Сегодня по приглашению
olga_vainshtok довелось мне побывать на уникальном мероприятии - выставке, приуроченной к 180-летию художника Николая Ге в Третьяковке на Крымском валу. Почему уникальной? Да потому что небольшой группе тунеядцев счастливчиков, которые в 11 утра понедельника нашли время на посещение выставки удалось побродить по абсолютно пустому музею в единственный немузейный день - понедельник. Пустой музей - это прекрасно, можно бродить сколько угодно и подолгу рассматривать картины. Тем более, что искусствовед Татьяна Карпова, сопровождавшая группу, очень интересно и подробно рассказывала о жизни и творчестве художника, я уверена, гораздо больше, чем рассказывают на стандартных экскурсиях. А состоялась выставка отчасти благодаря поддержке
Банка ВТБ который приобрел и подарил Третьяковской галерее коллекцию графических работ и этюдов Николая Ге - они составили большую часть экспозиции. Коллекция состоит из 55 листов крупного формата. В коллекцию входят этюды, эскизы и наброски к произведениям разных лет, иллюстрации.
Название выставки синонимично с названием одной из самых известных картин художника "Что есть истина?".Понтий Пилат и Иисус Христос. Название это выбрано не сулчайно, т.к. весь творческий путь художника полон метаний и поисков той самой истины, своего уникального направления. За свою художественную карьеру худодник испытал, как признание (Золотая медаль и командировка в Италию за картину «Саул у Аэндорской волшебницы»), так и жесткую критику (как например, за "Вестники воскресения", которую не приняли на выставку Академии Художеств или картину "Что есть истина?", которую тоже не поняли и сняли с выставки). Исследователи разделяют его творчество на несколько крупный этапов:
- Ранний Ге. Академия художеств (1850-1857).
- Итальянский период(1857-1870).
- Петербург. Среди передвижников (1870-1875)
- Хутор. Украина (1876-1894)
- Страстной цикл (1884-1894)
Коллекции работ Н. Н. Ге хранятся во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (Санкт-Петербург), Музее русского искусства (Киев), музее Д'Орсе (Франция).
В общем, выставка оказалась на удивление большой и очень интересной. Два этажа, много неизвестных фотографий и ранее не выставлявшихся работ художника, нюансы и подробности - все это и составляет ту самую Истину Ге.
Ну и немного фотографий, как обычно.
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/0045kh0f)
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/0044pfyk/s640x480)
За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» Ге в 1855 году получил малую золотую медаль. Слева от этой картины портрет брата художника.
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/0044qpep/s640x480)
В Италии Ге писал много пейзажей и этюдов
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/0044rwze/s640x480)
Флоренция
А вот эскизами к работам «Смерть Виргинии» (1857), «Любовь Весталки» (1858) и «Разрушение Иерусалимского храма» (1858) Ге остался недоволен, поэтому они так и остались существовать в виде эскизов.
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/0044t7cx/s640x480)
"Смерть Виргинии"
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/0044s0rz/s640x480)
"Любовь весталки"
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/0044w650/s640x480)
Портрет А.И. Герцена был Ге ввозил в Россию тайно свернутым в рулон и с наклеенным сверху рисунком апостола Моисея, т.к. Герцен в то время считался в России персоной нон-грата. Если присмотреться - на картине можно разглядеть горизонтальные трещины от сворачивания ее в рулон.
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/0044xp8z/s640x480)
В 1861 году Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 году привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела на публику сильное впечатление. За «Тайную вечерю» Ге получил звание профессора, минуя звание академика.
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/0044yyfb/s640x480)
Прототипом образа Христа на картине "Тайная вечеря" на картине послужил Герцен,
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/0044zbcz/s640x480)
А образ апостола Петра Ге писал с себя
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/00450kqy/s640x480)
Коллекция графических работ художника, подаренная музею Банком ВТБ
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/00451qqg/s640x480)
Гондольер (перо)
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/0045265s/s640x480)
Савонарола читает Библию(1867). Портрет Савонаролы - итальянского доминиканского священника, бывшего монаха, диктатора Флоренции с 1494 по 1498)
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/00453h01/s640x480)
"И распустились у ангела за спиной крылья, и поднялся он на небо"
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/00454hyf/s640x480)
Портрет жены художника Анны Петровны Ге с сыновьями Николаем и Петром(1861-1866)
В Петербургский период Ге пишет работы на исторические темы, а также занимается портретной живописью
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/004560xd/s640x480)
Петр 1 допрашивает царевича Алексея в Петергофе (1871)
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/00457ep7/s640x480)
Портрет Н.А. Некрасова
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/00458awg/s640x480)
Портрет И.С. Тургенева
В 1875 году Ге навсегда покинул Петербург и переселился на Украину, где купил небольшой хутор. В его душе совершился серьёзный переворот: он на время отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали. В своих записках он пишет, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя торговать.
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/00459far/s640x480)
Серия хуторских работ Ге.
Ге близко общался и дружил со Львом Николаевичем Толстым и его семьей. Он также написал несколько портретов писателя и его семьи и создал ряд иллюстраций к его рассказам.
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/0045bqh8/s640x480)
Страстной цикл - ряд картин на религиозные сюжеты
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/0045cqx3/s640x480)
"Распятие"
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/0045daq6/s640x480)
"Голгофа"
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/0045eq36/s640x480)
Та самая картина "Что есть истина?" Понтий Пилат и Иисус Христос. С этой картиной связано много интересных моментов.
Во-первых, когда картина была впервые представлена на выставке Товарищества передвижников в 1890 году, то вызвала неоднозначную реакцию общественности и по распоряжению Священного синода была снята с экспозиции. Ге изобразил встречу Христа с Пилатом. Образ Христа расходится как с церковной, так и с художественной традицией. На картине Ге Иисус изображён измученным, низкорослым. Стоит он в глухой тени. Мощную же фигуру Понтия Пилата заливает солнечный свет. Такое световое решение нарушает традиционные принципы, когда свет отождествляется с добром, а мрак - со злом.
Во-вторых, картина написана поверх другой картины "Милосердие", исполненной в 1879 году. Рентгенологические исследования картины позволили обнаружить фрагменты картины "Милосердие" в низлежащем слое картины "Что есть истина?" и подтвердить историю, известную по воспоминаниям современников.
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/0045fsef/s640x480)
Та самая "потайная" картина "Милосердие"
Также на выставке представлены портреты самого Николая Ге, написанные разными художниками и некоторые уникальные его фотографии
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/0045g7cg/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/0045hgbr/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/estu_bona/pic/0045ax7k/s640x480)
Ну а это наша команда любителей искусства во главе с искусствоведом Татьяной (вторая слева)
Для желающих посетить выставку о ценах на билеты и условиях посещения можно узнать на
САЙТЕ МУЗЕЯ