Окружная железная дорога || Статистика

Sep 14, 2016 23:48

Немного техническо-статистической информации по Окружной железной дороге

1. Длина линии и перегонов

Длина Окружной ж/д при открытии в 1908 г. составляла 54.032 км. С тех пор в ряде мест пути были переложены, но длина кольца изменилась очень незначительно. Замеры длины по спутниковым снимкам выдают очень близкое значение ~54.040 км. Так что при округлении примем длину кольца за 54.0 км. Нулевой пикет - начало и конец кольца - находится на пересечении с Ленинградским направлением МЖД чуть восточнее станции Лихоборы.

I главный путь - внутреннее кольцо, движение по часовой стрелке.
II главный путь - внешнее кольцо, движение против часовой стрелки.
III главный путь - за пределами внешнего кольца от грузовой станции Угрешская (фактически начинается от тупика у пассажирской станции Дубровка) до грузовой станции Пресня (фактически заканчивается в тупике севернее пассажирской станции Шелепиха). Ряд пассажирских станций приспособлен под приём электропоездов и осуществление посадки/высадки на III путь (об этом ниже).

На Окружной ж/д построена 31 станция, ещё под одну оставлена площадка (Пресня) и ещё одна была исключена из реализованного проекта, но физически её можно встроить после переноса съезда между путями (Потылиха).

Ниже приводится список перегонов между осями пассажирских платформ. Замеры выполнены при помощи спутниковых снимков и линейки с округлением до десятков метров. Погрешность измерений по большей части перегонов не более 15-20 м, а по перегонам, примыкающим к станциям Ботанический сад, Ростокино, Шоссе Энтузиастов, Площадь Гагарина и Коптево составляет не более 20-30 м.

1.330 км Лихоборы - Окружная
1.360 км Окружная - Владыкино
2.990 км Владыкино - Ботанический сад
1.820 км Ботанический сад - Ростокино
2.510 км Ростокино - Белокаменная
2.550 км Белокаменная - Бульвар Рокоссовского
1.670 км Бульвар Рокоссовского - Локомотив
1.590 км Локомотив - Измайлово
2.050 км Измайлово - Соколиная Гора
1.380 км Соколиная Гора - Шоссе Энтузиастов
1.500 км Шоссе Энтузиастов - Андроновка
1.790 км Андроновка - Нижегородская
1.190 км Нижегородская - Новохохловская
1.380 км Новохохловская - Угрешская
1.400 км Угрешская - Дубровка
1.180 км Дубровка - Автозаводская
1.350 км Автозаводская - ЗИЛ
2.040 км ЗИЛ - Верхние Котлы
0.900 км Верхние Котлы - Крымская
2.300 км Крымская - Площадь Гагарина
2.310 км Площадь Гагарина - Лужники
2.730 км Лужники - Кутузовская (в будущем может быть разбит на две секции станцией Потылиха - 1.400 км и 1.330 км)
0.860 км Кутузовская - Деловой центр
1.170 км Деловой центр - Шелепиха
2.440 км Шелепиха - Хорошёво (в будущем может быть разбит на две секции станцией Пресня ровно пополам - 1.220 км и 1.220 км)
1.310 км Хорошёво - Зорге
1.240 км Зорге - Панфиловская
1.790 км Панфиловская - Стрешнево
1.590 км Стрешнево - Балтийская
2.150 км Балтийская - Коптево
2.130 км Коптево - Лихоборы

В четвёрку самых длинных перегонов входят:

2.900 км Владыкино - Ботанический сад
2.730 км Лужники - Кутузовская
2.550 км Белокаменная - Бульвар Рокоссовского
2.510 км Ростокино - Белокаменная

Таким образом, длину более 2.5 км имеют 4 перегона, длину от 2.0 до 2.5 км имеют 7 перегонов, длину от 1.5 до 2.0 км имеют также 7 перегонов, длину от 1.0 до 1.5 км имеют 11 перегонов и длину менее 1.0 км имеют два перегона.

