Первой электрифицированной железной дорогой в Московском узле (не считая трамвая с 06.04.1899) стала УЖД колеи 750 мм Кривандино - Мишеронь к Мишеронскому стекольному заводу. Она была построена в 1912-1913 гг. и электрифицирована в 1914 г. На этой УЖД работал один-единственный электровоз фирмы Siemens&Halske. В 1926 г. электрификация демонтирована, УЖД продолжила работу на паровой тяге, а несколько позднее линия была перешита на широкую колею. Никаких следов той электрификации на сегодня не сохранилось.
На заре электрификации железных дорог Мосузла существовали отдельные изолированные участки:
хх.хх.1926 МСК Завод "Динамо": электрификация внутризаводских путей, =600В
07.11.1927 МСК Черкизово - Электрозавод: подъездной путь, =600В, движение на электротяге до 1986 г.
хх.хх.1929 МСК Мытищинский завод: внутризаводской испытательный путь, =1500В, существовал до 1941 г.
хх.хх.1935 МСК Щербинское кольцо: ВНИИЖТ, multiplex: =750В, [=1500В], =3000В, [~20кВ], ~25кВ
Современная электрификация магистральных железных дорог началась около 1926 г. с участка Москва-Ярославская - Мытищи. В течение трёх лет он проходил полную реконструкцию со строительством III главного пути для реверсного движения пассажирских и паровых пригородных поездов, расширением габарита для новых электропоездов, строительством новых высоких платформ, пассажирских павильонов, пешеходных мостов и т.д. Та реконструкция была очень похожа на недавнюю (2013-2016 гг.) полную реконструкцию Окружной ж/д под движение городских электропоездов. Потом пошли другие направления, и наконец тотальная электрификация и реорганизация работы Мосузла в 1949-1968 гг. Следующие крупные подвижки в работе Мосузла, связанные со строительством дополнительных главных путей, электрификацией и изменением его функционирования происходит в наше время (пассивно в 2006-2012 гг. и активно с 2013 г.).
Итак, хронология с точными датировками по большей части участков. Разбивка по направлениям, все названия станций - современные, римскими цифрами обозначены номера главных путей. В 1920-х и 1930-х почти вся электрификация велась на =1500В, с конца 1940-х до конца 1950-х все участки =1500В были переведены на =3000В, ставшие стандартом для Мосузла. В хронологии не указывается открытие и закрытие станций и платформ как остановочных пунктов, поскольку это тема отдельной заметки.
В силу большего интереса автора к пригородным перевозкам и электропоездам тема внедрения грузовой и пассажирской электровозной тяги раскрыта слабо. Но в будущем все необходимые дополнения будут внесены, поскольку переход Мосузла с паровозов на электровозы заслуживает отдельного подробного рассмотрения.
Кроме того, в последующие месяцы каждое направление будет рассмотрено отдельно и более подробно с добавлением газетных статей и исторических фотографий. И, да, прошу раньше времени эти материалы, особенно даты, по Сети не распространять. Лучше дайти ссылку на эту запись, проверим всё, вычистим, уточним, а потом - копируйте сколько угодно. Надеюсь на ваше понимание!
Пробный электропоезд/электровоз = самая первая, тестовая поездка на электротяге по участку
Первый электропоезд/электровоз = условно первая поездка с пассажирами или с грузовыми/пассажирским поездом, до неё могла быть пробная поездка, но о ней информации не нашлось.
Открыто движение = открытие регулярного пассажирского или грузового движения по графику.
