В журнале "Метрострой" №1966-2, стр. 6 имеется очень краткая заметка про нереализованный проект трамвайного тоннеля под каналом имени Москвы в Тушине:
Тоннель под каналом
Под каналом имени Москвы в районе Волоколамского шоссе будет сооружён тоннель.
В проекте, который поручено разработать институту "Метрогипротранс" намечено пробить три тоннеля диаметром не менее 5.1 м. В двух из них будут проложены трамвайные пути, третий - диаметром 3 м предназначен для пешеходов.
Как один из вариантов решено запроектировать тоннель прямоугольной формы шириной 10 м и высотой 4.5 м. Он предполагается для трамваев и пешеходов. Прохожие смогут идти по тротуарам шириной 2.5 м. Тоннель будет иметь водостоки, дренаж, освещение и вентиляцию.
Магистраль под водой улучшит транспортное обслуживание жителей Тушина.
Насколько я понимаю ситуацию, планов переноса трамвайных путей на северную обочину Волоколамского шоссе, скорее всего, не существовало. Идеи быть могли, но конкретных планов и проектов - нет. А пробить два "метрополитеновских" тоннеля южнее имевшегося на тот момент сдвоенного совмещённого автомобильно-трамвайного тоннеля 1937 г.п. было бы затруднительно: от боковой стенки тоннеля до бетонных сооружений шлюзовой камеры шлюза №8 - менее 30 м (фото:
левее тоннелей видна башня ворот шлюзовой камеры, глубина которой ~14 м
от верхнего уровня воды на тоннелем). Суммарная ширина трёх таких тоннелей с целиками грунта между ними получается около 20-25 м как минимум. Поэтому сразу же предложили другой вариант с одним 10-метровым тоннелем, который более или менее вписывался в это 30-метровое пространство, но всё равно получалось очень тесно.
Полутора годами позднее, где-то к лету 1967 г. было решено построить новый трёхполосный автомобильный тоннель с маленьким пешеходным тротуар-тоннелем севернее существовавшего, а трамваю выделить южный кусок существовавшего тоннеля. Строительство началось в феврале 1969 г., на зиму 1969/1970 канал над местом строительства был срыт и к концу 1970 г. новый автомобильный тоннель с пешеходным тротуаром был открыт и, таким образом, было "расшито" это узкое место. Пешеходный тротуар-тоннель (весьма мрачный и неприятный, кстати) просуществовал до 1999 г., после чего во время новой реконструкции этого места был перестроен в технические помещения.
Подробнее о строительстве нового тоннеля см. статьи
1969 и
1970 гг.