Четвёрка самых коротких перегонов выглядит так:

0.860 км Кутузовская - Деловой центр
0.900 км Верхние Котлы - Крымская
1.170 км Деловой центр - Шелепиха
1.180 км Дубровка - Автозаводская

Среднее расстояние между станциями Окружной железной дороги составляет 1.743 км, что чуть-чуть меньше средней длины перегона в Московском метрополитене - 1.77 км. Фактически это означает, что длины перегонов в метро и на Окружной линии почти одинаковы.

В соответствии с расписанием, время, необходимое на полный проезд кольца по любому из путей составляет 84 минуты. Средняя участковая скорость - 38.59 км/ч, что несколько ниже средней участковой скорости в метро (41.24 км/ч) из-за более длительной стоянки на станциях и наличию небольшого запаса времени (2-4 минуты) на различные неожиданности, в том числе на такую "неожиданность" как учтённые расписанием пять неоткрытых станций.

2. Длина платформ станций

Основная масса построенных пассажирских платформ имеет длину 180 м с возможностью удлинения до ~250 м. Но есть ряд станций, платформы которых заметно отличаются от 180 м.

Площадь Гагарина является самой короткой - всего лишь 170 м. Измерено по тоннельно-пикетным отметкам, идущим с шагом в 1 метр по всей длине платформы и прекрасно обозреваемым с противоположной платформы. Крайняя юго-восточная отметка - ПК80, в реальности платформа начинается где-то на ~ПК79+80, а крайняя северо-западная отметка - ПК249, в реальности платформа заканчивается где-то на ~ПК249+80. При этом юго-восточная часть платформы длиной ~20 м находится в кривой R>800 м, выпуклой в центр.

Фактически именно станция Площадь Гагарина лимитирует длину состава на Окружной ж/д. Визуально сейчас в дополнение к имеющимся пяти вагонам "Ласточки" (126.5 м) можно прицепить ещё только один промежуточный вагон (24 м) и этим длина платформы для "Ласточек" будет полностью выбрана. Возможно удлинить платформы на их 1/3-1/2 ширины ещё на десяток-другой метров в обе стороны, но безопасность посадки-высадки при такой малой ширине платформ окажется под угрозой (вспомните узкие кривые платформы на станции метро "Международная").

Причина, по которой станция в 1999-2001 гг. построена фактически под длину восьмивагонного поезда метро неизвестна. Но, хочу заметить, такую же длину - 170 м - имеет и вторая пассажирская подземная станция на сети РЖД в аэропорту "Внуково", построенная в 2004-2005 гг. Вероятно, в России как не было, так и сегодня нет нормативного документа, регулирующего длину подземных железнодорожных станций ввиду отсутствия таковых за пределами Москвы, а в Москве при реализации этих подземных железнодорожных станций просто взяли типовую длину платформы для подземных станций метрополитена (162-170 м).

Остальные станции построены более длинными:

Станции Нижегородская и Деловой центр построены целиком на эстакаде и имеют по одной островной платформе длиной 280 м.

Станция Лужники имеет две боковые платформы по 260 м каждая, причём оси платформ сильно смещены друг от друга и сегодня хвостовой вагон остановившегося у платформы поезда находится на расстоянии более 20-30 м от хвостового вагона остановившегося встречного поезда.

Станция Автозаводская имеет длину островной платформы 240 м, упираясь обеими концами в ранее существовавшие надземные пешеходные переходы, через юго-западный из которых устроен вход на станцию.

3. Распределение станций по типам платформ, расположению вестибюлей и выходов

Островные платформы между I и II главными путями построены на 14 станциях: Ростокино, Белокаменная, Шоссе Энтузиастов, Нижегородская, Новохохловская, Угрешская, Дубровка, Автозаводская, ЗИЛ, Крымская, Кутузовская, Деловой центр, Балтийская, Коптево. Кроме того, островная платформа предусмотрена для будущей станции Пресня.