НИЖЕГОРОДСКОЕ (ГОРЬКОВСКОЕ) направление
19.02.1933 НИЖ Электродепо Железнодорожная
19.02.1933 НИЖ Москва-Кур - Железнодорожная (I+II): пробный электропоезд
08.03.1933 НИЖ Москва-Кур - Железнодорожная (I+II): открыто движение электропоездов
18.06.1934 НИЖ Реутов - Балашиха (I): первый электропоезд
хх.12.1935 НИЖ Кусково - Железнодорожная: построен III главный путь (без электротяги, только для грузового движения)
хх.09.1957 НИЖ Москва-Кур - Железнодорожная (I+II) + Реутов - Балашиха (I): переключение напряжения с =1500В на =3000В
25.09.1957 НИЖ Железнодорожная - Фрязево - Ногинск (I+II/I): первый электропоезд
28.09.1957 НИЖ Железнодорожная - Фрязево - Ногинск (I+II/I): открыто движение электропоездов
02.10.1958 НИЖ Фрязево - Петушки (I+II): открыто движение электропоездов,
осень.1958 НИЖ Кусково - Петушки (I+II): открыто грузовое движение на электротяге
хх.10.1958 НИЖ Кусково - Железнодорожная (III): электрифицирован III главный путь (только для грузового движения)
хх.10.1958 ССВ Перово - Кусково (I): электрифицирована соединительная ветвь на Рязанское направление
29.09.1959 НИЖ Петушки - Владимир (I+II): прошёл первый электровоз,
хх.10.1959 НИЖ Москва - Владимир (I+II): полный перевод всех видов движения на электротягу
30.12.1961 НИЖ Владимир: открыта станция стыкования 3/25кВ
05.08.1966 НИЖ Ногинск - Захарово (I): первый электропоезд
хх.хх.1968 НИЖ Павлово-Посад - Электрогорск (I): открыто движение электропоездов
30.12.1971 ССВ Фрязево: открыто движение по новой электрифицированной соединительной линии на Ярославское направление
хх.хх.2008 НИЖ Москва-Кур - Кусково (III): построен и электрифицирован III экспрессный главный путь, на всём своём протяжении от Москвы до Железнодорожной он используется для всех видов электротяги
14.03.2018 НИЖ Электроугли - Восточный ТЛК: открыта первая очередь новой протяжённой грузовой станции с заездом грузовых электровозов
хх.хх.2020 НИЖ Нижегородская - Железнодорожная (IV): построен и электрифицирован IV экспрессный главный путь
2018--2022 НИЖ Реутово - Балашиха (II): построен и электрифицирован II главный путь
2022--2025 НИЖ Москва-Кур - Нижегородская (IV): ведётся реконструкция участка и строительство IV экспрессного главного пути
РЯЗАНСКОЕ и КАЗАНСКОЕ направления
хх.10.1933 РЯЗ Электродепо Панки (ныне закрыто и деэлектрифицировано)
09.10.1933 РЯЗ Москва-Каз - Панки (I+II): открыто движение электропоездов
хх.хх.1934 РЯЗ Панки - Быково (I+II): открыто движение электропоездов
11.07.1935 РЯЗ Быково - Раменское (I+II): первый электропоезд
21.10.1949 РЯЗ Панки - Дзержинский (I): пробный электропоезд
07.11.1949 РЯЗ Панки - Дзержинский (I): открыто движение электропоездов (или 06.11.1949 - ?)
хх.10.1958 РЯЗ Москва-Каз - Раменское (I+II) + Панки - Дзержинский (I): переключение напряжения с =1500В на =3000В
хх.10.1958 РЯЗ Москва-Каз - Раменское (III+IV): электрифицированы III+IV экспрессные главные пути
02.10.1958 РЯЗ Раменское - Голутвин (I+II): пробный электропоезд
04.11.1958 РЯЗ Раменское - Голутвин (I+II): открыто движение на электротяге
23.12.1958 РЯЗ Голутвин - Рязань-I/II (I+II): открыто движение на электротяге
13.09.1960 КАЗ Люберцы - Черусти (I): первый электропоезд
хх.хх.1960 КАЗ Электродепо Черусти (уточнить год)
хх.10.1964 РЯЗ Электродепо Раменское
30.12.1965 РЯЗ Рязань-II + Рыбное: открыты станции стыкования 3/25кВ
хх.хх.1972 КАЗ Люберцы - Черусти (II): завершено строительство и электрификация II главного пути на всём протяжении
25.01.1984 КАЗ Электродепо Куровская
хх.11.1986 КАЗ Черусти - Вековка (I+II): открыто движение на электротяге
хх.11.1986 КАЗ Вековка: открыта станция стыкования 3/25кВ
хх.07.1987 КАЗ Черусти - Вековка (I+II): перевод всех видов движения на электротягу
18.01.1989 ПАВ/РЯЗ Узуново - Рыбное (I/II): первый электровоз с пассажирским поездом
25.03.1989 ПАВ/РЯЗ Узуново - Рыбное (I/II): открыто движение электропоездов
ПАВЕЛЕЦКОЕ направление
03.07.1946 ССВ Царицыно - Бирюлёво (I): назначение линии - ?
