Учимся читать

Mar 15, 2012 20:03


С чего начинается обучение чтению? Обычное дело - это когда ребенка в первую очередь пытаются привлечь к изучению букв алфавита. При этом можно наткнуться на «тяжелый случай» и на «приемлемый».


Тяжелый - это когда сильно умный взрослый желает, чтобы его чадо выучило правильные названия букв. Не «К», а «ка», не «М», а «эм» и т.д.

Приемлемый - это когда ребенок все же учит звуки, а не названия.

Забегая наперед, сразу скажу, что современные методики обучения чтению не предусматривают, что на начальном этапе следует учить алфавит. Это хорошо, конечно. Плохо, что лично я начал с ними ознакамливаться, когда моя дочка алфавит таки выучила.

У нас изучение букв началось где-то после 2-х лет. Когда ребенок уже сам хорошо разговаривал.

Учили мы буквы сначала по всяким печатным азбукам и букварям. А позже начали активно привлекать к этому делу iPad.

Причем получилось так, что когда я показывал на букву в букваре, то называл ее звук. А в азбуках на айпаде, как правило, озвучены правильные названия.

Поэтому наш случай - это смесь «приемлемого» и «тяжелого». :)

Опять же, забегая наперед скажу, что дочка долго не могла отучиться читать букву «к» как «к», а не как «ка», и я так же долго «благодарил» все «правильные» азбуки за эти проблемы.

С другой стороны, к буквам на айпаде дочка всегда проявляла больше интереса, чем к печатным азбукам. Можно даже сказать, что основной ее учитель - это программа «АБВГДейка», где в режиме «Учим буквы» ребенок и алфавит выучил, и «правильных» названий нахватался.

Как бы там ни было, наступил такой момент, что практически все буквы алфавита были успешно выучены, и я начал думать о следующем этапе - обучение чтению.

Вот именно с таким запросом, «обучение чтению», я и полез в Гугл. Боже, сколько информации! Сколько методик и рекомендаций! Легко заблудиться. :)

Вот именно в этот момент я узнал о своей главной «ошибке» - мы учили алфавит, а это делать категорически не рекомендуется.

Так получилось, что больше всего мне понравилась методика, по которой ребенок учит слово целиком. Т.е. обучение чтению происходит по словам. Это известная методика Домана.

Я за нее ухватился с большим энтузиазмом, тем более, что Оля Verytruth тоже ее рекомендовала.

Напечатал разных слов, навырезал их. Слова были самые простые: мама, папа и т.д. Все по методике.

И начал их показывать ребенку.

- Саша, смотри, это слово «мама»;

- Мама,

- А это - «папа».

- Папа

И т.д.

Ребенок вначале проявлял интерес. Конечно, ведь все это проводилось под эгидой «ты научишься читать».

Но с каждым днем интерес ослабевал. Ей просто становилось скучно глядеть на непонятную картинку и заучивать, что это за слово. Она добросовестно выучила несколько слов. И однажды на улице, глядя на вывеску, заявила мне: «Папа, смотри, это Аптека!», чему я был весьма удивлен.

Но чувствовалось, что что-то не то. Методика предполагала сводить процесс обучения к игре, ребенку с каждым днем должно было становиться все интересней и интересней. Но увы, превратить в игру это никак не получалось. Это становилось скучной рутиной.

И однажды Саша мне заявила: «Папа, мне надоело учиться читать, давай больше не будем».

Я не на шутку испугался и пообещал, что больше мы заучивать карточки со словами не будем.

А сам снова полез в интернет. И наткнулся на интересную статью, в которой данная методика подвергалась критике.

В статье было сказано, что главная проблема этой методике в том, что она разработана для английского языка. И действительно, в английском, французском и т.д. языках то, что написано, очень отличается от того, что читается. Вспомните, хотя бы слово "Renault", которое следует читать «рено».

Понятно, что ребенку просто невозможно объяснить, почему это слово читается именно так.

Вот и возникла методика, по которой ребенок просто заучивает произношение слов. И таким образом учится читать.

