Скоростной объезд Московского трамвая (почти вся сеть)

Apr 14, 2016 23:10

После недавнего пробного объезда северо-западной части сети Московского трамвая собирался совершить скоростной объезд городской части сети, на что по поим расчётам должно было уйти 12-13 часов. Несколько позднее я понял, что это очень оптимистичные значения и в реальности времени потребуется больше - до 15 часов.

8 апреля я поменял свой план и решил объехать всю сеть трамвая за 18 часов. Старт был запланирован на 06:00 в Братцеве, около 09:00 планировалось прибыть на Дмитровскую, далее при помощи метро и автобуса к ~09:45 переместиться в самую северную точку городской сети трамвая - в Медведково и около 24:00 финишировать на улице Академика Янгеля.

Основной принцип объезда близок к принципу класса A по Нью-Йоркской шкале метромарафонов - необходимо и достаточно проехать по всем перегонам всех линий хотя бы в одну сторону, при этом обязательно линейное пересечение траекторий передвижения в различных узлах сети (на вилках, на треугольниках, на четырёхлинейных перекрёстках), но не является обязательным заезд на кольца, вплотную примыкающие к линиям даже при наличии на этих примыкающих участках пассажирского движения на 100-150 м с единственными остановками для высадки/посадки. Последнее упрощение даёт возможность экономии не менее часа-двух времени на ожидании разных редких и не очень маршрутов из-за заездов на такие кольца. Однако, если ответвление на кольцо длинное (более 100-150 м, например у метро "Войковская"), то заезд крайне желательно выполнить.

Данная спортивная забавка была осуществлена 10 апреля.

Я не стал первым "марафонцем", так как объехал только 93-94% сети (не получились ~10.5 км из ~178 км). Старт был в 06:04 в Братцеве, прибытие на Дмитровскую в 09:04, отправление из Медведкова в 09:38, прибытие на Нагатинскую в 00:09 - всего я находился в пути 18 часов 5 минут и ещё требовалось ~35 минут чтобы доехать до улицы Академика Янгеля. На полный объезд, как видно, потребовалось бы около 18 часов 45 минут.

Прибыв к метро "Нагатинская" в 00:09 у меня была возможность сесть на последний трамвай 16-го маршрута, подошедший к остановке в 00:13 и приблизительно в 00:48 прибыть на к/ст на улице Академика Янгеля. Но я отказался от дальнейшего движения на юг по причине возможного опоздания на последние поезда метро, да и успеть дойти (бегать я сейчас не могу чисто физически) до закрытия вестибюля метро в 01:00 также было под большим вопросом.

Кроме того, в процессе объезда у меня было ещё несколько мелких пригрешений, о них я расскажу ниже.

В целом же было научно доказано, что московская трамвайная сеть позволяет совершить трамвайный марафон с объездом всей сети за один день без использования ночного трамвайного маршрута.

В процессе объезда удалось посмотреть как работает трамвайная система Москвы. Около половины сети я не видел уже более пяти лет и за это время произошли существенные её изменения: проведена реконструкция ряда линий, частично заменён подвижной состав, произошли изменения в маршрутной сети. Северо-западная сеть, которая и раньше работала хорошо, стала ещё лучше. А вот городская сеть, в недавнем прошлом довольно однородная по качеству инфраструктуры, подвижного состава и работы в целом сегодня крайне сегрегирована: одни её сегменты очень сильно подтянулись и несильно уступают северо-западной сети, часть сегментов принципиально не поменялась, а ещё часть сегментов работает плохо или очень плохо.

1. Планировка маршрута

При планировании маршрута я придерживался по сути двух правил.

Первое: необходимо свести к минимуму километраж участков, проезжаемых дважды. Поэтому для стартовых и финишных точек выбираются самые длинные линии без ответвлений или со сравнительно короткими ответвлениями. На северо-западе это Тушинская и Коптевско-Тимирязевская линии, на городской сети это Останкинско-Медведковская и Чертановская линии. Помимо удачной географической ориентировки (запад-восток и север-юг), конечная точка северо-западной сети находится в пределах часовой доступности от начальной точки городской сети.

Второе: необходимо свести к минимуму количество расчётных пересадок, чтобы уменьшить время ожидания вагонов нужных маршрутов. При этом допускаются нерасчётные пересадки для ускорения передвижения по той или иной линии с большим количеством маршрутов, когда, например, полезный на коротком или не очень коротком участке маршрут идёт вслед за твоим и можно им удачно воспользоваться.

