Днепровская ГЭС

Feb 21, 2014 22:40

Про ДнепроГЭС - пионера индустриализации СССР написано немало. Самым лучшим эпитетом этой электростанции, который мне приходилось встречать, я считаю Днепровское Ожерелье, введённое в оборот Василием Песковым более 40 лет назад. И это действительно Ожерелье - уникальная для бывшего СССР плотина и гидроэлектростанция, построенная непосредственно в черте крупного города на красивой излучине Днепра, доступная для транспорта и людей, имеющая изящные формы и сразу ставшая главной достопримечательностью Запорожья и всего региона.




Основные вехи истории ДнепроГЭС можно прочитать здесь. Я же остановлюсь на главных техническо-исторических параметрах:
  • Начало строительства - 1927 год
  • Ввод гидроагрегатов - с 1932 по 1939 гг.
  • Разрушения ГЭС и плотины - август 1941 г. и осень 1943 гг.
  • Восстановление - 1944-1950 гг.
  • Реконструкция со строительством второго машинного зала ДГЭС-2 и второго, шахтного шлюза - 1969-1980 гг.
  • Последняя модернизация гидроагрегатов - 2006-2011 гг.
  • Тип электростанции - плотинно-русловая
  • Здание ДГЭС-1 длиной 236 м, 9 агрегатов общей мощностью 648 МВт
  • Водосливная плотина длиной 760 м и высотой 60 м
  • Здание ДГЭС-2 длиной 251 м, 8 агрегатов общей мощностью 830 МВт
  • Общая мощность ГЭС ~1500 МВт
  • Среднегодовая выработка электроэнергии ~ 4 млрд кВт-ч.
  • Расчётный напор - 34.5 м
  • Старый шлюз - трёхкамерный (не работает)
  • Новый шлюз - шахтный, однокамерный (работает)
Ниже представлен большой фотообзор ДнепроГЭС, в котором представлено всё, что может увидеть обычный пешеход во время прогулки как по самой ГЭС, так и с некоторых точек вблизи ГЭС. Мы будем двигаться с Левого берега на Правый, начиная от памятника Ленину, смотря то направо, то налево, и так до будущего памятника на противоположной стороне Днепра (карта). В качестве дополнительных материалов рекомендуются обзоры мостов Преображенского и исторических переходов 154 кВ с красивыми видами на ДнепроГЭС.

1. Несомненно, ДнепроГЭС - это достопримечательность №1 в Запорожье, но перед её осмотром по пути от вокзала Запорожье-I мы можем посмотреть проспект Ленина, отличающийся уникальным ансамблем послевоенной сталинской застройки на протяжении нескольких километров:



2. В самом своём конце проспект Ленина упирается в памятник Ленину и в ДнепроГЭС за ним:



3. Коммунизм - это Советская власть плюс электрификация всей страны - главный программный лозунг ВКП(б) в 1920-1921 гг. по выходу России из Гражданской войны:



4. Ленин и рабочие-строители:



5. Панорамный вид на ГЭС от памятника Ленину:



6. Теперь рассмотрим панораму подробнее. На этом фото смотрим налево и видим диспетчерскую башню нового шахтного шлюза и сам шлюз:



7. Поворачиваемся правее и видим на переднем плане бетонные бортики нового шлюза, далее башни старого шлюза, ещё далее справа ферменные конструкции кранов-подъёмников, слева коричневое сооружение машинного зала ДГЭС-1:



8. Шлюз заполнен водой, в него прибыл речной буксир с баржей:



9. Бортики нового шлюза, башни старого шлюза и плотина на заднем плане:



10. Ещё правее - "башни" (служебные сооружения) верхних ворот нового шахтного шлюза:



11. Вид от причала в верхнем бьефе: кораблик с очень северным названием "Хибины", на заднем плане плотина, маяк молла (судоходный канал к шахтному шлюзу левее), ферменные конструкции в центре плотины и совсем слева нагромождения железа ОРУ:



12. Маяк и ферменные краны-подъёмники водосливной плотины:



13. Вид на верхний бьеф - даже не скажешь, что находишься в 700-тысячном городе:



14. Грузовой порт в верхнем бьефе:



