Кругомосковская железная дорога

Dec 30, 2021 23:18

Первый раз я проехал по небольшому западному сегменту Кругомосковской железной дороги (КМЖД, более известна как БМО) летом 2003 года. Несколько позднее, в 2004-2005 гг. были несколько поездок по всему западному сегменту Кубинка - Икша, а также одна поездка между 81 км Ярославского направления и Дмитровым. В 2007-м один раз с товарищами проехали от Кубинки до Столбовой. После снова были нерегулярные попадания на западные участки и на этом мои интересы к этому железнодорожному кольцу вокруг Москвы окончились. Практических целей его использования не было.

Радиальные ж/д направления и их ответвления использовались и изучались чаще и лучше. Рижское - моё родное и еженедельно используемое, достаточно часто езжу по Савёловскому, Курскому, реже - по Ярославскому до Сергиев Посада и Рязанскому до Коломны. Остальные - время от времени, за исключением Казанского, которое я проезжал три раза пусть и по делу, но только в тёмное время суток и довольно редкого Павелецкого. Таким образом, вне Рязанского хода и Коломны, юго-восток области для меня стал своеобразной terra incognito.

[Схема]

https://i.ibb.co/pJBvF0d/kmzd.png


Наконец, осенью текущего года принял решение в два этапа полностью объехать КМЖД в обе стороны в светлое время суток и более или менее изучить её особенности, а попутно ознакомиться и с малоизвестными радиальными направлениями и новыми для меня местечками в Подмосковье. Первый этап - объезд по внешнему кольцу / против часовой стрелки завершён на днях и для него понадобилось пять дней:

1. Жилёво (Павелецое) - Ильинский Погост - Куровская (Казанское)
2. Манихино (Рижское) - Бекасово - Детково - (Павелецкое) - Яганово и обратно до Столбовой
3. Икша (Савёловское) - Поварово (Ленинградское) и обратно в Икшу (по причине сильных опозданий южнее Поварово)
4. Куровская (Казанское) - Егорьевск - Воскресенск (Рязанское) - Егорьевск - Куровская - Орехово-Зуево (Горьковское)
5. Орехово-Зуево (Горьковское) - Александров / 81 км (Ярославское) - Яхрома / Икша (Савёловское)
6. Манихино (Рижское) - Поварово (Ленинградское) и обратно в Манихино (довыполнение п.3)

Было интересно. Можно сказать, новый взгляд на дальние районы Подмосковья и Владимирской области.

КМЖД очень сильно загружена грузовыми поездами от Белорусского направления через юг и восток до Ярославского направления. Они идут буквально один за другим, нередко случаются пробки и заторы. Попасть в такую пробку на электричке, следующей по кольцу является обычным делом. Опоздания могут составить до двух-трёх часов. Я лично в сами пробки не попадал, но последствия оных наблюдал, в том числе из-за двухчасового опоздания я не смог одним заходом проехать участок Икша - Поварово - Манихино. Известным следствием пробок стал почти полный съём в течение 10-х годов всех транзитных поездов дальнего следования с участков КМЖД. Меньшая нагрузка приходится на западный участок от Кубинки до Поварово и совсем мизерная - на северные однопутные участки Поварово - Икша и Дмитров - 81 км.

На КМЖД почти везде низкие и короткие платформы, вплоть до "свалено несколько бетонных плит ниже уровня головки рельса". Исключения: Кубинка - Акулово (высокие), Куровская - Егорьевск (высокие и совмещённые), местами между Бекасово и Крестами (высокие). Как следствие, имеются сложности с высадкой-посадкой, особенно зимой, когда из какого-нибудь пятого вагона буквально прыгаешь в снежные сугробы. Но на узловых и оборотных станциях платформы хотя бы чистят.

Размеры движения на КМЖД сильно зависят от участков и их пассажирской востребованности. Наименьшие - на севере и западе, буквально по 3-4 рейса в сутки и на второстепенной ветви Воскресенск - Егорьевск, где всего 2 рейса в сутки. Наибольшие - в районе Бекасово с наличием прямых рейсов как в Москву и Апрелевку, так и в Калугу и севернее Егорьевска благодаря прямым рейсам из Москвы в этот город. Кроме того, по 8-9 рейсов в день выполняется между Александровым и Орехово-Зуево, что на территории Владимирской области, это - наиболее востребованный пассажирами участок кольца, проходящий не столько через деревни, а через малые города.

