Метростат || Эскалаторы (2015)

Jan 05, 2016 22:22

Два месяца назад я показывал небольшую обзорную таблицу по количеству и типам эскалаторов в отечественных метрополитенах. Сейчас я её немного обновил с учётом всех изменений, случившихся по 31.12.2015, а именно - открытием ряда объектов после реконструкции, закрытием восточного выхода "Полежаевской" в Москве (общее количество эскалаторов вырастает на 4 штуки), а также открытием нового выхода станции "Академия Наук" в Баку с новыми тремя длинными и четырьмя короткими эскалаторами. Таблица не учитывает закрывшиеся 02.01.2016 на замену эскалаторов наклоны на "Фрунзенской" и "Красных Воротах" в Москве.



Сегодня к этой табличке прилагаются ещё две: о рекордных (более 55 лет) сроках эксплуатации всех сталинских эскалаторов серий Н и ЭМ, а также первых эскалаторов серии ЛТ (тип ЛТ-1), выпускавшихся в 1955-1960 гг. для Ленинграда и Киева.



Тройка рекордсменов - эскалаторы серий Н в выходах "Бауманской" (70 лет), "Маяковской" (67 лет) и с "Площади Революции" к площадям Революции и Театральной (64 с четвертью года).

К последней сейчас подбирается и где-то в мае 2016 г. обгонит каскад эскалаторов серий ЭМ на "Комсомольской" Кольцевой линии, замена которых вряд ли будет возможна в ближайшее время в плановом (а не аварийном) порядке, так как дополнительного третьего выхода с этой станции до сих пор не построено. Немногим позднее отметку в 64 года переживут и эскалаторы в других выходах и переходах. Часть из них, особенно "Комсомольские" - догонят и перегонят рекорд "Маяковской", а вот 70-летняя отметка может остаться за "Бауманской" на долгие десятилетия, причём заслуженно остаться.

Меньше всего из сталинских эскалаторов проработали те, что были на ликвидированной станции "Ленинские горы" и в эскалаторной галерее-подъёмнике при ней - всего 24 года. Кроме того, в 50-летнюю отметку также не вписалась последняя пара установленных эскалаторов серии Н в совмещённом выходе со станций "Павелецкая" на внутреннюю сторону Садового кольца. Подозреваю, что эти наклоны пришлось закрывать в срочном (аварийном) порядке, как был в аварийном порядке закрыт западный наклон "Арбатской", один из трёх, проработавших от 50 до 55 лет.

Как видим, сталинские эскалаторы оказались очень надёжными и долговечными, большинство из них проработало уже более 55 лет. В самый низ таблицы попали, в основном, эскалаторы малого подъёма типов Н-10 и ЭМ-1, которые, видимо, имели более серьёзный износ и меньший ресурс (кроме того, именно эскалаторы малого подъёма разлива 60-х гг. - ЛП-6* и ранние ЭТ-5 разлива конца 70-х уже почти везде заменены, видимо, те же проблемы с износом и ресурсом).

Переходим к последней таблице - хронологии закрытия на замену эскалаторов или ремонт обделки наклонного хода тех или иных станций, выходов с них и переходов:



К сожалению, по 1990-м годам у меня нет точных дат открытия и закрытия, выделенное красным - из не самых надёжных источников. Поэтому, если у вас есть какие-либо точные или близкие к точным сведения по таким датам из 90-х - напишите мне.

В основном замены проходили в Москве, меньшее количество, преимущественно ремонт обделки наклонного хода без замены самих эскалаторов - в Санкт-Петербурге, а также были две замены в Баку на длинных наклонах станций первой очереди и одна - расширение пересадочного узла - в Минске.

Вынужденная остановка работы эскалатора в наклоне среднего размера была единственный раз в Москве в верхнем наклоне восточного выхода "Лубянки" во время замены поэтажного эскалатора ЛП-6 в нижнем наклоне выхода.

Несколько раз происходили замены эскалаторов с увеличением их количества в пересадочном узле. Так, с трёх до четырёх увеличилось число поэтажных эскалаторов в пересадочных узлах станций "Маяковская" и "Гостиный Двор" в Санкт-Петербурге, в единственном пересадочном узле в Минске, а также тоннельных эскалаторов в наклонах привокзальной станции "28 Май" в Баку и станции "Бауманская" в Москве. Подобное "расширение наклонов" ожидается в скором времени Москве на станциях "Проспект Мира", "Фрунзенская" и "Рижская". На строящемся пересадочном узле на станции "Полежаевская" количество эскалаторов с выходов с платформ действующей станции будет увеличено с одного до трёх.

В практике эксплуатации эскалаторов было также и сокращение их количества: дольше всех проработавшие поэтажные эскалаторы весьма неважной серии ЛП-6 при замене уменьшились с двух до одной штуки на станции "Академическая" в Москве, причём внизу, между нижней площадкой эскалатора и уровнем платформы пришлось сооружать ступеньки. Ещё ряд эскалаторов серии ЛП-6 был демонтирован, но демонтажи не отражаются в приведённой выше таблице.

Во время замен эскалаторов было несколько случаев закрытия единственных переходов - "Киевского", "Белорусского" и "Парк Культурного" в Москве, а также единственного перехода в Минске, - несколько случаев закрытия станций - "Семёновской", "Электрозаводской", "Парка Культуры", "Бауманской" и "Фрунзенской" в Москве, "Пролетарской", "Горьковской", "Петроградской", "Лиговского проспекта", "Выборгской" и "Василеостровской" в Санкт-Петербурге (исключительно для ремонта обделки наклонного хода), а также станций "Ичери Шехер" в Баку и "Октябрьской" в Минске.

В 1990-е гг. замене подвергались в основном эскалаторы серий Н (тоннельные и поэтажные 30-х и 40-х гг.) и ЛП-6 (поэтажные 60-х и 70-х гг, заменены все кроме единственной пары на станции "Берестейская" в Киеве). В 2000-е гг. в основном завершалась замена эскалаторов серии Н (последние три машины наработали на рекорд на станции "Бауманская" в Москве в 2015 г.) и началась замена эскалаторов серии ЭМ, которая продолжается и поныне. Также были отдельные случаи замены других типов эскалаторов по причинам, связанным как с выработкой ресурса (малого подъёма серии ЭТ-5 конца 70-х гг.), так и с другими причинами.

В ближайшие годы в Москве и Санкт-Петербурге продолжится замена сталинских эскалаторов серии ЭМ и отдельных эскалаторов более поздних выпусков. Кроме того, в Санкт-Петербурге продолжится практика закрытия наклонов (что почти всегда равносильно закрытию станций) для ремонта обделки наклонного хода, а спустя пару-тройку десятилетий эти станции вновь предстоит закрывать - уже для замены самих эскалаторов...
 

метростат, Бакинский метрополитен, Петербургский метрополитен, траволаторы, метро, Киевский метрополитен, хроники, эскалаторы, Московский метрополитен, Минский метрополитен, статистика

Previous post Next post
Up