От Москвы до Венеции и обратно по железной дороге

Nov 18, 2015 18:00

В прошедшем октябре я совершил поездку в Европу - от Москвы до Венеции и обратно - с использованием только железнодорожного транспорта на пути "туда" и с маленьким исключением на 70 км участке на пути "обратно". Эта поездка начала планироваться ещё в прошлом году под посещение конкретных мест и объектов по пути от Бреста до Иннсбрука, а финальный её участок в Северной Италии был добавлен в последний момент вместо ранее планировавшегося другого участка. Главное, чем я хочу поделиться - ценником и особенностями выбора поездов и маршрутов, показывающим что дальнее и насыщенное путешествие по Европам может быть сравнительно недорогим по отношению к варианту с использованием самолёта и посещению лишь ближних или средних окрестностей пункта прилёта.

Поездка планировалось под посещение следующих мест и городов: ж/д переход Брест-Тересполь, Варшава, Краков, Верхняя Силезия, Освенцим, Острава, Прага, Табор, ж/д Табор - Бехыне, Чешске Будеёвице, Линц, Гмунден, Зальцбург, Иннсбрук, Гармиш-Патернкирхен, горный массив в Западном Тироле, Лихтенштейн. В зависимости от места и города, остановки планировались на срок от пары часов (Бехыне) до четырёх-пяти дней (Верхняя Силезия, горы) с общей продолжительностью поездки в один месяц. Кроме того, для меня определённый интерес представляет сама железная дорога, её хозяйство и особенности работы - всё это интересно было увидеть в действии. Впоследствии маршрут был немного переработан, из него пришлось исключить всё что западнее Иннсбрука, добавить Северную Италию и изменить ранее планировавшиеся сроки посещения ряда городов, как в плюс, так и в минус. В самый последний момент из поездки также был исключён Зальцбург, оставшись в виде вокзально-пересадочного пункта.

Ранее я имел немало других поездок по Европе, но всех случаях в качестве транспорта для попадания в Европу использовался самолёт (обычно во Францию) и далее дикие и не очень комбинации сухопутного, водного и авиатранспорта, охватывающего от двух до девяти стран за один-полтора месяца. Исключительно же по железной дороге я ездил только один раз в Польшу-Чехию-Словакию полтора года назад и в приграничные нам Прибалтику и Финляндию, где самолёт излишен.

Часто приходится слышать, что железная дорога в Европе - дорогой транспорт. Отчасти это так, а в случае постоянных покупок билетов на различные экспрессные и быстрые поезда непосредственно перед отправлением она может получится сверхдорогой на фоне дешёвых автобусных и авиаперевозок. Но если вы проведёте нормальное планирование своей поездки, допустите использование самых медленных и простых поездов и не будете щёлкать клювом при наличии дешёвых билетов, то расходы можно существенно сократить. В паре случаев я прозевал возможность купить более дешёвые билеты и в итоге мой ценник оказался примерно на 45-50€ больше, чем мог быть.

В конце сентября была составлена почти финальная версия маршрута, были куплены билеты Москва - Брест, Брест - Москва, Венеция - Берлин. Пока выбирал и согласовывал даты на конец октября, на сегменте Венеция - Берлин случилось подорожание с 43€ до 63€. И совсем не был куплен билет Зальцбург - Иннсбрук за 24€, скорее просто из-за нежелания регистрироваться у ÖBB.

В результате получился вот такой маршрут и вот такие цены на билеты:



В маршрут включён заезд в тупик Табор - Бехыне (64 KrC / ~170 руб.) по причине покупки единого сквозного билета до Бехыне и не включён заезд в горы в Северной Италии.

Большинство билетов оплачивалось картой и пересчёт в рубли выполнен по курсу оплаты картой, приближенному к 72.4 руб/евро. Меньшая часть оплачивалась наличными, но ввиду двухкратного обмена рубли-евро-злотые/кроны курс также приблизится к 72.0-72.5 руб/евро. Так что для общих расчётов возьмём 72.4 руб/евро.

Полная стоимость дороги "туда" составила 16583.57 рубля (229.05€), полная стоимость дороги "обратно" составила 10104.23 рубля (139.56€), всего - 26687.8 рубля (368.61€).