Все остальные "тупиковые хвосты" придётся проезжать дважды: Живописная линия, Соколиный хвост, Останкинский хвост, хвост в Метрогородок, Измайловская линия, Новогиреевская линия, длинная линия к МИИТу с закольцовкой и двумя короткими хвостиками, хвостик к Курскому вокзалу, Калитниковский хвост, Угрешский хвост, Бульварная линия, хвосты к Калужской площади и к Университету, Нагатинский хвост. Суммарная длина хвостовых перепробегов составит ~49.6 км.

Наиболее распространённые узлы в трамвайной сети Москвы - треугольники и вилки, где одна линия примыкает к другой и из такой точки можно уехать в три стороны. Помимо них имеется шесть узлов, где сходятся сразу четыре линии. Последние можно просто проезжать насквозь, где два, а где и три раза. Что касается треугольников и вилок, то есть смысл найти ближайшие к друг другу пары и при наличии сквозных пересекающих друг друга действующих маршрутов на две пары сторон каждых противотреугольника или противовилки и воспользоваться ими: таким методом километраж повторного проезда по ряду участков сети между узлами будет сведён к минимуму. В моём маршруте так были спланированы двухкратные проезды через Богатырский мост (11, 4), Авиамоторный проезд (24, 46), Перуновский переулок (7, 9, 9), Серпуховский вал (39, 47), Дворцовый мост (45, 24).

Наконец, четыре самые плохие точки на сети - узлы в Сокольниках, на Семёновской, на Абельмановской заставе, на Андроньевской площади. Особенно плохи Семёновский и Абельмановский узлы... На этих двух узлах сходятся по три сетеобразующих линии плюс по одному тупиковому хвосту. Хвост всё равно когда и как проезжать, а из трёх сетеобразующих линий приходится искать самую короткую и проезжать её дважды. В случае с Семёновской такой была выбрана линия к Преображенской площади, в случае с Абельмановской - линия к Андроньевской площади. В обоих случаях всё вышло хорошо: с Андроньевской площадью автоматически выпадала проблема трёх линий к ней приходящих, а третий визит на Преображенку со стороны Сокольнического узла решал проблему последнего.

Суммарная длина линейных перепробегов составила ~12.5 км, что очень хорошо относительно размеров сети трамвая (~178 км).

Общая длина перепробегов составляет 62 км. Таким образом, доля перепробегов в марафоне равна: 62/(178+62) = 62/240 = 0.258 или 26%.

2. Карты

Нарисовал быстро от руки - для общего понимания картинки (подробности по фактическим точкам пересадок см. ниже):

Северо-западная сеть:



Городская сеть, северная часть:



Городская сеть, центральная часть:



Городская сеть, южная часть:



3. Физическая подготовка, одежда, питание

Погода на 10 апреля ожидалась тёплая, +14..+16, но лучше было утеплиться, так как часть времени марафона придётся на раннее утро и поздний вечер и на улице будет холодно. Солнышка было мало и не пекло. Подъём за два с половиной часа до старта, плотный завтрак и питьё - почти как в метромарафоне, но в отличии от метро в этот раз по пути два раза - около 12:00 и 18:00 - будет ТЦ Семёновский, куда можно зайти за потребностями и горячим чаем. Питание - два яблока, два бутерброда, пряники и вода - с собой, поглощаются нечасто, но равномерно.

Какой-либо усталости от марафона не было, но под полночь я начал замерзать: на улице сильно похолодало, горячего питания как такового у меня не было и далеко не все вагоны отапливались. Значительную часть времени приходилось думать над следующим сегментом сети, высматривать впереди и сзади вагоны нужных маршрутов и иногда заходить в Яндекс.Транспорт для отслеживания местоположения нужных мне вагонов.

4. Марафон

Меня привезли на к/ст Братцево к 05:55. С собой имелся заранее купленный, но неактивированный 24-часовой билет за 210 рублей (вот, кстати, проблема нынешней тарифной сетки - у водителя можно купить лишь разовый билет на один вход, никаких 90-минутных или, скажем, суточных билетов кроме как в метро или в редких тёткобудках не купишь). В 06:03 выезжает крякающий Песец №3503 и в 06:04 стартуем!