Боковые платформы для I и II главного путей построены на 17 станций, причём в большинстве случаев одна из боковых платформ на деле является островной платформой для II и III пути: Окружная (для трёх путей), Владыкино (для трёх путей), Ботанический сад (для трёх путей), Бульвар Рокоссовского (для трёх путей), Локомотив (от III пути отгорожена), Измайлово (от III пути отгорожена), Соколиная Гора (от III пути отгорожена), Андроновка (для трёх путей), Верхние Котлы, Площадь Гагарина, Лужники, Шелепиха, Хорошёво (для трёх путей), Зорге (для трёх путей), Панфиловская (для трёх путей), Стрешнево (для трёх путей), Лихоборы (для трёх путей).

28 станций построены с одним вестибюлем, от которого может быть два выхода на разные стороны Окружной железной дороги в данном конкретном месте. На некоторых станциях вестибюль разделён на две половинки, расположенные по обе стороны от свободного прохода-перехода через железную дорогу. С одной стороны такого разделённого вестибюля на платформы ведут эскалаторы, с другой стороны - лестницы и лифты. Все переходы через железную дорогу должны быть открыты круглосуточно для беспрепятственного пересечений путей, находиться на которых и пересекать которые в одном уровне теперь нельзя.

На станции Нижегородская единственный вестибюль - временный, проход на станцию осуществляется по пожарной лестнице. После постройки большого ТПУ этот вестибюль будет закрыт, а лестница будет частично отгорожена и её использование предусматривается только в чрезвычайных ситуациях. Аналогичная частично отгороженная пожарная лестница имеется в северной части другой эстакадной станции - Деловой центр.

3 станции построены с двумя вестибюлями: Крымская, Площадь Гагарина (собственно два отдельных друг от друга вестибюля с каждой из боковых платформ станции и отдельно от них - подземный переход на станцию метро "Ленинский проспект"), Кутузовская (южный вестибюль открыт, северный вестибюль строится).

На 13 станциях проход в вестибюли или сами вестибюли находятся под путями: Ботанический сад, Ростокино, Белокаменная, Измайлово, Шоссе Энтузиастов, Нижегородская, Новохохловская, Верхние Котлы, Площадь Гагарина (переход на станцию метро), Лужники, Деловой центр, Шелепиха, Хорошёво.

На 19 станциях проход в вестибюли или сами вестибюли находятся над путями: Окружная, Владыкино, Бульвар Рокоссовского, Локомотив, Соколиная Гора, Андроновка, Угрешская, Дубровка, Автозаводская, ЗИЛ, Крымская (оба вестибюля), Площадь Гагарина (независимые друг от друга вестибюли обеих платформ), Кутузовская (оба вестибюля), Зорге, Панфиловская, Стрешнево, Балтийская, Коптево, Лихоборы.

На пяти станциях не предусмотрено возможности свободного перехода с одной боковой платформы на другую без повторной оплаты проезда: Площадь Гагарина, Панфиловская, Окружная, Локомотив, Верхние Котлы. Кроме Площади Гагарина и Панфиловской, где вряд ли что получится перестроить, это связано с недостроенностью вестибюлей и в будущем свободный переход с платформы на платформу должен появиться.

UPD 08.11.2016: Турникеты в выходах на платформы станции Площадь Гагарина после ввода платного режима остались выключенными, то есть возможность свободного перехода с одной платформы на другую без повторной оплаты проезда сохранена.

4. Электрификация соединительных ветвей с радиальными направлениями

Из 21 соединительной ветви электрификация в полном объёме была выполнена только на ветвях №20 Канатчиково - Нижние Котлы (2.0 км) и №28 Серебряный Бор - Подмосковная (1.5 км), напряжение подано 25.06.2016 - в тот же день, что и на самой Окружной железной дороге.