Но в русском языке ведь все по-другому. В русском ведь как пишется, так и читается. Исключения есть. «жи», «ши», например. Или «молоко», которое читается «малако» и т.д.

Но это мелочи с которыми ребенок легко справляется. Это я уже по собственному опыту сужу.

Так как же учить читать по-русски?

Здесь хочу немного отвлечься. Ведь мы живем в Украине, так почему русский?

Да просто потому, что я хочу, чтоб мой ребенок знал русский язык на уровне украинского.

С самого рождения мы с женой договорились так: она с дочкой говорит по-русски, а я - по-украински. И теперь, в свои 4 года, дочка легко переходит с одного языка на другой. Конечно, она иногда путает некоторые слова, но я не вижу в этом проблемы. Вырастет - все станет на свои места.

А вот читать я ее взялся учить на русском. Главная причина в том, что в школе у нее нет шансов учиться читать по-русски. Русский язык в наших школах уже не преподается. Ее будут учить читать по-украински. Ну вот пускай и учат, я не против.  А по-русски мы сами ее научим читать.

Так вот, наиболее популярные методики обучения чтению на русском сводятся к обучению читать по слогам.

Что такое слог? Часть слова. Но как правильно разбить слова на слоги не знают даже академики. Например, слово «карта» - это «ка-рта» или «кар-та»? Никто не знает… Говорят, правильно и так и так…

Поэтому, когда я увидел методику, которая разбивает слоги на однозначные слоги, она мне сразу пришлась по душе.

Насколько я понимаю, эта методика пересекается со знаменитыми кубиками Зайцева, но это не они. :)

Это - «вагончики» и «паровозики».

Про методику я прочитал здесь

Почитайте, кому интересно. Краткая суть в том, что ребенок составляет поезда. У него есть несколько разноцветных паровозиков и много разноцветных вагончиков. На каждом вагончике нарисован определенный слог. Складывая вагончики в поезд, ребенок получает слово. При этом в процессе обучения ребенку следует говорить, как читается слог, нарисованный на вагончике. А какое слово получилось - это ребенок уже сам должен понять.

На самом деле очень интересно наблюдать, как в голове ребенка набор непонятных символов и звуков приводит к появлению знакомого слова.

Даешь вагончик «Ко».

- Саша, этот вагончик читается «Ко»;

- Ко

- А дальше вагончик «Ле»;

- «Ле»;

- И последний вагончик «Со».

- Со.

- Ну ка, прочитай что получилось!

- «Ко», «Ле», «Со», - длинная пауза, потом наступает озарение, которое видно по изменившемуся лицу, - «Колесо!!!»

- Правильно, вот умничка, сама прочитала «колесо»!

Ребенок счастлив, что он такой умный, сам смог прочитать слово! И это действительно превращается в игру, и за месяц, который прошел с тех пор, как мы начали складывать поезда, на мой вопрос: «Саша, почитаем вагончики?» я ни разу не услышал отрицательного ответа.
           Вот фотография месячной давности. Вот так оно все начиналось:



А за месяц ребенок сделал просто огромный шаг вперед. Она уже может прочитать 6-ти и 7-ми сложные слова. Например, прочитала слово «аквариум» (6 слогов) и «настроение» (7 слогов). Мне самому не верилось, что она справится, а у Саши получилось ну прямо таки очень легко. А гордости сколько было: «Мама, иди быстрее! Посмотри, какое длинючее слово я сама прочитала!».

Более того, складывая слова, она поняла и принцип составления слогов. Если поначалу она просила ей помочь с неизвестным вагончиком, то сейчас это происходит примерно так:

- Папа, я забыла, подскажи (показывает мне на вагончик «ЩЕ»)

Я ей:

- Какая первая буква?

- «Щ»,

- А вторая?

- «Е»,

- И что получается?

- небольшая пауза - «Ще»!

- Правильно, видишь, ты сама справилась, даже без моей помощи!

Стоит все-таки отдать должное тому, что она знает буквы. Это ей здорово помогает с вагончиками. Буквально несколько первых дней я ей озвучивал слоги. Потом просто предлагал выбрать правильный из нескольких вагончиков. И когда увидел, что она вообще не ошибается, стал ей предлагать самой называть вагончики. И у нее это прекрасно получается.