03.07.1946 ПАВ Электродепо Москва-Павелецкая (до 1957 г.)
03.07.1946 ПАВ Москва-Пав - Расторгуево (I+II): пробный электропоезд
31.07.1946 ПАВ Москва-Пав - Расторгуево (I+II): открыто движение электропоездов
29.04.1946 ПАВ Расторгуево - Домодедово (I+II): пробный электропоезд
хх.05.1946 ПАВ Расторгуево - Домодедово (I+II): открыто движение электропоездов (или в начале августа - ?)
хх.01.1953 ПАВ Москва - Домодедово (I+II): переключение напряжения c =1500В на =3000В
20.01.1953 ПАВ Домодедово - Барыбино (I+II): приёмка в эксплуатацию
хх.04.1953 ССВ Царицыно - Бирюлёво (I): переключение напряжения c =1500В на =3000В
25.01.1955 ПАВ Бирюлёво - Барыбино (III): электрифицирован III главный путь для грузового движения
25.01.1955 ПАВ Барыбино - Михнево (I+II+III): начало грузового движения на электротяге - ?
хх.хх.1955 ПАВ Михнево - Ожерелье (I+II+III): открыто движение на электротяге
29.12.1955 ПАВ Ожерелье: открыта станция стыкования 3/20кВ
29.12.1955 ПАВ Ожерелье - Михайлов (I): 20кВ, открыто электровозное движение
25.12.1956 ПАВ Михайлов - Павелец (I): 20кВ, открыто электровозное движение
21.05.1957 ПАВ Электродепо Домодедово
хх.03.1959 ПАВ Ожерелье - Павелец (I): изменено напряжение 20/25 кВ
20.12.1962 ПАВ Домодедово - Аэропорт Домодедово (I): открыто движение электропоездов
хх.хх.1979 ПАВ Москва-Пав - Бирюлёво (III): построен и электрифицирован III главный путь
хх.хх.198х ПАВ Домодедово - Авиационная (II): построен и электрифицирован II главный путь
хх.хх.198х ПАВ Ступино - Кашира - Ожерелье (III): разобран III главный путь, вероятно в два этапа
18.01.1989 ПАВ Ожерелье - Узуново (I+II): построен II главный путь, изменение напряжения с ~25кВ на =3кВ
18.01.1989 ПАВ Узуново: открыта станция стыкования 3/25кВ
18.01.1989 ПАВ/РЯЗ Узуново - Рыбное: первый электровоз с пассажирским поездом
25.03.1989 ПАВ/РЯЗ Узуново - Рыбное (I/II): открыто движение электропоездов
хх.хх.2020 ПАВ Авиационная - Аэропорт Домодедово (II): построен и электрифицирован II главный путь
КУРСКОЕ направление
30.07.1938 КУР Электродепо Перерва
30.07.1938 КУР Москва-Кур - Царицыно (I+II): открыто движение электропоездов
30.07.1939 КУР Царицыно - Подольск (I+II): открыто движение электропоездов
29.05.1940 КУР Москва-Кур - Каланчёвская (I+II): пробный электропоезд
хх.06.1940 КУР Москва-Кур - Каланчёвская (I+II): открыто движение электропоездов
06.11.1943 КУР Каланчёвская - Алексеевский пост - Кунцево (I+II): открыто движение электропоездов
28.04.1947 КУР Подольск - Львовская (I+II): пробный электропоезд
хх.05.1947 КУР Подольск - Львовская (I+II): открыто движение электропоездов
хх.04.1953 КУР Курский вокзал: начало функционирования станции переключения напряжения 1500/3000 В
хх.04.1953 КУР Москва-Кур - Львовская (I+II): перевод участка с =1500В на =3000В
23.04.1953 КУР Львовская - Серпухов (I+II): открыто движение электропоездов
хх.хх.1953 КУР Москва-Кур - Серпухов (I+II): открыто движение электровозов
хх.12.1954 КУР Москва-Кур - Каланчёвская - Шереметьевский пост - Алексеевский пост (I+II): переключение напряжения c =1500В на =3000В, прекращение функционирования станции переключения напряжения в Москве-Кур
1955--1957 КУР Люблино-Сорт. - Подольск (III+IV): электрифицированы грузовые III и IV пути
19.10.1957 КУР Серпухов - Тула (I+II): пробный электровоз