Таблица: номер вагона, номер маршрута, время посадки и высадки, места посадки и высадки

3503 06 06:04-06:36 К/ст Братцево - Улица Академика Курчатова
3558 31 06:39-06:56 Улица Академика Курчатова - К/ст Проспект Маршала Жукова
3536 28 07:00-07:09 К/ст Проспект Маршала Жукова - Детская поликлиника
3476 15 07:11-07:24 Детская поликлиника - Таллинская улица
3525 30 07:30-07:52 Улица Кулакова - Улица Академика Курчатова
3541 28 07:55-08:01 Улица Академика Курчатова - Улица Алабяна
3475 23 08:12-08:40 Улица Алабяна - кольцо метро "Войковская" - К/ст Михалково
3521 30 08:41-08:44 К/ст Михалково - Соболевский проезд
3036 27 08:45-09:04 Соболевский проезд - К/ст Дмитровская

Видно, что северо-западная сеть проезжается ровно за три часа (180 минут) почти по тому же маршруту, что и две недели назад в воскресенье днём. Отличие только в отсутствии заезда на кольцо у Щукинской - пересадка делалась с 30-го на 28-й на улице Курчатова.

Для перемещения между сетями был выбран вариант с метро (Дмитровская - Бибирево) и автобусом (618 или 771, Метро "Бибирево" - Кожгалантерейная фабрика).

30406 М09 09:10-09:23 Дмитровская - Бибирево
03171 618 09:26-09:35 Метро "Бибирево" - Кожгалантерейная фабрика

Вариант перемещения при помощи монорельса рассматривался, но был отвергнут по причине потребности ещё примерно в получасе времени на двухкратный проезд 17-го маршрута. В будущем, когда сети объединятся через коридор и инфраструктуру монорельса? это будет единственный вариант трамвайного марафона, но сегодня на повестке стоит минимизация затрат времени.

Итак, поехали по городской сети, многих участков которой я не видел уже более пяти лет.

2608 17 09:38-10:15 К/ст Медведково - К/ст Останкино
2122 11 10:20-11:28 К/ст Останкино - К/ст 16-я Парковая улица
5337 34 11:29-11:55 К/ст 16-я Парковая улица - Метро "Семёновская"
маленький технический перерыв 11:55-12:05
5349 36 12:09-12:35 Метро "Семёновская" - К/ст Детский санаторий
5277 02 12:39-13:01 К/ст Детский санаторий - Богородское

Здесь происходит поломка ожидаемого мной вагона 4 маршрута - единственная за весь день. В результате неисправный вагон заталкивается на запасной путь кольца, а я жду 4-й ещё один интервал.

2127 04 13:13-13:36 Богородское - внешнее кольцо - Метро "Преображенская площадь"
2639 04 13:37-13:40 Метро "Преображенская площадь" - Трамвайное депо им. Русакова
2120 07 13:44-14:23 Трамвайное депо им. Русакова - Нововоротниковский переулок
2305 19 14:24-14:30 Нововоротниковский переулок - Сущёвская улица / улица Палиха
2321-2322 09 14:36-14:53 Улица Палиха / Сущёвская улица - вокруг МИИТа - Метро "Белорусская"
2322-2321 09 14:57-15:02 Метро "Белорусская" - Площадь Борьбы
2151 07 15:03-15:26 Площадь Борьбы - Комсомольская площадь
5074 37 15:28-15:39 Комсомольская площадь - Денисовский переулок
4296 45 15:49-16:15 Денисовский переулок - Новоконная площадь
4296 45 16:20-16:35 Новоконная площадь - Музей им. Андрея Рублёва

Далее было решение одной технической проблемы выходного дня - пеший проход по линии от Андроньевской площади через Костомаровский мост до Курского вокзала. В будни здесь ходит редкий маршрут №20, а в выходные дни только деповские рейсы маршрута №24. Каких-либо вариантов проехать по этой линии на трамвае днём в выходной день не имеется. Если вы знаете о дневных деповских рейсах 24-го маршрута - напишите мне, я попробую переделать график марафона так, чтобы в него был включён этот рейс.

Дойдя пешком до Сыромятнического тоннеля я решил не ждать каких-либо вагонов, а быстро двигаться дальше - до Курского вокзала. Мне повезло: 24-й прибыл на вокзал задолго до моего подхода к Сыромятническому тоннелю и просто отстаивался там, отправившись в Новогиреево через минуту после моего прихода на Курский вокзал. Останься я ждать трамвай у Сыромятнического тоннеля к Курскому вокзалу - я смог бы уехать только следующим 24-м.