В общем, система эта в нашем случае работает просто великолепно. Смело могу рекомендовать ее всем.

Авторы методики говорят о том, что читать можно научить и малыша, которому всего 1 годик. Проблема будет только в том, что он не будет понимать слов, которые читает.

Поэтому, если вашему ребенку уже есть года 2 и его словарный запас уже достаточно большой - смело можете приступать к чтению!

Теперь немного о технической части.

Авторы методики разработали специальную программу, с помощью которой  можно сделать вагончики и паровозики. Ее суть в том, что лист А4 можно самостоятельно заполнить нужными вагончиками и распечатать.

Всего получается чуть больше 290 слогов. Слог - это либо гласная буква, либо согласная, либо сочетание согласной и гласной. Очень просто и понятно. Любое слово можно разбить на такие слоги только одним способом.

У меня нет дома цветного принтера, поэтому из программы я подготовил себе pdf-файлы со всеми слогами-вагончиками и паровозиками и обратился в печатный центр.

Там мне все это дело распечатали на бумаге самой высокой плотности (300 гр., по-моему), т.е. это уже можно назвать картоном.

Вырезать мне все пришлось самому. Я потратил на это занятие часа 4. В конце пальцы уже просто онемели и покрылись мозолями. Так что по возможности спихните работу по вырезанию на кого-то другого. :)

Теперь немного о словах.

В программе вы найдете 3 листа имен существительных, подходящих для обучения чтению.

Авторы методики предлагают не мучиться и понаделывать одинаковых вагончиков на самые распространенные слоги. Такие, как «ка», например.

Надо сказать, что слова надо продумать заранее, перед занятием. И подобрать соответствующие вагончики. Из 290 штук.

Я же ограничил доступные варианты слов, т.к. в моем распоряжении каждый слог есть только в одном экземпляре.

Вот и получается, что составить десяток 3-х сложных слов с не повторяющимися слогами - довольно трудоемкая задача. А дальше - только хуже. Ребенок мне заявил, что слова по 3 вагончика - это очень маленькие слова, и ей не интересные. Слова должны быть, цитирую,  «хотя бы из 4-х вагончиков».

Проведя пару вечеров по 40 минут времени за придумыванием 10-ти 4-х сложных слов, я понял, что «это не наш метод» (с). Особенно ясно это становиться, когда ты придумываешь новое слово, начинаешь его собирать и на последнем слоге понимаешь, что нужный вагончик уже занят. Тут еще скажу, что вагончики у меня отсортированы по алфавиту по первой букве и сложены в 4 кучки. Так искать легче.

Распечатывать дополнительные вагончики я не захотел, т.к. немного теряется качество обучения, если ребенок 10 раз прочитает вагончик «КА» и ни разу какой-нибудь «ЦУ».

И тут на помощь пришел Excel, т.е.  я его позвал на помощь.

Многие недооценивают эту замечательную программу, считая, что все что она может - это перемножать цифры в одной колонке на цифры из другой. При этом те, кто знают о функции vlookup (или ВПР по-русски) считаются экспертами, а те, кто эту функцию может правильно применить - так вообще гуру екселя.

Я подумал, и пришел к выводу, что задача выбрать из списка слов такие, у которых не будет повторяющихся слогов, это как раз то, с чем Excel должен уверенно справиться.

Посидев один вечер, я написал пару макросов, которые позволили мне забыть о проблеме подбора слов. Теперь вместо 40 минут в лучшем случае, я трачу от силы 5.

Все заинтересовавшиеся могут скачать файлик вот отсюда А заодно и карточки с паровозиками и вагончиками в pdf-формате, если не желаете сами их составлять в вышеуказанной программе.

Как работать с екселевским файликом - подробно расписано в нем самом на листе «Инструкция». Если что не понятно - задавайте вопросы. :) Кто хочет покопаться в алгоритмах - пожалуйста, там есть поле для усовершенствований и дополнений.

обучение чтению, научиться читать

Previous post Next post
Up