Остальные 19 ветвей электрификации не имеют, хотя часть из них имеют заделы под электрификацию в виде отремонтированных путей, установленных опор и натянутой контактной сети на первых сотне-другой метров со стороны Окружной железной дороги, а именно: ветвь №10 Лефортово - Перово (2.0 км, электрифицировано ~500 м от ст. Лефортово), ветвь №11 Андроновка - Перово (1.7 км, электрифицировано ~400 м от ст. Андроновка), ветви №12 и №13 Андроновка - Перово (0.7 км, 2 пути, электрифицировано ~200 м от ст. Андроновка), ветвь №14 Андроновка - Москва-Сортировочная-Рязанская (1.0 км, электрифицировано ~100 м от ст. Андроновка). Кроме них, продолжается реконструкция ветви №25 Деловой центр - Москва-Товарная-Смоленская (1.8 км, электрифицировано ~100 м от ст. Деловой центр) и началась электрификация ветви №27 Пресня - Москва-Товарная-Смоленская (2.0 км, планируется сделать полностью для выдачи электропоездов "Ласточка" из депо Подмосковная на Белорусский вокзал).

5. Тяговые подстанции

Для электроснабжения Окружной железной дороги построены две новых тяговых подстанции (Белокаменная и Андроновка) и реконструированы три старых тяговых подстанции радиальных направлений (Москва-Киевская, Покровское-Стрешнево, Окружная). Помимо тяговых подстанций на линии имеется 4 "подтяжки" - выводы питающих фидеров на удалении 3-5 км от тяговых подстанций, обычно между ними. Подтяжки расположены у станций Лихоборы, Измайлово, Автозаводская, Зорге. Возможно, имеется ещё одна подтяжка в районе Гагаринского тоннеля.

6. Электродепо, пункты отстоя и оборота электропоездов

Единственное электродепо находится на станции Подмосковная Рижского направления МЖД. Это новое депо, построенное в 2013-2015 гг. специально для ремонта и обслуживания электропоездов "Ласточка", эксплуатирующихся на Московской железной дороге и на московском участке Октябрьской железной дороги. Депо введено в эксплуатацию летом 2015 г., из него осуществляется выдача электропоездов ЭС1 и ЭС2Г на Курский, Ленинградский, Белорусский вокзалы, а с июня 2016 г. - и на Окружную железную дорогу по соединительной ветви №28.

Для удобства эксплуатации кольца на нём предусмотрены два крупных пункта отстоя электропоездов и три небольших пункта отстоя электропоездов. Кроме того, на линии имеется достаточное количество съездом между главными путями, позволяющими при необходимости оборачивать поезда по большинству пассажирских станций.

Крупные пункты отстоя находятся по обе стороны станции Балтийская (между главными путями, с западной стороны - 4 тупика на один десятивагонный состав каждый, с восточной стороны - 3 тупика на один десятивагонный состав каждый, всего - 7 составов) и на перегоне Андроновка - Нижегородская (с внутренней стороны кольца, 6 отстойных путей на один десятивагонный состав каждый - всего 6 составов). Эти пункты отстоя частично огорожены и патрулируются РЖД-Охраной, используются ежедневно в больших объёмах как основные.

Небольшие пункты отстоя находятся на станциях Белокаменная (между главными путями, 3 тупика на один десятивагонный состава каждый - всего 3 состава), Пресня (между главными путями, 2 сквозных пути на один десятивагонный состав каждый - всего 2 состава) и на перегоне Площадь Гагарина - Крымская (между главными путями, 1 сквозной путь на два десятивагонных состава - всего 2 состава). Эти пункты отстоя не огорожены, не патрулируются охраной и используются в эксплуатации в небольших объёмах как вспомогательные.

Для подъезда автомобильной обслуживающей техники к пунктам отстоя, расположенным между главными путями (оба на Балтийской, на Белокаменной, на Пресне) сооружены специальные тоннели извне главных путей к тупикам.
 

Окружная линия, Москва, железная дорога, статистика, метро

Previous post Next post
Up