Стандартные цены на самолёт в дальние точки моего маршрута - Иннсбрук, Верону, Венецию - колеблятся около 6-8 тысяч в одну сторону и 12-16 тысяч в обе. На финальном участке поездки у меня была спутница, ограниченная одной неделей свободного времени (девять дней от субботы до воскресенья) и у неё особого выбора авиабилетов не было - цена оказалась почти 17 тысяч, плюс расходы на поезда в Италии.

Таким образом, я считаю, что получившаяся у меня цена поездки в Центральную Европу поездами пусть и чуть-чуть высоковата, но включает не только и столько переезд в дальние точки моего маршрута, сколько удобство и разумность перемещений для осмотра промежуточных точек. Кроме того, в ряде случаев поезда позволяли эффективно использовать тёмное, но ещё активное время суток - октябрьские вечера - для перемещений в следующие точки маршрута. С самолётами такое не получится.

Теперь немного о самих поездах.

Москва - Брест и Брест - Москва: хорошие платцкартные вагоны БЧ, в обоих случаях полностью владел двумя боковыми полками ввиду полупустых вагонов. Ночь в пути, завтрак - и ты на месте.

Брест - Тересполь и Тересполь - Брест: короткий поезд-подкидыш через границу, плацкартные вагоны БЧ под польским электровозом на 1435 мм. Пограничные формальности на обеих сторонах проходятся в зданиях вокзала, а сам поезд едет 18-20 минут. При планировании поездки и стыковках надо закладывать примерно часовой запас времени на пограничные формальности. На обратном пути у меня было менее 40 минут от прибытия подкидыша в Брест до отправления московского поезда, а людей с товаром в подкидыше ехало очень много, но я успел пройти контроль и сесть на московский поезд.

Тересполь - Варшава и Варшава - Тересполь: перемещение выполнялось тремя электричками с пересадками в Сельдце и Лукове. Пересадки долгие, полчаса-час. По этому маршруту также ходят прямые поезда-экспрессы (использовал такой в прошлом году), но у них не всегда удобная стыковка с трансграничным подкидышем и цена на 20 злотых больше.

Варшава - Краков: обычный PKP-Intercity по сравнительно дешёвому билету во второй половине дня субботы (!).

Краков - Освенцим - Катовице: прямые электрички со всеми остановками.

Катовице - Острава: международный поезд Варшава - Вена, цена для столь короткого участка очень высокая, но через границу местных поездов почти нет и выбора особого тоже нет.

Все перемещения по Чехии выполнялись в обычных чешских сидячих купейных вагонах ČD по обычной, весьма скромной по европейским меркам цене. Расписания поездов довольно удобные. Единственный минус - наличие других перевозчиков, куда с билетами ČD садиться нельзя и приходилось два раза ждать свой поезд ещё 30-40 минут.

Чешске-Будеёвице - Линц, Линц - Гмунден - Зальцбург: типичный австрийский CityShuttle, представляющий собой электровоз с сидячими вагонами, цены обычные австрийские (т.е. умеренно высокие). Переезд из Чехии в Линц отличился наличием огромного китайского турдесанта человек в 200-250 :)))

Зальцбург - Иннсбрук: австрийская гордость - RailJet, очень хороший и комфортабельный поезд, на нём действуют обычные билеты. На него же заранее можно приобрести и скидочные билеты, но они действительны только на конкретный день и конкретное время. Учитывая, что сам Зальцбург в процессе моей поездки был исключён из плана (оставив только короткую пересадку на оккупированном беженцами вокзале), предварительная покупка дешёвого билета могла в итоги обернуться ещё бóльшими расходами.

Иннсбрук - Бреннеро: хорошая австрийская электричка, приходящая на совмещённую австро-итальянскую пограничную станцию. Пересадка на ней - самый дешёвый способ попасть из Италии в Австрию и наоборот. На станции австрийские электрички прибывают в специальные тупики, рядом с которыми стоит автомат ÖBB. Сквозные поезда из Италии в Австрию стоят существенно дороже, а из Италии в Германию дёшево можно уехать только при сильно заблаговременной покупке билета.