Северный сегмент между Ярославским и Савёловским направлениями - песня! Во-первых, он крайне кривой из-за особенностей вписывания линии в местный холмистый рельеф. Во-вторых, он однопутный, но находится в процессе реконструкции в двухпутный. От 81 км до Жёлтикова уже осуществляется полноценное двухпутное движение, а от Жёлтикова до Костина второй путь с юга уложен и внешне выглядит готовым, но в эксплуатацию ещё не введён. Скорее всего летом 2022 г. его закончат. На готовых участках реконструированы пассажирские платформы - они на всю длину электропоезда и даже больше и с навесами, но низкие. Поражают километры огромных шумозащитных заборов в... лесу! Ладно ещё там возле СНТ небольшой, но в глухом лесу??? Равно как и просто станционные сетчатые заборы (положены по новым антитеррористическим требованиям), внезапно заканчивающиеся, с дырами и без каких-либо контролей доступа на станцию по путям. Спрямили некоторые кривые. Западнее Костина и до 87 км сейчас реконструкция в самом разгаре, часть кривых спрямили, местами уже уложен второй путь, но вообще работы там ещё много, скорее всего только в 2024-м закончат. Потом предстоит сооружение развязок на Дмитров и Яхрому (полноценный разноуровневый треугольник) и, видимо только потом займутся восстановлением двухпутности участка от Поварово до Икши с сооружением развязки в Икше.

Наиболее живописной, на мой взгляд, является западная часть от Манихина до Кубинки. Пока я просто иногда по ней ездил 10-15 лет назад, ничего не примечательного не отмечал, но в рамках сравнения с другими секциями кольца по живописности она бьёт всё, кроме, быть может, секции Яганово - Жилёво и подхода к мосту в Воскресенске.

Наибольшим разочарованием стала секция Воскресенск - Егорьевск. Это самый древний участок кольца, который изначально был тупиковым ответвлением в Егорьевск. Потом железная дорога пришла в город с севера, а перед войной построено спрямление Ильинский Погост - Воскресенск по лесу. Сейчас бы сделать съезд и запустить прямые электрички в Егорьевск из Москвы через Воскресенск и те два немелких посёлка по пути, да восстановить вокзал Егорьевск-I в центре города... Такое сообщение с Москвой будет куда более быстрым, особенно если использовать экспрессные пути в пригородной зоне.

Не смог детально рассмотреть сортировку Орехово: из шести рейсов в день, через неё проходящих, только один - и по внутреннему кольцу - проезжает её в светлое время суток. А вот сортировка Бекасово просматривается более или менее, но, конечно, стоит там выйти на остановках и посмотреть её внимательнее. Посёлок Киевский, который ныне часть г. Москвы смотрится шикарно.

В двух точках кольца - Бекасове и Куровской - имеется несколько различных сценариев движения электропоездов через развязки. Если в Куровской можно за один утренне-дневной всеми этими сценариями воспользоваться, то в Бекасово для проезда по всем возможным ветвям надо приезжать несколько раз, за один день не управишься.

Загрузка электропоездов в целом никакая. Ну как? Везде ездят шестивагонные, кроме одиннадцативагонных рейсов Куровская - Егорьевск и иногда выдаваемых из депо Александров столь же длинных составов до Куровской (зачем?). Обычно пассажиры есть в первых двух вагонах, в остальных редко кто бывает. Пользуются железнодорожники, да местные дачники. Редко, но встречаются пассажиры которым кольцо очень даже по пути. Исключение, как я уже отмечал выше - сегмент от Александрова до Орехово-Зуева, там людей много и это единственный участок с реально платным проездом и контролёрами. Нигде больше контролёров нет, так что проезд де-факто бесплатный, но на некоторых радиальных станциях, куда заезжают "кольцевые" есть турникеты и придётся купить билет на вход/выход по тарифу одной зоны. На "бекасовских" станциях для рейсов в сторону Москвы и Калуги установлены талонопечатающие автоматы для последующего приобретения билета у контролёров в поезде после выезда на радиальное направление.

Вот такие у меня сложились первые общие впечатления от Кругомосковской дороги. Ещё порадовали неохраняемые мосты через крупные реки - Москву у Звенигорода и Воскресенска, Клязьму у Орехово-Зуева. Отметил немало хороших фототочек. Внёс коррекции в карты Павла Кашина. Второй этап - объезд по внутреннему кольцу / по часовой стрелке - планирую осуществить весной, в марте-апреле 2022 г., а потом... потом посмотрим, но для меня, перефразируя известный слоган с открытия МОЖД в 2016-м, Подмосковье стало ближе.
 

Московская область, железная дорога, электропоезда, КМЖД, путешествия

Previous post Next post
Up