Общая метростатистика по итогам 2020 года и прошедшей пятилетки и планы на 2021-2025 гг.

Jul 14, 2021 12:00

Итоги пятилетки 2011-2015 гг. + Промежуточные итоги на 2018 г.

Текущий обзор подводит итоги 2018-2020 гг. и всей прошедшей пятилетки, все цифры приводятся на 31.12.2020.

Таблица - общая статистика по метрополитенам и метротрамам [сортировка по километражу, если интересна сортировка по другим параметрам - пишите, добавлю]:



https://i.ibb.co/5hTDR5m/metrostat-20201231a.png

1. Заметно резкое увеличение объёмов ввода в Москве - более 56 км новых линий с преодолением отметки в 400 км общей протяжённости сети! Причём это были практически только новые линии, а не продления старых - Солнцевская, Некрасовская и Большая Кольцевая.
2. Взлёт Ташкента после продолжительной - более 15 лет - спячки. Работы начались в конце 2016 г. и к концу 2020 г. было открыто 20 км новых участков.
3. Неплохо подтянулась 3 из 6 метрополитенов Восточной Европы: Варшава, Бухарест, София. В 2021 г. продолжается строительство в Варшаве и Бухаресте, в Хельсинках (последний пуск в 2017 г., новый около 2024 г.) и после не очень продолжительной спячки (с 2015 г.) разворачивается строительство новой линии в Праге. Будапешт с 2014 г. в спячке, вероятно то же ждёт и Софию.
4. Неожиданность от Баку... Две давно строящихся станции на 3-й линии могли закончить ещё в 2018-2019 гг., но открылась пока только одна и только в 2021 г.
5. При анализе ЭПС обратил внимание на начавшееся обновление (или дополнение) вагонного парка почти во всех метрополитенах.

Теперь посмотрим на развитие сетей метро в традиционном для нас раскладе по пятилеткам:



https://i.ibb.co/wyBtT9f/metrostat-pl-km-2020.png



Для ворчунов: в этой таблице используется строительная система подсчёта станций!
https://i.ibb.co/BzkzFhW/metrostat-pl-st-2020.png

Цифры всё говорят сами за себя, несколько комментариев:

1. Общий ввод по всем системам составил 122 км и 70 станций, что на четверть превысило самую продуктивную советскую пятилетку 1986-1990 гг. (!!!)
2. Отличилась, понятное дело, Москва - в два раза превысив собственные рекорды 1961-1965 и 1971-1975 гг. (!!)
Собянин в 2011 г. хотел построить за 10 лет 150 км новых линий метро, а смог только 106 км. Сегодня, чтобы оправдать свои просчёты в хотелках Дептранс везде и всюду, включая официальную статистику по метрополитену (!!!) включает в метро 54 км линии городской электрички...
3. В остальных городах России были всего четыре пуска - два в Петербурге (за один спасибо футболу), один в Нижнем Новгороде (спасибо футболу) и один в Казани (достроили сами).
4. В прочих республиках отличился уже упомянутый выше Ташкент, дав более двух третей километража и станций. Кроме него поучаствовали Тбилиси (завершение советского долгостроя), Баку (пусковой перегон новой линии), Харьков (завершение постсоветского долгостроя) и Минск (полностью новая линия).
5. Разочаровали Баку (где ещё две станции?), Киев (на метро просто забили), Алма-Ата (следствие общего экономического бардака в стране после 2015 г.)

А что ждать от наступившей 19 пятилетки 2021-2025 гг.?

Москва построит примерно столько же, сколько в предыдущей - около 75-80 км линий: замыкание Большой Кольцевой линии (42.4 км), запуск головного участка Троицкой линии (15 км), продления линий Люблинско-Дмитровской (6.2 км), Солнцевской (5.1 км), Арбатско-Покровской (2.7 км) и Сокольнической (1.9 км). Также очень вероятно начало формирования Строгинского радиуса (Шелепиха - Бульвар Карбышева, ~4 км) и менее вероятно продление Троицкой линии (от Новаторской до Крымской).

