Jun 02, 2009 22:39
работникам промышленных предприятий в связи с принятием постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.97 г. напомним, документ говорит о том, что все средства, поступающие на счета предприятий и предназначенные для списания, направляются на уплату налогов и штрафных санкций и только потом - на выплату заработной платы.
Казалось бы, выхода нет, однако работники Горьковской железной дороги (ГЖД), не получив вовремя заработную плату, воспользовались своим правом и обратились в Комиссию по трудовым спорам (КТС) с заявлениями о взыскании заработной платы а в соответствии с п.2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ, предусматривающем, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения предъявленных требований списание по исполнительным документам, перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда производится в третью очередь, а налоговые платежи и заработная плата - в четвертую.
Однако ВОКвнешторгбанк, где открыт счет ГЖД, отказал в выплате заработной платы по удостоверениям КТС, сославшись на письмо Главного Управления Центрального банка РФ (ГУ ЦБ РФ) по Нижегородской области. В упомянутом письме содержится ссылка на нормы кодекса законов о труде (КЗоТ РФ) в редакции 1992 года, Закона СССР 'О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров' от 11.03.91г. и Правила безналичных расчетов в народном хозяйстве, утвержденные Госбанком СССР 30.09.87 г. Однако в 1997 году был принят Федеральный закон 'Об исполнительном производстве', согласно которому удостоверения, выдаваемые КТС, являются исполнительными документами и могут быть направлены непосредственно взыскателем в банк, а банк, осуществляющий обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя исполняет содержащиеся в исполнительных документах требования о взыскании денежных средств. Кроме того, банк несет ответственность за неисполнение требований обратившихся взыскателей в соответствии с действующим законодательством.
Прокуратура Нижегородской области провела по данному факту проверку, в ходе которой было установлено, что разъяснения ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области противоречат действующему законодательству, а следовательно, и действия ВОКвнешторгбанка являются незаконными.
При анализе законодательства, регулирующего правоотношения, складывающиеся в процессе исполнения решений КТС, было установлено, что в данном случае имеет место коллизия законов, т.е. противоречие между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Коллизии вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством. Существует несколько способов разрешения коллизий. В рассматриваемом случае при противоречии законов должен применяться тот, который принят позднее, т.е. Федеральный закон 'Об исполнительном производстве'. Кроме того, этот закон является специальным, так как определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов (в том числе и КТС), а К3оТ и Закон СССР 'О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров' являются для данных правоотношений общими. При коллизии между общим и специальным законами, применяется последний.
По результатам проверки прокурор Нижегородской области внес представления начальнику ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области и председателю правления ВОКвнешторгбанка об устранении нарушении законодательства об исполнительном производстве.
Е.Зотова, прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики.