Электрификация железных дорог в 2011-2013 гг. и планы на 2014-2015 гг.

Jan 17, 2014 02:20

Предыдущий обзор по электрификации железных дорог я делал два года назад. Давайте разберём что произошло за три последних года и заглянем в 2014-й год.

Как уже упоминалось, 2010-й год оказался самым провальным в километраже электрификации, было запущено всего 99 км линий, только на Украине и в условно-сокращённой форме под пуски следующих лет, то есть с определёнными ограничениями для движения на электротяге. Но с 2011 г. ситуация начала выправляться:

2011 год: Украина - 196 км, Россия - 141 км, всего - 337 км.
2012 год: Украина - 176 км, Россия - 124 км, всего - 300 км.
2013 год: Белоруссия - 107 км, Россия - 50 км, всего - 157 км.

РОССИЯ

08.06.2011 на электротягу переведён одвухпученный участок Тарская - Оловянная длиной 136.9 км в рамках первого этапа реконструкции линии Тарская - Забайкальск из однопутной тепловозной в двухпутную электрифицированную магистраль.

29.11.2011 был пропущен пробный электропоезд по новой короткой двухпутной линии 13 км (о.п. Аэропорт) - Аэропорт Кневичи длиной 4.1 км в окрестностях Владивостока. Регулярное движение электропоездов в аэропорт открыто 20.07.2012.

27.01.2012 был пропущен пробный электропоезд по новой короткой однопутно-тоннельной линии Адлер - Аэропорт Адлер длиной 2.8 км в Большом Сочи. Регулярное движение электропоездов в аэропорт открыто 15.02.2012.

04.12.2012 на электротягу переведён одвухпученный участок Оловянная - Борзя длиной 99.3 км в рамках второго этапа реконструкции линии Тарская - Забайкальск из однопутной тепловозной в двухпутную электрифицированную магистраль.

16.12.2012 был пропущен пробный электропоезд по электрифицированной однопутной линии Вахитово - Аэропорт Казань длиной 21.8 км в пригородах Казани. Регулярное движение электропоездов в аэропорт открыто 22.05.2013.

29.05.2013 был пропущен пробный поезд на новой однопутной горной линии Олимпийский парк - Красная Полянка в Большом Сочи длиной 48 км. Регулярное движение электропоездов открыто 01.11.2013. Сама линия электрифицирована переменным током, но примыкает к линии постоянного тока и на ней возможна эксплуатация только двухсистемных электропоездов.

01.08.2013 на электротягу переведено 2 км однопутного участка Солнечная - Новопеределкино, входящего в состав бывшего подъездного пути к Западной водопроводной станции в Москве. Линия используется для движения электропоездов при сохранении возможности подачи грузовых вагонов на предприятия вдоль линии.

Планы по электрификации:

1. В 2014 г. будет завершена реконструкция и электрификация линии Тарская - Забайкальск пуском последнего участка длиной 117 км Борзя - Забайкальск.

2. В течение 2012-2013 гг. производилась реконструкция бывшего трёхпутного разъезда 9 км (вблизи станции Крымская) в большую накопительно-сортировочную станцию I класса с несколькими парками и локомотивным депо. Реконструкция станции связана с перегрузкой станции Новороссийск и строительством нового большого порта в Тамани с предстоящей полной реконструкцией и электрификацией линии 9 км - Юровский - Порт Кавказ и ответвлениями от неё в новый порт Тамань и Анапу. Основные работы по электрификации этих линий будут проведены в 2014-2015 гг.

3. С 2006 г. ведётся электрификация направления Гатчина - Веймарн - Усть-Луга. Несмотря на большой объём уже выполненных работ и активное развитие порта Усть-Луга, движения на электротяге как не было, так и нет. По имеющим достаточную достоверность данным, это связано с энергодефицитностью региона, которая будет частично снижена после пусков первого и второго блоков ЛАЭС-2 в 2015-2016 гг. Вместе с электрификацией основной линии в порт Усть-Луга также будут электрифицированы линии Веймарн - Ивангород и Калище - Котлы.

4. С 2011 г. ведётся строительство грузового обхода отданной под скоростное движение линии Санкт-Петербург - Выборг. Грузовой обход включает в себя действующую двухпутную линию Ручьи - Сосново, одвухпучиваемый участок Сосново - Петтяярви - Лосево, строительство новой линии Лосево - Каменногорск и реконструкцию с одвухпучиванием участка Каменногорск - Выборг. Вся магистраль будет на электротяге, включая вновь электрифицируемый участок Лосево - Каменногорск - Выборг. Строительство новой линии идёт медленно и завершения работ с подачей напряжения раньше конца 2015 г. ждать не приходится.

5. С начала 2000-х гг. в ожидании комплексной реконструкции и электрификации находится линия Трубная - Верхний Баскунчак - Аксарайская (Волгоград - Астрахань). В настоящее время работы по реконструкции ведутся лишь на отдельных участках, а электрификация ожидается по мере полного завершения строительства второго главного пути на всём протяжении линии.

6. С середины 2000-х гг. в ожидании электрификации находится линия Мичуринск - Тамбов - Ртищево. Первоначально электрификация должна была состояться в 2012-2014 гг., но она так и не началась.

7. С конца 2000-х гг. в ожидании реконструкции и электрификации находится линия Сенная - Пугачёвск - Оренбург в рамках проекта строительства полноценного Южноуральского грузового хода и разгрузки линии Самара - Уфа - Челябинск. Сроки электрификации линии не определены.

8. Сохраняются вопросы с перспективами завершения электрификации короткой линии в Высоцк в Ленинградской области и участка Обозёрская - Архангельск. Возможно, в ближайшие годы мы так и не увидим этих линий в числе электрифицированных.

9. В Москве с 2011 г. производится реконструкция Малого кольца железной дороги со строительством III пути на бóльшей его части, полной электрификацией самого кольца и всех соединительных веток с радиальными направлениями. Работы планируется завершить в конце 2015 г. с запуском движения электропоездов по кольцу.

УКРАИНА

Схема железных дорог Украины (на момент написания этого текста - на 11.2011, с наличием ошибок)

22.08.2011 на электротягу переведена однопутная линия Фастов - Житомир длиной 101 км.

05.11.2011 на электротягу переведена одвухпученная линия Малая Перещепинская - Кременчуг длиной 95 км.

27.05.2012 на электротягу переведена однопутная линия с двухпутными вставками Полтава-Южная - Красноград - Лозовая длиной 176 км. Столбофикация линии началась ещё в первой половине 2000-х гг., активные работы возобновились в 2010 г. На ряде участков был уложен второй путь, полное одвухпучивание запланировано в 2014-2015 гг. В связи с пуском всего участка на переменном токе на Украине возникли новая станция псевдостыкования (с использованием нейтральной вставки) Красноград и полноценная станция стыкования Лозовая (до осени 2012 г. временно работала в режиме станции псевдостыкования с использованием тепловозной тяги и локомотивов двойного питания).

Планы по электрификации:

1. Направление Фастов - Житомир стало для УЗ новым и, в какой-то степени, внезапным. По косвенным сведениям линия Жмеринка - Хмельницкий - Тернополь - Львов была признана в 2009-2010 гг. непригодной для организации скоростного пассажирского движения в отличии от линии Казатин - Здолбунов - Львов. С последней необходимо убрать часть грузовых поездов и более лучшего маршрута отклонения для грузовых чем линия Фастов - Житомир - Новоград-Волынский придумать сложно. Электрификация первого участка до Житомира была проведена очень быстро в 2011 г. Следующим этапом станет электрификация участка Житомир - Новоград-Волынский, но работы по ней пока не начинались.

2. Следствием электрификации станции Житомир и началом электрификации линии Жлобин - Калинковичи в Белоруссии стало появление проекта по электрификации всего хода Бердичев - Житомир - Коростень - Овруч - Госграница с подключением к ней белорусского участка Госграница - Калинковичи. В 2013 г. начались работы по электрификации первого сегмента линии Житомир - Коростень, но в настоящий момент все работы приостановлены.

3. Главным направлением электрификации на Украине с 2013 г. становятся дороги на Николаев и в Крым. Все линии будут электрифицироваться на переменном токе. Работы разбиты на несколько последовательных сегментов:

Долинская - Явкино (80 км)
Явкино - Николаев (68 км)
Колосовка - Николаев (105 км)
Николаев - Херсон (55 км)
Херсон - Вадим (101 км)
Вадим - Джанкой-Стыковая (85 км)
Полноценная станция стыкования Джанкой-Стыковая
Джанкой-Стыковая - Джанкой (5 км, постоянный ток)

В первый пусковой участок входят 253 км линий Долинская - Николаев и Колосовка - Николаев с возможными пусками в 2014-2015 гг.

4. Вторым главным направлением для Украины является линия Волноваха - Запорожье. Данная линия длиной 240 км связывает Запорожье с линией Донецк - Мариуполь и проходит вблизи нескольких ГОКов восточного промышленного пояса. Обе связуемые линии работают на постоянном токе и данная линия также будет электрифицирована на постоянном токе.

Небольшой сегмент длиной 23 км Запорожье - Передаточная - Кирпотино был электрифицирован ранее (возможно, в конце 1960-х - начале 1970-х гг. при электрификации Запорожского узла) и электротяга используется грузовыми электровозами для движения до станции Передаточная и электропоездами короткого маршрута до станции Кирпотино. При полной электрификации линии этот участок будет реконструирован.

Основные работы в 2013-2014 гг. будут вестись на участке Донецкой ж/д длиной 84 км Волноваха - Камыш-Заря. По мере завершения работ на нём работы передвинутся на 51 км участок Камыш-Заря - Пологи и затем уже на участок Пологи - Запорожье.

5. После завершения работ по электрификации линии Гребёнка - Полтава - Красноград - Лозовая на её однопутных участках с переменным успехом ведётся строительство второго пути. Сроки полного завершения работ не установлены, но не ранее 2015 г.

6. Сохраняются планы по электрификации линии Красноград - Новомосковск для ликвидации единственной тепловозной линии в окружении электрифицированных линий и организации скоростного движения Киев - Днепропетровск через Полтаву. Сроки не установлены, но не ранее 2016 г.

7. В связи с электрификацией линии в Гомель в Белоруссии появилась информация о возможной электрификации линии Гомель - Госграница - Чернигов, но на украинской стороне для электрификации придётся провести комплексную реконструкцию линии, поэтому данный проект может быть отложен до лучших времён.

8. В планах на электрификацию стоит линия Ворожба - Сумы - Мерчик, но до сих пор не определены сроки и технико-экономический эффект от электрификации. Возможно, линия будет оставлена в её нынешнем виде.

БЕЛОРУССИЯ

Главным событием в электрификации железных дорог на просторах бывшего СССР стали новые электрифицированные линии в Белоруссии, появившиеся благодаря принятой в двумя годами ранее программы по электрификации направлений Осиповичи - Жлобин - Гомель и Жлобин - Калинковичи.

Схема железных дорог Белоруссии (на момент написания этого текста - на 08.2008).

05.04.2013 на электротягу переведена двухпутная линия Осиповичи - Бобруйск длиной 42 км.
29.09.2013 на электротягу переведена двухпутная линия Бобруйск - Жлобин длиной 65 км.

Электрификация следующих по программе участков продолжается. В 2014 г. на электротягу перейдёт линия Жлобин - Гомель, а в 2015 г. - линия Жлобин - Калинковичи.

В следующей пятилетке возможно внедрение электротяги на участках, выходящих за границу Белоруссии: Калинковичи - Госграница - Овруч (Украина), Гомель - Госграница - Чернигов (Украина) и Молодечно - Госграница - Науиа Вильна (Литва). Наибольшие шансы на электрификацию имеет только первое направление.

КАЗАХСТАН

В Казахстане электрификация активно велась с 1963 по 1992 г. (более 3000 км), после чего в эксплуатацию были сданы в 1994-2001 гг. советские заделы Тараз - Чу - Алма-Ата (543 км), а в 2004-2005 гг. - линия Экибастуз - Павлодар с тремя короткими ответвлениями (211 км).

В настоящее время ведётся электрификации участка Железнорудная - Кустанай (41 км, на лето 2013 г. уже висел контактный провод).

Разработаны проекты электрификации двух линий:

Однопутная линия Кандыагаш - Макат (392 км, островная электрификация), на которой резко вырос грузопоток после строительства линии Хромтау - Тобол. Для линии началось сооружение новой ЛЭП 220 кВ, но сроки электрификации пока неясны.

Однопутная линия Алма-Ата - Сарыозек (192 км) как начало электрификации основной части Турксиба. Сроки электрификации пока неясны.
 

Украина, железная дорога, электрификация, Белоруссия, Россия, Казахстан

Previous post Next post
Up