Санкт-Петербург продолжит и завершит работы, начатые ещё в 17 пятилетке на 4-й (Горный институт и частично Театральная) и 6-й (Путиловская - Казаковская) линиях. Общий финансово-управленческий бардак в руководстве и строительстве мешать развитию метро будет ещё долго, к сожалению.

Новосибирск в 2022 г. завершит строительство промежуточной станции Спортивная, частично заложенной ещё на первом пусковом участке в 1980-х гг. Ну и, если повезёт, достроит второй тоннель между Берёзовой рощей и Золотой Нивой - он нужен исключительно для дальнейшего продления линии, но продления раньше 2026 г. я не ожидаю.

В остальных городах России я не ожидаю никаких новых станций метро. Даже начавшееся в июне-июле 2021 г. бурление в Нижнем Новгороде и Красноярске в самом лучшем случае даст старт работам в 2023 г. и запуску чего-нибудь в 2026-2028 гг. В Самаре, надеюсь, завершат работы на известном полуперегоне, а в Казани работ на 2-й линии ещё так много, а денег выделяется так мало, что о пуске ранее 2028-2030 гг. я бы не заикался.

В Минске очень неплохо развернулись работы на южном участке 3-й линии. Скорее всего запуск Аэродромной и Неморшанского сада случится уже в конце 2023 г., а Слуцкий Гостинец и депо достроят к концу 2025 г., хотя есть риски сдвига на 2026 г.

Киев... Шансы на запуск двух станций в 2023-2025 гг. есть, но есть факторы, которые этому могут внезапно помешать.

В Баку все силы уйдут на доведение новой 3-й линии до более или менее приличного состояния: одну станцию в сторону центра уже открыли, вторую строят, а с другой стороны строят депо и станцию в нём. Возможно ещё достроят депо Дарнагюль со своей станцией, но, как и в случае с Харьковым, очень большой потребности в этом депо, как показала практика последних десяти лет, нет. Разделение линий откладывается до постройки новых участков на 2-й линии и формирования второго пересадочного узла на станции Ази Асланов. Повторял, повторяю и буду повторять, что без второго пересадочного узла между 1-й и 2-й линиями (или без продления 3-й линии в центр с организацией пересадочного узла на 1-ю (!) линию) разделять линии нельзя - задохнётся существующий пересадочный узел. Ресурсов на более масштабное метростроение для ведения работ сразу на нескольких подземных станциях у Баку отсутствуют.

Ташкент, если с финансами всё станется хорошо, в новой пятилетке продолжит нас радовать: Кольцевая линия в два этапа протянется по южным окраинам города (9 станций), а Чиланзарская линия протянется в район ТТЗ (4 станции).

В Алма-Ате жду только две станции в 2022 г. - Сары-Арку и Достык, которые должны были открыться ещё в прошлой пятилетке. Заявлено скорое развёртывание строительства двух последних станций этого направления - Калкамана и Западного Автовокзала, но, учитывая время и финансовые сложности, завершение их строительства придётся на 2027-2029 гг.

Харьков, Днепр, Тбилиси и Ереван нас ничем не обрадуют.

Что касается трамваев, точнее метротрамов, то его строительство на базе недостроенных тоннелей метрополитена заявлено в Челябинске. В пределе возможны четыре подземные станции и небольшой шанс получить две их них в случае выбора крестообразной двухлинейной сетки в центре есть в 2025 г. Но полное формирование подземных участков скорее всего завершится к 2030 г.

Развития метротрамных сетей в Киеве, Кривом Роге и Волгограде до 2025 г. не ожидается. В Волгограде в настоящее время существенно обновлён ЭПС и ведётся капитальный ремонт наземной части.

Вот что интересно: как быстро начнётся движуха в Омске? Пару лет назад они решились на консервацию всего построенного (одна станция, метромост, два полностью готовых перегона и два котлована под станции). После Челябинска и Красноярска в России останется только один подобный метронедострой.
 

метростат, Окружная линия, трамвай, планы, монорельс, статистика, метро

Previous post Next post
Up