Далее по Италии использовались только дешёвые региональные поезда. Они имеют не всегда удобное расписание, но грамотно и эффективно использовать его - вполне возможно. Хотя, у меня это не везде получилось: именно в Италии я попал в первое в своей практике ЖДТП с последующим полуторачасовым стоянием посреди виноградников, но о нём я расскажу в другой раз.

В итоге вся дорога от Москвы до Венеции заняла 24 дня, из которых само перемещение по железным дорогам - около 80-85 часов (увы, но время и километраж я уже вряд ли смогу сосчитать).

Обратная дорога была более быстрой - менее 5 дней - и имела целью заезд в Берлин на два дня по личным делам. За исключением сегмента Франкфурт-на-Одере - Слубице - Зелена Гура, где использовались пешее перемещение и автостоп, везде также было только железнодорожное перемещение.

Ночной переезд из Венеции оказался не таким простым как он виделся изначально. Из-за проблем с беженцами и введением погранконтроля в Зальцбурге блок вагонов, который направлялся в Мюнхен (и далее пересадка на внутригерманские ICE) в 4 с небольшим часа утра вываливает всех пассажиров на холодном Зальцбургском вокзале и далее предлагается ехать в Мюнхен на ближайшем местном поезде. Ночь. Холодно. На вокзале только неудачливые пассажиры в продуваемых коридорах, беженцы в тёплых комнатках ожидания и некоторое количество полиции и военных. Хорошо, что у меня есть минимальный набор туриста и это ожидание поезда оказалось не столь неприятным как у других пассажиров, хотя я заметил, что некоторые, особенно женщины с детьми младшего школьного возраста имеют необходимую походно-туристическую подготовку и наборы для кратковременного выживания на холоде :) Далее был контроль документов перед выходом на платформу, ещё один контроль перед посадкой в поезд в Мюнхен и ещё один беглый контроль немецкой полицией на первой остановке поезда на территории Германии. В Мюнхене традиционная "быстрая" пересадка на прямой ICE в Берлин и полудню я добрался до немецкой столицы.

Далее, из-за нежелания использовать дорогие EuroCity между Берлином и Варшавой я решил ехать электричкой до Франкфурта, перейти границу пешком, посмотреть что есть хорошего на станции Слубице (оказалось - ничего, всего два местечковых поезда в день) и ехать автостопом в ближайший крупный город - Познань или Зелену Гуру, а если повезёт - прямо в Варшаву. Но, несмотря на плотный поток автомобилей в Слубице, уехать удалось только в Зелену Гуру (~60 км), откуда шёл обычный PKP-Intercity до Варшавы за в четыре раза меньшую цену, чем EC от Франкфурта до Варшавы. И это был единственный поезд, где часть времени мне пришлось стоять: пятница, вечер, все места проданы, а ехать надо и простоял рядом с белорусской студенткой, поведавшей мне о своей иногда тяжкой, а иногда весёлой жизни в Польше.

Итог

Пользоваться поездами в Восточной Европе можно и нужно, они удобные, чистые и относительно дешёвые. Я бы разделил их так: в Польше - дороже чем в России, но не сильно, в Чехии и Словакии (по опыту прошлого года) - примерно также как в России. Поезда в Австрии и Германии дорогие, но дальние перемещения можно сделать существенно дешевле, если планировать поездку заранее и заранее приобретать билеты. Так, за 63€ вы никаким самолётом (с учётом расходов на дорогу в аэропорты) из Венеции в Берлин не попадёте, кроме может быть каких-то очень редких удачных моментов. Железнодорожная Италия (опять же, с учётом опыта прошлых поездок) может быть как достаточно дешёвой, но медленной, так и достаточно быстрой, но дорогой. Главной проблемой оказываются границы, где цена билета может существенно подскочить. И именно здесь надо искать различные лазейки и проявлять смекалку - от поиска хороших стыков местных поездов до пешего перехода границы между пограничными станциями.

Не бойтесь железных дорог Европы, пользуйтесь ими и будут вам интересные истории и хорошее путешествие! :)
 

железная дорога, Европа, путешествия

Previous post Next post
Up