КИЕВСКОЕ направление
23.11.1950 КИЕВ Москва-Киев - Лесной Городок (I+II): пробный электропоезд
05.12.1950 КИЕВ Москва-Киев - Лесной Городок (I+II): открыто движение электропоездов
29.12.1951 КИЕВ Лесной Городок - Апрелевка (I+II): открыто движение электропоездов
29.12.1951 КИЕВ Электродепо Апрелевка (уточнить дату)
31.05.1959 КИЕВ Апрелевка - Нара (I+II): открыто регулярное движение электропоездов
07.10.1959 КИЕВ Нара - Малоярославец (I+II): открыто движение электропоездов
08.10.1959 КИЕВ Нара - Малоярославец (I+II): открыто грузовое движение на электротяге
31.10.1963 КИЕВ Малоярославец - Калуга-II (I+II): пробный электровоз
04.11.1963 КИЕВ Малоярославец - Калуга-II (I+II): открыто движение электропоездов
24.12.1963 КИЕВ Малоярославец - Калуга-II - Сухиничи (I+II): открыто грузовое движение
30.11.1965 КИЕВ Сухиничи: открыта станция стыкования 3/25кВ
12.08.1967 КИЕВ Тихонова пустынь - Калуга-I (I): открыто движение электропоездов
хх.хх.1970 КИЕВ Тихонова пустынь - Пятовская (I): открыто грузовое движение на электротяге, электропоезда - ?
хх.хх.1971 КИЕВ Пятовская - Полотняный завод (I): открыто грузовое движение на электротяге, электропоезда - ?
хх.05.1979 КИЕВ Лесной городок - Аэропорт (I): открыто движение электропоездов
хх.хх.1980 ССВ Москва-Киев - Брянская ветвь - Москва-Смол (I): электрифицирована соединительная ветвь, открыт отстойник для электропоездов в Камушках
25.12.1981 КИЕВ Москва-Киев - Солнечная (III): открыто движение электропоездов по новому III главному пути
хх.хх.1997 КИЕВ Лесной городок - Аэропорт (I): демонтаж электрификации
хх.хх.1998 ССВ Москва-Киев - Брянская ветвь - Москва-Смол (I): демонтаж значительной части линии, на остальных участках демонтаж электрификации
хх.12.2004 КИЕВ Лесной городок - Аэропорт (I): восстановление электрификации, открыто движение электропоездов
07.08.2005 КИЕВ Аэропорт - Аэропорт Внуково (I+II): открыто движение электропоездов
27.07.2013 КИЕВ Солнечная - Новопеределкино (I): пробный электропоезд
01.08.2013 КИЕВ Солнечная - Новопеределкино (I): открыто движение электропоездов
хх.06.2023 КИЕВ Москва-Киев - Очаково (IV): построен и электрифицирован IV главный путь
хх.08.2023 КИЕВ Очаково - Солнечная (IV): построен и электрифицирован IV главный путь
31.08.2023 ССВ Поклонная - Белорусский вокзал - Курский вокзал (I+II): пробный электропоезд
04.09.2023 КИЕВ Солнечная - Апрелевка (III+IV): открыто движение по новым главным III+IV путям для всех видов тяги
09.09.2023 ССВ Поклонная - Белорусский вокзал - Курский вокзал (I+II): открыто движение электропоездов
БЕЛОРУССКОЕ (СМОЛЕНСКОЕ) направление
06.11.1943 БЕЛ Алексеевский пост - Москва-Смол - Кунцево (I+II): открыто движение электропоездов
хх.11.1944 БЕЛ Кунцево - Сетунь (I+II): открыто движение электропоездов
09.08.1947 БЕЛ Сетунь - Одинцово (I+II): пробный электропоезд
хх.09.1947 БЕЛ Сетунь - Одинцово (I+II): открыто движение электропоездов (к 800-летию Москвы)
хх.10.1949 БЕЛ Алексеевский пост - Одинцово (I+II): переключение напряжения с =1500В на =3000В
01.11.1949 БЕЛ Одинцово - Голицыно (I+II): открыто движение электропоездов
11.07.1950 БЕЛ Голицыно - Звенигород (I): пробный электропоезд
18.07.1950 БЕЛ Голицыно - Звенигород (I): открыто движение электропоездов
26.07.1957 БЕЛ Кунцево - Усово (I): первый электропоезд
