Jan 16, 2023 17:28
В 2021-2022 гг. на пространстве 1520 мм результаты электрификации были весьма скромными. Особенно скромные в России, так как основной километраж выдали Белоруссия и Украина.
14.01.2021 расширена зона электротяге на Коростеньском узле ЮЗЖД, 4.2 км, Коростень - южный пост - Коростень-Житомирский.
Переэлектрификация Азербайджанской железной дороги с =3 кВ на ~25 кВ началась 22.07.2020 участком Гянджа (искл) - Алабашлы - Заям. Но по сути был тестовый участок без регулярного движения на электротяге.
19.02.2021 переэлектрифицирован участок Заям - Беюк Кесик и открыта станция стыкования Беюк Касик (далее на запад граница и работают грузинские локомотивы). С этого дня в Азербайджане началось регулярное движение на электротяге переменного тока от ст. Беюк Касик до Гянджи, началась переэлектрификация следующего участка, который временно переведён на тепловозную тягу.
03.2021 - электрифицированы ветви МОЖД №2 (Лихоборы - Ховрино, 2.3 км) и №10 (Лефортово - Перово, 2.0 км) под приём пассажирских поездов на новый Восточный вокзал г. Москвы.
05.2021 - электрифицирована ветвь МОЖД №18 (Андроновка - Люблино-Сортировочное, 5.6 км), с той же целью.
27.12.2021 - электрифицирована линия Светлогорск-на-Березине - Калинковичи в южной части Белоруссии, 62.9 км, система 2х25 кВ.
29.12.2021 - электрифицировано тупиковое ответвление Васильков - Васильков-II (11.0 км) под Киевом для движения электропоездов на ЮЗЖД.
29.12.2021 - ещё один короткий участок на Украине, от ст. Имени Тараса Шевченко до ст. Смела, 7 км в качестве дороги к Черкассам. По факту не использовался до начала 2023 г., пока электрификация не дотянулась до самих Черкасс.
В Финляндии в 2021 году запущены два участка: Mäntyluoto - Tahkoluoto (~10 км, грузовая портовая линия) и Turku - Uusikaupunki (~65 км, грузовая портовая линия).
В марте 2022 г. в Азербайджане переэлектрифицирован третий протяжённый участок от ст. Гянджа до ст. Уджар. На нём начато регулярное движение электровозов переменного тока, а строители переместились на следующий участок - от ст. Уджар до ст. Гаджигабул (здесь сейчас тепловозная тяга).
01.06.2022 открылась новая линия до ст. Аэропорт Шереметьево - Северный Терминал, 4.2 км, только электропоезда. 11.12.2022 к ней добавилось спрямление длиной 1.5 км.
15.06.2022 началось движение на электротяге от ст. Ковель через Владимир-Волынский до ст. Изов на украинско-польской границе, 78 км. Это был давний проект электрификации под грузовое движение - в Польше линия 1520 мм продолжается на несколько сот км до металлургических предприятий Верхней Силезии.
01.08.2022 электрифицирован перегон Биробиджан-I - Биробиджан-II в ЕАО, 6 км. Линия ныне не тупиковая, а идёт по новому мосту через Амур в Китай, поэтому переформирование грузовых поездов в китайском направлении лучше проводить не на главном ходу Транссиба.
И в конце декабря 2022 г. завершились работы по электрификации участка Смела - Черкассы, 27 км. С 06.01.2023 по нему пошли электропоезда.
Кроме того, с высокой вероятностью полностью готов к эксплуатации, а может уже и работает на электротяге для грузовых поездов участок БЧ от Калинковичей через Мозырь до ст. Барбаров при Мозырском НПЗ. На лето 2022 г. внешне все работы по обустройству контактной сети и тяговой подстанции были закончены, но сообщений о пуске до сих пор не поступало. Длина участка 40.4 км, система 2х25 кВ. Если кто в курсе происходящего там - напишите!
Итого - 95 км новых электрифицированных участок в 2021 г. (без Финляндии) и 157 км в 2022 г.
Из планов на 2023 год:
Москва - реконструкция, а по сути строительство заново участков под МЦД-3 и МЦД-4 общей длиной ~20 км (Рижская - Электрозаводская и Москва-Сортировочная-Киевская - Савёловская / Марьина Роща - Курский вокзал).
Переэлектрификация участка Уджар - Гаджигабул в Азербайджане.
В Узбекистане достаточно давно развернулись работы на длинной линии Бухара - Мискен - Ургенч - Хива, 467 км, 25 кВ. Но будет ли она запущена в этом году - большой вопрос.
В Эстонии в 2022 г. планировалось восстановить с электрификацией участок ж/д Турба - Ристи, 14 км. Перенесён на 2023 г. Далее планируется восстановить всю линию до Хаапсалу.
А в Финляндии ведутся работы на ~150 км линии Ylivieska - Iisalmi. Возможно, в 2023-м она заработает.
Если Узбекистан не запустит свою длинную линию, то 2023-й будет самым кризисным годом в электрификации железных дорог наряду с 1946, 2007, 2009 и 2021 гг. (все - менее 100 км новой электрификации в год).
железная дорога,
электрификация,
хроники