15. Теперь спустимся вниз и начнём смотреть ГЭС. С одной из точек открывается неплохой вид обратно - на памятник Ленину и начало проспекта Ленина:



16. А с точки между старым (позади) и новым (виден впереди) шлюзами вид будет вот таким, с фонтанчиком:



17. Диспетчерская башня над нижними воротами нового шахтного шлюза:



18. Ближе, сам шлюз сразу же за диспетчерской башней, а вблизи какое-то глубокое бетонное сооружение с деревьями в нём:



19. Башня крупным планом, под ней находятся нижние ворота шлюза:



20. Вид на новый шахтный шлюз, оцените его размеры:



21. Пустой шахтный шлюз, расчётный напор ГЭС составляет 35 метров, глубина шлюза примерно та же. Если перенести его на Москву, то это как будто из Химкинского водохранилища спуститься сразу на уровень Москвы-реки, но в Москве эти 36 метров преодолеваются четырьмя шлюзами по 9 метров каждый:



22. Шлюз заполнен водой, слева видны башни старого трёхкамерного шлюза:



23. Вид на верхние ворота, на заднем плане грузовой порт, который мы видели на 14-й фотографии:



24. Буксир с баржей и мелкий катер выплывают из шлюза в верхний бьеф. К сожалению, оба момента с заполненным водой шлюзом и кораблями в них я упустил:



25. Вид на судоходный канал нижнего бьефа, слева - подход к новому шлюзу, справа - к старому, а на заднем плане видны опоры исторических переходов 154 кВ:



26. Нижний бьеф, арочная стенка подхода к старому шлюзу, на заднем плане - Днепр и остров Хортица:



27. Подход и нижние ворота старого шлюза:



28. Нижние ворота старого шлюза крупным планом:



29. Движения давно нет:



30. Шлюз давно на ремонте, это средне-нижние ворота, разделяющие нижнюю и среднюю камеры старого шлюза:



31. Общий вид старого шлюза, внизу видны средне-нижние ворота (см. предыдущий снимок), под арочным мостом видны средне-верхние ворота, а вдали - верхние ворота, всего в шлюзе три камеры по ~12 м каждая:



32. Старый мост, по которому осуществлялось движение до строительства нового шлюза и диспетчерские башни у средне-верхних ворот старого шлюза:



33. Над шлюзами дорога проходит по эстакаде:



34. Дорога имеет четыре полосы, по две в кажду сторону и два тротуара по бокам:



35. Вид на диспетчерские башни у средне-верхних ворот старого шлюза с северной стороны (см. также фото 31 и 32):



36. Начало плотинного участка, по северной (верхней) стороне тротуар есть, но он узкий, разбитый и малопригодный для получения красивых видов. Кроме того, чуть далее висит табличка "проход запрещён", но в реальности он свободный и безопасный. Справа в кустах виден памятный камень:



37. Здесь будет сооружён памятник воинам Советской Армии, спасшим ДнепроГЭС им. В.И.Ленина от полного разрушения немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны /1941-1945 годы/:



38. С южной стороны - хитроумные пункты инфильтрации, начисто перекрытые сеткой и колючей проволокой:



39. Перенесёмся в другое место - на Преображенский мост через Новый Днепр и посмотрим панораму ГЭС с расстояния ~2 км. Слева видно коричневое здание машинного зала ДГЭС-1, справа - судоходный канал, из которого выплыл очередной буксир с баржей:



40. Основное русло Днепра с камешками (до строительства ГЭС этот участок Днепра не был судоходным из-за порогов) и машинный зал ДГЭС-1:



41. Вид на судоходный канал, машинный зал ДГЭС-1 и водосливную плотину:



42. Вернёмся обратно на тротуар дороги через ГЭС и посмотрим главные, открыточные виды ДнепроГЭС. На этом фото мы видим основное русло Днепра сразу после плотины, слева ниже уходит новое основное русло, а слева выше за мостом скрывается старое русло по другую сторону острова Хортица:



43. Почти главный вид ГЭС, слева машинный зал ДГЭС-1, в центре - водосливная плотина, справа - машинный зал ДГЭС-2:



44. А это фото, можно сказать - визитная карточка ДнепроГЭС:



45. Машинный зал ДГЭС-1 крупным планом:



46. Водосливная плотина крупным планом:



47. Реконструкция с увеличением мощности и строительством второго машинного зала ДГЭС-2 была проведена в 1969-1980 гг:



48. ДГЭС-2 и его распределительные устройства:



49. Оно же:



50. Электротехническая романтика:



51. Машинный зал ДГЭС-2, вид со стороны водосливной плотины. На заднем плане можно разглядеть диспечтерские башни старого и нового шлюзов (правее) и начало проспекта Ленина с жилыми домами (левее):



52. Вид на нижний бьеф Днепра, остров Хортица:



53. Мост на остров со стороны Правого берега Днепра и Трансформаторнозаводской части Запорожья:



54. Троллейбус на ДнепроГЭС:



55. Центральный участок плотины, вид с северного тротуара, по которому почти никто не ходит, слева - затворы водосливной плотины:



56. Вид через один из затворов, виден маяк судоходного канала и грузовой порт:



57. То же, крупнее:



58. Днепровское водохранилище тянется от Запорожья до Днепропетровска и Днепродзержинска:



59. Затвор собственной персоной:



60. Вернёмся на южную сторону, красивые виды каждые несколько метров:



61. ДГЭС-1 и ОРУ на заднем плане:



62. Ферменный кран-подъёмник плотинного участка:



63. Таких башни две и они могут по плотинному участку:



64. Снова Хортица:



65. ДГЭС-2 под чуть другим углом. Здесь лучше видно устройство плотины и автодорожной эстакады, а наверху - начало проспекта Ленина и памятник Ленину:



66. ДГЭС-1:



67. Дорога, вид с северного тротура:



68. Плотина, ДГЭС-2:



69. И ещё один вид ДГЭС-2 крупынм планом, наверху вновь видим проспект Ленина, памятник и башни жилых домов:



70. Задняя сторона ДГЭС-1, провода, опоры - конструкция более приятная и более симметричная, чем у ДГЭС-1:



71. Плотина ДГЭС-1. Здесь, между эстакадой дороги и зданием ДГЭС-1 находится "бассейн", из которого вода подаётся вниз на гидроагрегаты:



72. Воронка с бурлением вод, устремляющихся давать свет:



73. Выработанное элктричество отправляется на ОРУ. Вообще, этот "бассейн" очень приятно выглядит:



74. ОРУ:



75. Но купаться и проходить к этому бассейну нельзя - очень опасно и режимно:



76. Дорога и стелла с названием орденоносного объекта:



77. Она же:



78. Плотина осталась справа, а на заднем плане видны многочисленные трубы главных объектов Запорожья - металлургических и химических заводов:



79. Трубы промузла крупным планом:



80. И снова Днепровское водохранилище:



81. Автомобильная эстакада у Правого берега, слева за ней - "бассейн" ДГЭС-1:



82. Зона отдыха у "бассейна":



83. Отсюда до труб гидроагрегатов ДГЭС-1 около сотни метров (см. фото 73), унесёт - не поздоровится:



84. Зона отдыха, пляжик:



85. На другом берегу Днепра недавно поставили камень с текстами следующего содержания:

На этом месте будет сооружён Памятник строителям Промышленного комплекса г. Запорожья. Главным событием в истории г. Запорожья стало строительство Днепровской гидроэлектростанции. 10 октября 1932 г. произведён урочный пуск ДнепроГЭС. На энергетической базе ДнепроГЭС был сооружён промышленный комплекс чёрной и цветной металлургии - Днепровский промышленный комплекс, в состав которого входили заводы:

1932 год - Завод инструментальных сталей ("Днепроспецсталь")
1933 год - Огнеупорный завод ("Огнеупор"), Производственный алюминиевый комбинат, Электродный завод ("Укрграфит"), Завод ферросплавов ("Запорожский завод ферросплавов"), Завод листовых сталей ("Запорожсталь")
1934 год - Коксохимический завод ("Запорожкокс")



Спасибо за внимание!
 

гидротехнические сооружения, Украина, ГЭС, энергетика

Previous post Next post
Up