4093 24 16:45-17:42 К/ст Курский вокзал - К/ст Новогиреево
5067 37 17:52-18:14 К/ст Новогиреево - Улица Плеханова
5121 34 18:18-18:38 Улица Плеханова - Метро "Семёновская"
маленький технический перерыв 18:38-18:48

Далее случились два серьёзных пригрешения, скорого выхода из которых я не видел.

Во-первых, я не знал что 46-й при движении на юг полностью проезжает кольцо на Семёновской (рассчитывать на 2 и 43 я уже не мог - слишком долго ждать), поэтому я прошёл почти всё кольцо пешком и только достигнув остановки на кольце я понял, что уехать в нужном мне направлении можно только отсюда (43 и 46), а 46-й сейчас прибудет. На будущее: можно пройти по Измайловскому валу вниз от кольца на ~100 метров и сесть на 46-й на остановке Измайловский вал, проехав сразу кольцо и направившись на Госпитальный вал.

Во-вторых, я проехал Авиамоторный узел два раза транзитом, не выходя из вагонов. При такой схеме проезда без какого-либо посещения оказывается короткая 300-метровая линия по Авиамоторной улице с односторонним движением 32-го трамвая (от к/ст Проезд Энтузиастов к Партизанской, обратно 32-й идёт по Авиамоторному проезду), а также остаётся без заезда к/ст Проезд Энтузиастов. Единственная возможность охватить оба объекта сразу (и только так!) - прибыть на к/ст Проезд Энтузиастов (можно пешком от остановки "Завод Компрессор") и сесть на 32-й, проехав до Лефортовского рынка. В общем, узел сложноват и может потребовать 10-15 минут времени сверх его простого транзитного проезда.

5479 46 18:58-19:33 Метро "Семёновская" - Кинотеатр "Победа"
4081 12 19:41-19:53 Кинотеатр "Победа" - Метро "Дубровка"
4350 43 20:05-20:12 Метро "Дубровка" - К/ст Угрешская
4132 43 20:22-20:36 К/ст Угрешская - Метро "Пролетарская"
4086 35 20:42-20:50 Метро "Пролетарская" - Зацепская площадь
1363 03 20:58-21:15 Зацепская площадь - Метро "Чистые Пруды"
1278 39 21:17-22:05 Метро "Чистые Пруды" - Метро "Университет"
1149 26 22:13-22:55 Метро "Университет" - Калужская площадь (перед депо)
1290 47 23:10-23:47 Калужская площадь (перед депо) - К/ст Нагатино
4140 35 23:48-00:09 К/ст Нагатино - Метро "Нагатинская"

Третье пригрешение в моём марафоне - невозможность проезда ~150 метров до основной остановки Калужская площадь из-за начинающейся с 22:00 ночной расстановки трамваев прямо на улице вдоль депо. Разворот заканчивающихся здесь маршрутов с этого времени осуществляется через южные ворота депо, здесь же располагается остановка.

Как отмечалось выше, в 00:13 у метро "Нагатинская" я мог сесть на последний рейс 16-го маршрута (то была Татра с номером, если не ошибаюсь, 1316 или 1318) и около 00:48 прибыть на к/ст Улица Академика Янгеля. Как вариант, раз улица Янгеля не устраивает - доехать до метро "Чертановская", откуда я бы ещё успел на свои поезда метро. Но, с учётом указанных выше пригрешений, это не было бы полным марафоном, поэтому, уже начавши мёрзнуть, я решил проводить этот 16-й, остановил запись трека, спустился в метро в 00:15 и поехал домой.

Как видим, кроме единственного случая со сломавшимся вагоном, за этот выходной день я не попал ни на один сбой в движении! Это показывает высокую предсказуемость времени и самого факта поездки в выходной день. В будний день такой трамвайный марафон, боюсь, абсолютно нереален.

5. Технические параметры

Ходомер MyTrails показал следующее:

- пройденная дистанция по северо-западной сети - 45.6 км, время - 3:00,
- средняя скорость по северо-западной сети - 15.2 км/ч,
- максимальная мгновенная скорость по северо-западной сети - 56 км/ч (Строгинское шоссе),
- минимальная и максимальная высоты по северо-западной сети - 120 и 174 м н.у.м. (не факт что точно),
- суммарный подъём по северо-западной сети - 159 м (не факт что точно),

- пройденная дистанция по городской сети - 178.8 км, время - 14:35,
- средняя скорость по городской сети - 12.3 км/ч,
- максимальная мгновенная скорость по городской сети - 57 км/ч (вероятно, где-то на 39-м маршруте),
- минимальная и максимальная высоты по городской сети - 109 и 233 м н.у.м. (не факт что точно),
- суммарный подъём по городской сети - 4329 м (не факт что точно).

Суммарная дистанция - 224.4 км, суммарное время (без учёта секции метро-автобус между сетями) - 17:34, средняя скорость - 12.8 км/ч.

При добавлении недостающих ~10.5 км и ~35 минут Чертановской линии, от проезда по которой я отказался, получим значения в ~235 км, ~18:10 и ~12.9 км/ч.

Такая большая разница между северо-западной и городской сетями объясняется, во-первых, более высокой долей перепробега и лишних пересадок на городской сети, во-вторых, более высокой частотой движения, низкими интервалами и более высокими скоростями движения на северо-западной сети.

Треки (формат .gpx): северо-западный, городской (городской трек заканчивается на 4 минуты раньше, в момент t=14:31, видимо я что-то не то нажал).

В плане подвижного состава мною было использовано 37 вагонов (могло быть 38), из них: КТМ-19 разных модификаций - 22 (доля 59%), Татры модернизированные различный модификаций - 6 (могло быть 7), Песцы - 6, КТМ-23 - 2, ЛМ-99А - 1. В процессе мне встретились несколько КТМ-8 и ЛМ-2008, но я на них не ездил.

В плане маршрутов мною было использовано 27 различных из имеющихся 46: 2, 3, 4, 6, 7, 9, 11, 12, 15, 17, 19, 23, 24, 26, 27, 28, 30, 31, 34, 35, 36, 37, 39, 43, 45, 46, 47 + мог быть использован 16.

6. Впечатления от увиденного

Около половины трамвайной сети я не видел уже более пяти лет, по некоторым линиям ездил в последний раз годах в 2007-2008. Много изменилось, но кое-что осталось как прежде.

В последние лет 15 выходные дни стали единственными, когда транспортные системы двух главных московских перевозчиков - метрополитена и мосгортранса - работают практически без сбоев, а время поездки, за исключением позднего вечера, становится более или менее предсказуемым. Именно по этой причине метро- и трамвайный марафоны проводились мной в выходные дни и в обоих случаях сбоев, аварий, задержек и машин на путях как таковых действительно не было.

В выходной день на большинстве маршрутов наблюдалась умеренно низкая наполняемость вагонов, 90% времени я ехал сидя и за исключением трёх-четырёх случаев (17, 24/37/34 в Новогирееве, 36 в направлении Метрогородка) в вагонах всегда были свободные места. На северо-западной сети, с её высокой долей выпуска песцов с их ~60 посадочными местами, проблемы отсутствия сидячих мест на основных маршрутах вообще нет.

Трамвайный контингент за 10-15 лет принципиальных изменений не потерпел, разве что все слои публики (дети, подростки, студенты, молодёжь, взрослые, пенсионеры, старики, даже алконавты) стали выглядеть более прилично и вести себя более прилично.

В плане подвижного состава восток города дружно пересел с КТМ-8 на КТМ-19, юг города остался наполовину на Татрах (правда, модернизированных), наполовину, как и восток, пересел с КТМ-8 на КТМ-19. Как прежде, выделяется образцово-показательный 17-й маршрут с уникальными для города в целом КТМ-23. Северо-запад наполовину перешёл на современные европейские вагоны, наполовину остался на Татрах (также модернизированных), но там завелась и горечь в виде ЛМ-99 на 27-м.

В наиболее лучшем состоянии находятся Татры и Песцы, в нормальном - КТМ-23. Что касается главной рабочей лошадки Московского трамвая - КТМ-19 - то их состояние напрямую зависит от конкретных депо. В Октябрьском депо, пожалуй, самое худшее состояние, в Русаковском - от плохого до хорошего, в Апаковском и Бауманском - среднее. ЛМ-99 вне зависимости от состояния... ну понятно :)

Без турникетов сегодня работают 17-й маршрут (КТМ-23) и 60 современных низкопольников на ряде маршрутов северо-запада. Все остальные маршруты и вагоны работают с турникетами. Сколь-либо серьёзных задержек из-за турникетов (посадка более минуты) кроме узловых остановок с большим количеством садящихся не наблюдалось. Однако, на узловых остановках, у станций метро посадка может занимать и 2, и даже 3 минуты, что для трамвая - много. Шаг за шагом, эту дурь надо убирать и устанавливать в каждом вагоне по плоскому валидатору на каждую дверную створку: тогда и посадка будет проходить быстро, и заполняемость самих вагонов будет более равномерной. Собственно, опыты на 17-м маршруте и на северо-западной сети это подтверждают.

Теперь о самом интересном - фактической сегрегации сети по путевой инфраструктуре, скоростям движения и графикам движения.

Северо-западная сеть всегда работала относительно хорошо, имея высокую долю обособленных и изолированных путей, удачную маршрутную сеть, отсутствие автобусного или маршруточного дубляжа основных линий. Сейчас, по мере проведённых ремонтов путей, появления первых платформ, расширения маршрутного предложения и появления современных европейских вагонов эта сеть стала ещё лучше. Как регулярный её пользователь могу подтвердить, что все плюсы использования трамвая в выходной день в целом характерны и для буднего дня. Достаточно хорошо также работал и 17-й маршрут, различные "эксперименты" над которым проводятся уже порядка 15 лет и "вылизавшие" его до абсолюта в рамках сегодняшних реалий Московского трамвая.

Вся остальная сеть трамвая, от ВДНХ до Чертанова была достаточно однородной, с типовыми проблемами и типовым характером работы линий и маршрутов в стиле "может доедешь, а может быть и нет".

В прошедшую XVI пятилетку был "вылизан" ещё один маршрут - 13-й, от Комсомольской площади до Метрогородка. Магистральная Сокольническая трамвайная линия, работавшая в режиме совмещёнки посреди широкой магистрали с 1875 года была обособлена, построены платформы, увеличены скорости, продлены старые и введены новые маршруты, у линии появился стабильный пассажиропоток. Из минусов - разве что подвижной состав. Модернизация этой линии в целом "подтянула" весь Сокольнический куст линий: стали гораздо лучше работать 2-й, 4-й, 7-й маршруты, повысились скорости, местами отремонтированы пути, время ожидания маршрутов умеренно-нормальное.

Существенно улучшилась работа южной части сети. Серьёзной реконструкции подвергся, видимо, только 26-й маршрут, на других линиях были проведены ремонты путей. В начале 2000-х бывало, сядешь в какую-нибудь раздолбанную Татру на 3-м или 26-м и плетёшься, мёрзнешь из-за отсутствия нормального отопления, утыкаешься в пробку какую-нибудь... Сейчас же на большинстве участков натуральные трамвайные гонки! Проехать за 48 минут от Чистых Прудов до МГУ на трамвае - да когда такое было? Варшавское шоссе и часть Нагатинской линии также хороши. Но мне не очень повезло на 26-м, где я попал в длинную "красную волну" светофоров, а Нагатинская линия поздним воскресным вечером работала в формате "мы с Тамарой ходим парой", причём в один момент даже не парой, а тройкой - друг за другом тянулись 49-й, 35-й и 47-й. Для такого времени суток это недопустимо. В целом, в этом секторе есть ещё над чем поработать, но положительные изменения уже налицо!

Наконец, главное разочарование: жизнь в большом "октябрьском" секторе трамвайной сети принципиально не изменилась. От Бауманской и Семёновской и до Новогиреева и Угрешской трамвай как работал в режиме "так себе", так и остался таким. Виной тому отсутствие сколь-либо протяжённых реконструированных линий, высокая доля совмещённого полотна, иногда - недостаточный выпуск вагонов и большие интервалы.

Двумя главными разочарованиями стали Новогиреевская и Угрешская линии.