30.09.1958 БЕЛ Голицыно - Можайск (I+II): первый электропоезд
хх.10.1958 БЕЛ Голицыно - Можайск (I+II): открыто движение электропоездов,
хх.10.1958 БЕЛ Москва-Смол - Можайск (I+II): начало работы электровозов для всех видов тяги
03.07.1959 БЕЛ Можайск - Бородино (I+II): первый электропоезд (до 1973 - только для электропоездов)
28.12.1973 БЕЛ Бородино - Вязьма (I+II): первый электропоезд
27.12.1979 БЕЛ Вязьма: открыта станция стыкования 3/25кВ
хх.хх.1980 ССВ Москва-Киев - Брянская ветвь - Москва-Смол (I): электрифицирована соединительная ветвь
хх.хх.1998 ССВ Москва-Киев - Брянская ветвь - Москва-Смол (I): демонтаж значительной части линии, на остальных участках демонтаж электрификации
01.08.2019 БЕЛ Москва-Смол - Одинцово (III+IV): построены и электрифицированы III+IV пути
РИЖСКОЕ направление
05.11.1944 РИЖ Шереметьевский пост - Тушино (I): пробный электропоезд
01.02.1945 РИЖ Тушино - Нахабино (I): пробный электропоезд
02.02.1945 РИЖ Шереметьевский пост - Нахабино (I): приёмка в эксплуатацию
05.03.1945 РИЖ Шереметьевский пост - Нахабино (I): открыто движение электропоездов
хх.хх.1945 РИЖ Подмосковная: открыт северный обход (I) станции с платформой Красный Балтиец
лето.1945 РИЖ Москва-Риж: построены и электрифицированы тупики для электропоездов (уточнить)
хх.хх.1946 РИЖ Нахабино - Дедовск (I): открыто движение электропоездов
хх.04.1949 РИЖ Нахабино: открыто электродепо
хх.10.1949 РИЖ Алексеевский пост: начало работы пункта переключения напряжения с =1500В на =3000В для электропоездов на Белорусское направление
хх.хх.1951 РИЖ Москва-Риж: электрифицированы основные пути вокзала (уточнить)
хх.12.1954 РИЖ Курский вокзал - Шереметьевский пост - Дедовск (I): переключение напряжения с =1500 В на =3000 В
29.12.1954 РИЖ Дедовск - Новоиерусалимская (I): пробный электропоезд
05.01.1955 РИЖ Дедовск - Новоиерусалимская (I): открыто движение электропоездов
хх.хх.1956 РИЖ Нахабино - Павловская слобода (I): произведена электрификация линии (по требованию МинОбороны - уточнить год)
16.12.1957 РИЖ Нахабино - Павловская слобода (I): открыто движение электропоездов
22.09.1959 РИЖ Новоиерусалимская - Волоколамск (I): пробный электровоз
10.10.1959 РИЖ Новоиерусалимская - Волоколамск (I): открыто регулярное движение электропоездов
хх.12.1959 РИЖ Москва-Риж: электрифицированы тупики для пассажирских поездов.
хх.12.1959 РИЖ Москва-Риж - Волоколамск (I): полный переход на электротягу
1959--1961 РИЖ Шереметьевский пост - Дедовск (II): построен и электрифицирован II путь
1962--1964 РИЖ Дедовск - Новоиерусалимская (II): построен и электрифицирован II путь
хх.хх.1978 РИЖ Холщёвики - Румянцево (II): построен и электрифицирован II путь
хх.хх.1980 РИЖ Новоиерусалимская - Холщёвики (II): построен и электрифицирован II путь
хх.хх.1980 РИЖ Румянцево - Волоколамск (II): построен и электрифицирован II путь
лето.1990 РИЖ Волоколамск - Шаховская (I): движение электропоездов на тепловозной тяге
30.05.1991 РИЖ Волоколамск - Шаховская (I): пробный электропоезд
02.06.1991 РИЖ Волоколамск - Шаховская (I): открыто движение электропоездов (только для электропоездов)
30.07.2015 РИЖ Моторвагонное депо Подмосковная
19.11.2019 РИЖ Нахабино: открыт отстойный парк электродепо Нахабино у платформы Малиновка
01.03.2023 РИЖ Москва-Рижская: вокзал и станция закрыты на реконструкцию.
