Заметка из журнала "Метрострой" №1 за 1981 год:
В честь XXVI съезда КПСС
Мировое достижение ленинградских метростроевцев - 1250 метров тоннеля в месяц
В таком скоростном режиме пройден новый участок Московско-Петроградской линии между станциями "Удельная" и "Проспект Испытателей" в Ленинграде. Комплексная комсомольско-молодёжная бригада Э.Лубинского из Тоннельного отряда №3 взяла старт 16.12.1980 на трассе, идущей по кривой с уклоном 40‰ и 16.01.1981 вывела механизированный комплекс КТ1-5.6 на отметку 1250 метров, установив новый мировой рекорд проходки. Это достижение, посвящённое очередному съезду партии и сорокалетию со дня основания Ленметростроя, - результат напряжённого творческого поиска, всесторонней, тщательной подготовки и внедрения прогрессивной технологии, разработанной с учётом прежних скоростных проходок. В ней участвовали все службы и подразделения Ленметростроя. Наивысшая суточная скорость составила 48 метров, сменная - 20.
Заметка из журнала "Метрострой" №4 за 1981 год:
1250 метров тоннеля в месяц
В канун XXVI съезда КПСС коллектив Тоннельного отряда №3 Ленметростроя, выполняя социалистические обязательства, добился наивысших в нашей стране и за рубежом показателей по скорости сооружения тоннелей метрополитена: за 31 рабочий день пройдено 1253 пог. м перегонного тоннеля между станциями "Удельная" и "Пионерская" на IV участке Московско-Петроградской линии. Проходка осуществлялась механизированным комплексом КТ1-5.6 с креплением тоннеля гладкой железобетонной обделкой, обжимаемой на породу, с узлом разжатия в лотке. Максимальная суточная скорость составила 48,21, сменная - 20,21 пог. м. Практически весь перегон между этими станциями протяжённостью 1800 пог. м пройден за три месяца, т.е. достигнута средняя скорость проходки 600 м/мес. Ниже публикуются материалы проведённой в Ленинграде школы передового опыта:
1.
Подготовка скоростной проходки (А.Домбровский, главный инженер ТО №3 Ленметростроя)
2.
Из опыта строительных рекордов (О.Шалаев, главный инженер СМУ №15 Ленметростроя)
3.
Организация работы горизонтального и вертикального транспорта (Ю.Московкин, механик участка)
4.
Резервы роста производительности трёхклетьевого подъёма (Ю.Саруханов, руководитель группы отдела организации и механизации работ Ленметрогипротранса, Ю.Ионов, главный механик СМУ №15)
5.
Как работала сквозная бригада (Ю.Можаев, бригадир)
6.
Взаимодействие инженерных служб (В.Харенков, начальник участка)
7.
Эффективность участкового подряда (Л.Чернявский, начальник ПТО)
8.
Оперативное руководство автохозяйством (Б.Олейник, начальник автотранспортной конторы)
9.
Перспективы комплексной механизации (В.Иванов, заведующий филиалом СКТБ Главтоннельметростроя)
Комбайном КТ1-5.6 в Ленинграде уже построено свыше 30 км тоннелей. Осуществлён ряд скоростных проходок с выдающимися результатами. Хорошая надёжность и высокая степень механизации работ (до 98%) являются основой для создания автоматизированной системы управления технологическим процессом проходки.
На Ленметрострое предполагается внедрить АСУ ТП в несколько стадий. В первую (внедрение в 1982-1983 гг.) входят: ведение щита по лазерному лучу, разработка и погрузка породы. Цель внедрения АСУ ТП: уменьшение числа людей, работающих под землёй, улучшение условий их труда, увеличение производительности труда, повышение качества строительства. При этом достигается значительный социальный эффект: коренным образом меняется характер работы проходчика - он становится оператором технологического процесса.
На очереди - комплексная механизация горнопроходческих работ по сооружению односводчатой станции. В настоящее время специалисты Ленинградского СКТБ в содружестве с Ленметрогипротрансом, ЦННИСом и Ленметростроем выполняют рабочие чертежи механизированного агрегата для сооружения калоттной прорези односводчатой станции. Это увеличит скорость строительства в 2 раза, освободит рабочих от тяжёлого физического труда. Опытный образец находится в стадии изготовления.
В перспективе - механизация горно-проходческих работ на возведении станций колонного типа, наклонных ходов, стволов и малых выработок. Предстоит автоматизировать шахтный подъём.