Mundus vult decipi - decipiatur.
Любому могуществу, как бы долго оно не длилось и на каких прочных основаниях не базировалось, рано или поздно приходит конец. Этот закон, придуманный жизнью, достаточно часто находил свое подтверждение в истории. Кризис мировой капиталистической системы подорвал веру в бесконечный прогресс, в очередной раз изобличив бессилие финансовых механизмов регулирования макроэкономических процессов.
Сегодня наступает своеобразный момент истины для государств, которые большую часть своей «суверенной» жизни находились на периферии мировой политической сцены, ведь перед ними снова встает вопрос о правильности того пути, который так последовательно и упорно тиражировался современной Западной цивилизацией.
Сегодня мир с опаской смотрит в будущее, так как самопровозглашенный гарант его стабильности в лице Соединенных Штатов Америки испытывает серьезные трудности. Политические круги Америки начинают понимать, что в гордыне своего неограниченного владычества над судьбами отдельных стран и континентов они попросту заигрались в азартного и не скромного в выборе средств влияния «жандарма». Другими словами, если немного перефразировать Вольтера, можно сказать, что мы ничего не имеем против американцев, хотя у них есть один и весьма серьезный недостаток - постоянное стремление путать свои национальные интересы с общемировыми.
США, пожалуй, наиболее показательный пример успешного государства, и в этом немалая заслуга американской культуры, которая породила уникальную как по своей природе, так и по форме воплощения идентичность. Эта идентичность, рожденная в компромиссе свободы и необходимости, по большей части и является основанием для противопоставления специфического англо-протестантского духа американцев не только всему остальному миру, но даже и старой доброй Европе, непосредственно «приложившей руку» к его историческому рождению. Таким образом, современную американскую цивилизацию можно уподобить ребенку, который, возмужав и встав на ноги, отрекся от своего родителя. Без понимания этих особенностей, нельзя представить себе образ Америки, отражаемый в зеркале мировой политики. Взрастив в себе безграничную мощь военной силы, и, воспитав чувство национального единства, это государство превратилось в безоговорочного лидера, занимающего самые прочные позиции в глобальной системе распределения ресурсов.
Итак, пока «ядро» мирового капитализма пребывает в кризисе, по другую сторону океана, - в самом большом в мире социалистическом государстве не утихают споры о возможности смены парадигмы развития азиатско-тихоокеанского региона. При этом, ситуация здесь за последние несколько десятилетий изменилась незначительно - как и прежде самыми насущными вопросами являются перенаселение и нехватка природных ресурсов. Превратившись в основного кредитора Соединенных Штатов, Китай занял гораздо более прочные позиции в отношении отстаивания своих национальных интересов. Как и государства Запада, КНР всегда придерживалась установлений самобытной культурной линии, построенной, прежде всего, на конфуцианских традициях. Уважение к верховной власти и искусству управления в восточных странах исторически закреплялось благодаря династическим патримониальным системам, а также отдельным фамилистическим особенностям и, прежде всего, многочленным семьям. Долгое время пребывая в изоляции, а затем и в зависимости от европейских государств, Китай не смог выносить ключевую геополитическую идею, которая бы превратилась в движущую силу его внешней политики. При этом отдельные политические силы призывают к созданию так называемого Большого Китая, включающего в себя «временное утраченные северные территории» или «материнские земли», которые на сегодняшний день являются составной частью Российской Федерации и находятся под ее юрисдикцией.
Не обделяя уважением Восток, все же приходится отмечать, что большую часть человеческой истории цивилизационным центром являлся Запад в лице «неувядающей» Европы. Будучи колыбелью разума, прогресса, а как следствие этого и передовой науки европейский континент захлебывался от наслаждения возвышаться над всем остальным миром. Важнейшим компонентом европейской культуры является мышление. Это парадокс, который таит в себе все секреты и успехи европейской политики. В отличие от азиатских государств в Германии, Франции, Англии, Голландии и Италии к философии обращались за помощью в объяснении причин тех явлений, с какими сталкивались в повседневной жизни, а не потому, что это примитивная любовь к мудрости или высокая привилегия. Мышление в Европе еще на заре своего формирования было заражено семенем разума. И неудивительно, что именно здесь огромную популярность обрели прагматические учения. Страны Европы выстроили крупнейшую в истории колониальную систему, разделив мировую экономическую площадку на перерабатывающий центр(ядро) и предоставляющую сырье для производства благ периферию. Высокомерная Европа не видела вокруг никого, таким образом, замыкая историю всего человеческого рода на себе.
А что же Россия? Россия до сих пор остается на распутье, пребывая в тяжелых раздумьях и мучительных сомнениях о своем будущем. Западная демократия или Восточная автократия, самобытная цивилизация или ее осколок, пораженный культурной резистентностью? Россия исторически сложилась как срединная цивилизация, уравновешивающая лишенный нравственных запретов и пределов к совершенству европейский разум с безграничным и почти оторванным от земной жизни азиатским духом.
Сегодняшняя политическая действительность все больше склоняет к мысли, что следующий этап в истории человечества может ознаменоваться крушением существующей системы и выходом на траекторию безоговорочного экономического и политического лидерства стран «второго» мира во главе с Россией.