01.09.2024 РИЖ Москва-Рижская: открыт после реконструкции комплекс из 8 тупиков и 2 платформ для электропоездов. Пути и платформы для пассажирских поездов ликвидированы.
ЛЕНИНГРАДСКОЕ направление
30.12.1950 ЛЕН Электродепо Москва-Октябрьская (закрыто в 2000 г.)
30.12.1950 ЛЕН Москва-Окт - Крюково (I+II): пробный электропоезд
31.12.1950 ЛЕН Москва-Окт - Крюково (I+II): открыто движение электропоездов
31.03.1953 ЛЕН Крюково - Клин (I+II): открыто движение электропоездов (или 09.03.1954 - ?)
17.12.1957 ЛЕН Клин - Тверь (I+II): пробный электровоз
20.12.1957 ЛЕН Клин - Тверь (I+II): начало грузового и пассажирского движения на электротяге
28.12.1957 ЛЕН Клин - Тверь (I+II): приёмка в эксплуатацию
30.12.1957 ЛЕН Москва-Окт - Тверь (I+II): полный переход на электротягу
15.03.1966 ЛЕН Решетниково - Конаково-ГРЭС (I): пробный или первый электропоезд
хх.хх.1979 ЛЕН Москва-Окт - Крюково (III): построен и электрифицирован III путь
04.06.2000 ЛЕН Электродепо Крюково
хх.хх.2016 ЛЕН Москва-Окт - Крюково (IV): построен и электрифицирован IV путь
2022--2026 ЛЕН Москва-Окт - Радищево (V+VI): ведётся строительство и электрификация скоростных V+VI путей для ВСМ
САВЁЛОВСКОЕ направление
хх.12.1954 САВ Электродепо Москва-Бутырская (закрыто летом 1960)
15.12.1954 САВ Москва-Бут - Икша (I+II): пробный электропоезд
16.12.1954 САВ Москва-Бут - Икша (I+II): первый электропоезд
21.12.1954 САВ Москва-Бут - Икша (I+II): открыто движение электропоездов
05.07.1956 САВ Икша - Дмитров (I+II): первый электропоезд
08.07.1956 САВ Икша - Дмитров (I+II): открыто движение электропоездов
конец.1956 САВ Москва-Бут - Дмитров (I+II): полный перевод движения на электротягу
25.05.1957 САВ Электродепо Лобня
01.08.1961 САВ Дмитров - Каналстрой (I): открыто движение (плановая дата)
04.11.1970 САВ Каналстрой - Вербилки (I): открыто движение электропоездов
хх.11.1970 САВ Вербилки - Дубна (I): открыто движение электропоездов и электровозов
01.10.1979 САВ Вербилки - Савёлово (I): первый электропоезд
11.11.1979 САВ Вербилки - Савёлово (I): открыто движение электропоездов
10.06.2008 САВ Шереметьевская - Аэропорт Шереметьево-II (I+II): открыто движение электропоездов
30.05.2022 САВ Аэропорт Шереметьево-II - Аэропорт Шереметьево-I (I): пробный электропоезд
01.06.2022 САВ Аэропорт Шереметьево-II - Аэропорт Шереметьево-I (I): открыто движение электропоездов
11.12.2022 САВ Шереметьевская - Аэропорт Шереметьево-I (I+II): открыто движение электропоездов
ЯРОСЛАВСКОЕ направление
26.05.1929 ЯР Мытищи - Лосиноостровская (I+II): поставлен под напряжение
28.05.1929 ЯР Мытищи - Лосиноостровская (I+II): пробный электропоезд
12.06.1929 ЯР Лосиноостровская - Москва-Яр (I+II): пробный электропоезд
20.07.1929 ЯР Мытищи - Москва-Яр (I+II): первый электропоезд с работниками и приглашёнными
хх.07.1929 ЯР Электродепо Москва-II
11.08.1929 ЯР Мытищи - Москва-Яр (I+II): первый электропоезд с пассажирами (не подтверждено)
16.10.1929 ЯР Мытищи - Москва-Яр (I+II): открыто движение электропоездов
16.03.1930 ЯР Мытищи - Подлипки - Болшево (I): прошёл первый электропоезд
20.06.1930 ЯР Мытищи - Пушкино (I+II): пробный электропоезд
01.10.1930 ЯР Болшево - Щёлково (I): открыто движение электропоездов
01.11.1930 ЯР Пушкино - Правда (I+II): открыто движение электропоездов
15.05.1931 ЯР Мытищи - Москва-Яр (III): электрифицирован III главный путь
15.05.1931 ЯР Правда - Софрино (I+II): открыто движение электропоездов
19.08.1932 ЯР Софрино - Сергиев Посад (I+II): пробный электропоезд
01.09.1932 ЯР Софрино - Сергиев Посад (I+II): открыто движение электропоездов
24.06.1934 ЯР Щёлково - Чкаловская (I): открыто движение электропоездов
01.10.1935 ЯР Перевод всех пригородных поездов направления на электротягу по мере выпуска достаточного количества ЭПС
11.11.1936 ЯР Чкаловская - Монино (I): открыто движение электропоездов
03.03.1937 ЯР Сергиев Посад: заработала станция переключения напряжения с =1500В на =3000В (до 1956 г.)
