Иван Иванович Хрущев (1910-1999), дед моего мужа. Родом из Красноярского края, свою военную карьеру начал на Дальнем востоке морским пехотинцем.
Во время военного конфликта на Халхин-Голе (длился с весны по осень 1939 года у реки Халхин-Гол на территории Монголии недалеко от границы с Маньчжоу-го между СССР, МНР с одной стороны и Японской империей и Маньчжоу-го с другой), в начале мая 1939 года получил он первое свое боевое ранение. Во время атаки японской кавалерии самурай выстрелил в Ивана Ивановича практически в упор, прострелив ему живот. От смерти Ивана Ивановича спасло то, что он был голоден - пуля прошла насквозь, не зацепив пустой кишечник и желудок. На память о том самурае остался шрам.
В советско-финскую войну 1939-1940 годов за три дня до подписания мирного договора и заключения перемирия Иван Иванович в составе взвода из передислоцировался по территории Финляндии. От долгого и трудного перехода у него лопнуло крепление на лыжах - идти дальше было невозможно. Он попросил у командира разрешения остановиться для починки и догнать товарищей позже. Командир разрешил. Когда примерно через час ему удалось закрепить лыжи, чтобы продолжить путь, он бросился догонять отряд и, поднявшись на перевал, за которым скрылись товарищи, увидел их всех в окружении врагов с поднятыми вверх руками - они наткнулись на засаду. Ползком по сугробам удалось Ивану Ивановичу избежать плена, добраться до штаба «своих» и сообщить о случившемся. Однополчане Ивана Ивановича в тот день попали в плен, и хотя через три дня после заключения перемирия были освобождены, позднее были репрессированы советской властью, как изменники родины.
Во время Великой отечественной войны уже на территории Советского союза, Иван Иванович участвовал в боях на реке Свирь, на северо-востоке Ленинградской области. Его отряд попал в очень плотное окружение и командир несколько раз пытался отправить гонцов с донесением в штаб основных сил. Но первые несколько попыток потерпели неудачу, все посланцы не смогли вырваться из окружения и были убиты. В составе очередной небольшой группы из 11 солдат, предпринял попытку донести послание до штаба и Иван Иванович. Чудом прорвавшись сквозь окружение, они добрались до штаба. Командир развернул и прочел донесение: «Огонь «на себя»»* - все оставшиеся в окружении однополчане Ивана Ивановича в тот день погибли в ходе атаки советских войск, спаслись только те «гонцы», которым удалось добраться до штаба.
Также во время Великой отечественной войны, после одного из сражений группа солдат отдыхала в блиндаже, среди них был и Иван Иванович. В блиндаж попал вражеский снаряд. Все его товарищи погибли, а Ивана Ивановича спасло то, что практически сразу после этого советские войска пошли в наступление, отбили и заняли позиции и успели его откопать - он был еще жив. Остальные 15 человек погибли. Правда, при взрыве он сильно пострадал, были переломаны обе ноги, и он потом полгода проходил восстановительное лечение в госпитале.
Последняя история, самая трагичная, стала «путевкой в тыл» - после этого Ивана Ивановича комиссовали с фронта по состоянию здоровья. В июне 1943 года, где-то в болотах ленинградской области во время боя отряд советских войск терпел поражение и спешно отступал. Иван Ивановича накрыло минометным обстрелом. Один из осколков попал ему в позвоночник, парализовав обе ноги. Несмотря на паралич, он ползком по кустам полз трое суток, пытаясь догнать «своих» или найти хоть какой-нибудь лагерь советских войск. По пути он наткнулся на партизанский отряд, где ему оказали минимальную медицинскую помощь, перебинтовали раны, что спасло ему жизнь. Когда он, наконец, встретился с частями советских войск, то был отправлен в госпиталь, осколок из позвоночника вытащили и впоследствии он снова смог ходить, но после этого случая его комиссовали. Дослуживал он после этого в конвое РЖД-перевозок танков на фронт. В результате ранений Иван Иванович потерял большой процент слуха. За свою службу он получил множество медалей и наград, в т.ч. Орден Красной Звезды (в 1971 г., спустя почти 30 лет после окончания войны) за участие в обороне Ленинграда. После войны женился, вырастил четверых детей. Умер в 1999 году, не дожив нескольких месяцев до 90 лет.
* при вклинивании подразделений противника оборонительные порядки войск, в крайних случаях
обороняющиеся вынуждены просить перевести (вызвать) «огонь на себя». При этом артиллерия или авиация ведёт заградительный либо поражающий огонь по противнику, находящемуся в непосредственной близости от обороняющихся, часто на расстоянии, близком к радиусу поражающего воздействия применяемых огневых средств, что может привести к потерям среди «своих».
Для проекта
#бессмертноеслово