школьный шкафчик) и угрозами.
Если в случае с Троем и Габриэллой в «Классном мюзикле» можно сказать, что эти двое теперь навсегда идиллически вместе (на фоне заката), то Рэйчел и Финн могут не стать парой, пусть их и тянет друг к другу. Обычные человеческие отношения, а не «любовь до гроба». Обычные человеческие приоритеты: успешность, желание быть принятым и понятым, а не «за любовь твою отдам всё на свете».
Если крутой и вполне себе гетеросексуальный Райан из «HSM» влёгкую заводит спортсменов «на потанцевать» (а те недолго и неубедительно ломаются, мол, «I don't dance»), то футбольная команда из «Glee» переживает настоящую психологическую ломку, и только осознав свою никчёмность, с подачи Курта (совсем не гетересексуального, очень ранимого и одинокого, но всё же сильного, упорного и талантливого вьюноши) начинает выплясывать перед заполненными трибунами под «Single Ladies». (Черкну приписку: спортсменам на самом деле может помочь физическое раскрепощение через танец, ситуация нисколько не преувеличена).
Что о музыкальной составляющей, то, конечно, писать оригинальные песни и ставить полуакробатические танцевальные номера в шоу, выходящем каждую неделю, никто бы не смог. Это было бы чересчур трудо- и деньгозатратно, и, пожалуй, (в отношении авторских песен) коммерчески рискованно. Танцы в «Glee» несколько простоваты, но, если уж рассудить, для неопытных школьников-лузеров это естественно, а из-за искренней эмоциональной подачи смотрится очень хорошо (душевностью-то гликовцы и возьмут на отборочном региональном конкурсе, гарантирую). Забавно, что из всего основного актёрского состава хоть какой-то опыт в танцах до съёмок «Glee» был только у Кевина МакХэйла, а он исполняет роль Арти - инвалида, передвигающегося в коляске. Впрочем, полуакробатические номера в сериале тоже представлены: конкурирующим хоровым кружком и командой болельщиц, так что страждущие масштабных зрелищ не уйдут обиженными.
Песни подобраны аккуратно по сюжету, отражают все перипетии и проверены временем и хит-парадами, а стало быть - мелодии яркие, так сказать, ласкающие слух. И, конечно, они очень здорово перепеваются. Начиная с пилотной серии практически все композиции, исполненные Glee Cast, принимаются на ура (первые места в чарте ITunes и тэ дэ, и тэ пэ). Потрясающе слаженный хор, в большинстве своём неплохие, а некоторые без преувеличений уникальные голоса. У Леа Мишель (в сериале - Рэйчел) вокал чистейший, сильнейший, с богатым тембром и широченным диапазоном (к примеру, Селинодионовскую «Taking Chances» она, на мой вкус, поёт интереснее и мощнее, чем признанная дива). У афроамериканки Эмбер Райли (в сериале - Мерседес Джонс) великолепное владение эстрадными и этакими оч-ч-чень афроамериканскими вокальными приёмами. У Кевина МакНейла (Арти) шикарный, «жирный», сильный баритон (ему бы центральные партии петь, да вот внешность неформатная). Разложить на партии, отрепетировать, записать на студии и отыграть перед камерой в среднем по 4-5 номеров в неделю - огромный труд. Да ещё так искромётно выходит. Поражена, аплодирую стоя.
Что мне особенно нравится, играют актёры здесь искренне. Неоднократно встречала на различных сайтах утверждения, мол, «актёришки все паршивые, смотрим из-за музыкальных номеров». Но, во-первых, не будь актёрского таланта, что представляли бы из себя номера? И во-вторых, на некоторых зрителей, как мне кажется, находит этакая специфическая выборочная слепота. В любых «школьных молодёжках» они заранее ставят на исполнителях крест. Ну, может, иные представители жанра ничего другого и не заслужили, но в случае с «Glee» такой подход совершенно несправедлив. Создателям сериала отдельная овация за проработку интересных, отличных друг от друга образов. Некоторые из персонажей вообще не растиражированы, а у стандартных есть неожиданные чёрточки (к примеру, Финн - типичный «популярный парень» - неожиданно нежно и бережно относится к маме, а ещё он «лопоухий» и доверчивый). Или взять совершенно эпизодического персонажа - папу Курта (актёр - Майк О'Мэлли). Простой рабочий мужик. Его реакция на признание сына о гомосексуальности и жалость вызывает, и улыбку, и уважение. Да и все остальные «кисло» не смотрятся.
Резюмируя, могу признать, что эмоциональный жесткач, в который всё больше ввергает каждая последующая серия (предают и унижают таких отличных ребят! Которые, впрочем, нос не вешают, а идут вперёд, да ещё и зажигательно поют), меня немного смущает. Но кто знает, как будут развиваться дальше события? В любом случае я очень благодарна и Кенни Ортеге, и Райану Мёрфи. Такого ликования (первое значение английского слова glee) мне не дарил ещё ни один теле- или кинопродукт, сколько подарили «Классный мюзикл» и «Glee». Люблю, знаете ли, хорошие голоса и бури искренних эмоций.