03.03.1937 ЯР Сергиев Посад - Александров (I+II): первый пробный электровоз на два напряжения
01.05.1937 ЯР Сергиев Посад - Александров (I+II): официальное открытие движения, только для электровозов (1937-1947), вскоре полный перевод пассажирского и грузового движения на электротягу
хх.хх.1947 ЯР Сергиев Посад - Александров (I+II): открыто движение электропоездов
29.04.1948 ЯР Болшево - Ивантеевка-тупик - Фрязино (I): пробный электропоезд
01.06.1948 ЯР Болшево - Ивантеевка-тупик - Фрязино (I): первый электропоезд с пассажирами
02.06.1948 ЯР Болшево - Ивантеевка-тупик - Фрязино (I): регулярное движение электропоездов
хх.хх.1956 ЯР Москва - Сергиев Посад + Мытищи - Монино + Болшево - Фрязино: переключение напряжения c =1500В на =3000В
01.10.1961 ЯР Мытищи - Пирогово (I): открыто движение электропоездов
хх.хх.1961 ЯР Мытищи - Подлипки (II): построен и электрифицирован II главный путь
хх.хх.1962 ЯР Мытищи - Москва-Яр (IV): построен и электрифицирован IV главный путь
хх.хх.196х ЯР Мытищи - Пушкино (III): построен и электрифицирован III главный путь
01.03.1967 ЯР Ивантеевка (I): открыто спрямление для движения электрпооездов
конец.1960х ЯР Подлипки - Щёлково (II): построен и электрифицирован II главный путь
1970--1971 ЯР Щёлково - Монино (II): построен и электрифицирован II главный путь
30.12.1971 ЯР Монино - Фрязево (I): построена и электрифицирована новая линия, первый поезд под электровозом
хх.хх.1976 ЯР Подлипки - Болшево (III): построена и открыта развязка для Фрязинской линии
22.11.1994 ЯР Софрино - Красноармейск (I): открыто движение электропоездов
хх.хх.1997 ЯР Мытищ - Пирогово (I): демонтаж большей части линии
13.01.2020 ЯР Мытищи - Москва-Яр (V): построен и электрифицирован V главный путь
хх.хх.2020 ЯР Мытищи - Пушкино (IV): построен и электрифицирован IV главный путь
хх.хх.2021 ЯР Мытищи - Подлипки (III): построен и электрифицирован III главный путь до западной горловины ст. Подлипки
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ВЕТВИ в Москве
01.06.1945 МСК-ЯР/САВ Лосиноостровская - Институт Пути (I): открыто движение электропоездов
хх.хх.1955 МСК-ЯР/САВ Лосиноостровская - Институт Пути (I): переключение напряжения 1500/3000 В
хх.хх.1955 МСК-ЯР/САВ Институт Пути - Бескудниково (I): открыто движение электропоездов
хх.хх.1965 МСК-ЯР/САВ Демонтаж участка Лосиноостровская - Дзержинская (I)
хх.хх.1974 МСК-ЯР/САВ Демонтаж участка Дзержинская - Институт Пути (I)
осень.1987 МСК-ЯР/САВ Демонтаж участка Институт Пути - Бескудниково (I)
03.07.1946 МСК-КУР/ПАВ Царицыно - Бирюлёво: открыто движение электропоездов (?)
хх.хх.1953 МСК-КУР/ПАВ Царицыно - Бирюлёво: перевод c =1500В на =3000В
хх.10.1958 МСК-РЯЗ/НИЖ Перово - Кусково
1970е/1980е МСК Канатчиково - ТЭЦ-20 (изолированная электрификация для ТЭЦ)
хх.хх.1980 МСК-КИЕВ/БЕЛ Москва-Киев - (Сити) - Беговая - Москва-Смол (до 1998 г.)
весна.1981 МСК-БЕЛ/САВ Москва-Бутырская (соединение) - I путь
весна.2011 МСК-БЕЛ/САВ Москва-Бутырская (соединение) - II путь
хх.хх.2006 МСК-ЛЕН/РЯЗ Николаевский пост - Москва-II - Электрозаводская (I): открыто движение на электротяге
хх.хх.2008 МСК-ЯР/РЯЗ Москва-III - Москва-II (I): открыто движение на электротяге
хх.хх.2012 МСК-РИЖ/ЛЕН Москва-Окт-Тех - Алексеевский пост (I): открыто движение на электротяге
25.06.2016 МСК-МОЖД Окружная ж/д (I+II+III): подача напряжения
26.06.2016 МСК-МОЖД Окружная ж/д (I+II+III): начало обкатки электропоездами
10.09.2016 МСК-МОЖД Окружная ж/д (I+II+III): открытие движения электропоездов
25.06.2016 МСК-МОЖД/ПАВ Ветвь 20 Канатчиково - Нижние Котлы (I): под напряжением
25.06.2016 МСК-МОЖД/РИЖ Ветвь 28 Серебряный бор - Подмосковная (I): под напряжением
хх.хх.2018 МСК-МОЖД/ЛЕН Ветвь 2А Лихоборы - Ховрино (I)
III-IV.2019 МСК-МОЖД/БЕЛ Ветвь 26 Пресня - Фили (I)
15.03.2021 МСК-МОЖД/ЛЕН Ветвь 2 Лихоборы - Ховрино (I)
15.03.2021 МСК-МОЖД/РЯЗ Ветвь 10 Лефортово - Перово (I)
28.05.2021 МСК-МОЖД/КУР Ветвь 18 Андроновка - Люблино-Сорт (I)
12.08.2023 МСК-ЛЕН/РЯЗ Рижская - Митьково - Электрозаводская (I+II): пробный электропоезд
17.08.2023 МСК-ЛЕН/РЯЗ Рижская - Митьково - Электрозаводская (I+II): открыто движение электропоездов
31.08.2023 МСК-КИЕВ/НИЖ Поклонная - Белорусский вокзал - Курский вокзал (I+II): пробный электропоезд
09.09.2023 МСК-КИЕВ/НИЖ Поклонная - Белорусский вокзал - Курский вокзал (I+II): открыто движение электропоездов
КОЛЬЦЕВОЕ направление (БМО)
Историю БМО я практически не изучал. Более того, я совершил полноценный объезд кольца только в 2022 году! Поэтому кроме скудного общего списка пока ничего нет, а копать там по всем участкам, ветвям, вторым путям - не перекопать...
хх.хх.1960 БМО Кубинка-I - Кубинка-II
хх.12.1965 БМО Александров - Орехово-Зуево
хх.12.1965 БМО Нерская - Воскресенск
30.12.1965 БМО Орехово-Зуево - Нерская
01.06.1966 БМО Воскресенск - Яганово - Жилёво
05.11.1967 БМО Яганово - Сандарово
хх.хх.1967 БМО Сандарово - Кубинка-II
хх.хх.1967 БМО Ильинский погост - Егорьевск
хх.09.1968 БМО Воскресенск - Егорьевск
хх.09.1968 БМО Кубинка-II - Манихино - Поварово-III
хх.10.1968 БМО Поварово-II - Икша
хх.10.1968 БМО Яхрома/Дмитров - Пост 81 км
Принимаются любые дополнения, замечания, исправления! Пишите сюда в комментарии или на электропочту estrella-de-sur@yandex.ru. Данная хронология будет регулярно редактироваться.