Линия в Новогиреево - магистральная, стержневая, с 3-5 маршрутами, вдоль шоссе Энтузиастов и далее почти по оси района. В воскресенье вечером она работала из рук вон плохо. 24 и 37 частенько замечались в уже упомянутом режиме "мы с Тамарой ходим парой", 34 вообще имеет атомные интервалы (15 минут и более), а шоссе Энтузиастов, которое хочет превратиться в так называемый "скоростной трамвай" - большая пародия на самого себя. Кроме того, внутри Перова и Новогиреева совершенно не отрегулированы светофоры: поездка в обе стороны по этой линии превратилась в разнотаймерные стояки перед красным сигналом и дёргания перед или после остановок. Наконец, деталь конкретно моей поездки: прибываю на 24-м в Новогиреево, там стоит один вагон в тупике и один 37-й. Задолго до прибытия был один встречный - другой 24-й. Стою 10 минут, жду хоть чего-нибудь: выезжает 37-й, набивается в мясо уже на конечной, едет, вслед за ним едет 24-й. Первые встречные были отмечены уже сильно за метро "Новогиреево", в том числе 34-й, который каким-то чудом смог нагнать своё отставание уже ближе к метро "Шоссе Энтузиастов".

Угрешская линия в выходной день представлена очень редким 43-м (интервалы в районе 19-20 часов - до получаса!) и не менее редким 12-м, который, впрочем, мне был малополезен, так как до Угрешской не доезжает. Эпичным выглядит табло на Дубровке, отсчитывающее в выходной день время ожидания работающих только в будни 20-го и 40-го... Вообще, 43-й является довольно важным маршрутом на большей часть своей трассы (на Госпитальной линии он - непосредственный помощник 46-го, отправляющийся от Семёновской с той же остановки, что и 46-й, участок Волочаевская - Пролетарская вообще не имеет никакой разумной альтернативы, так как 45-й подло уезжает в какие-то Калитники без метро, про вывоз из Дубровки и с Угрешской я вообще молчу). Возможно, такой режим работы связан с вечерними обедами, так как на Угрешской я видел отстаивавшийся вагон и потом уехал на нём, но интервалы в 20-30 минут в любом случае не дело. Сама к/ст Угрешская в плане публики оказался дико колоритным местом! Я думал что встречу там пару рабочих с местных предприятий и пару гостей из Средней Азии, но в реальности в вагон на Угрешской забилось порядка 25 человек, в том числе постояльцы расположенной рядом с к/ст гостиницы, много разных рабочих, несколько прилично одетых дядек в костюмах, много молодых девушек из Средней Азии, один негр и группа прилично ведущих себя алконавтов. Не ожидал такой пёстрой публики!

Подводя итоги, выделю три самых понравившихся и три самых непонравившихся линии.

Лучшие:

1 - Живописная линия (северо-запад, м-ты 28 и 31)
2 - Медведковская линия (север, м-т 17)
3 - Сокольническая магистраль и Сокольническое кольцо (северо-восток, м-ты 2, 4, 7, 13, 36)

Худшие:

1 - Новогиреевская линия (восток, м-ты 8, 24, 34, 36, 37)
2 - Угрешская линия (юго-восток, м-ты 12, 43)
3 - Нагатинская линия (юг, м-ты 35, 47, 49)

Чего очень бы хотелось в плане маршрутной сетки?

Во-первых, изменить маршруты в районе Абельмановки. 20 запустить от Курского вокзала до Новоконной площади ежедневно в качестве местного вывозного к метро, 45 от Абельмановки направить к метро "Пролетарская" и далее... хотелось бы до кольца на Павелецкой или по восстановленной линии до Автозаводской, так как на Угрешской вполне достаточно 12 и 43, но оба должны ходить именно до Угрешской, чтобы с неё можно было уехать с разумным временем ожидания. Ежели 43 продолжит ходить со столь атомными интервалами, то есть смысл разменять его с 32 по конечным Партизанская/Семёновская.

Во-вторых, в районе МИИТа сформировался какой-то бардак с маршрутами. Сейчас имеется достаточно подвижного состава чтобы запустить 9 по трассе прежнего 19 в виде линейного маршрута Лесная - вокруг МИИТа - Новослободская, 7 перенести с Перуновского переулка в объезд МИИТа, а современный 19 либо отменить, либо оставить его пиковым вспомогательным a-la 7к.

В-третьих, хорошо бы объединить маршрут Б с 25-м, организовав сквозной проезд через Сокольнический узел. Вообще, мне показалось, что для выходного дня Б ходит слишком часто, но, видя что с 24-м творится, это ему в плюс.

Итог

Результатом марафона в целом доволен - доказана возможность его осуществления за один день. В скором будущем я проведу отдельный объезд южной части сети в целях замеров требуемого времени и просто осмотра мест, где давно не был (в прошедшем марафоне все участки южной сети пришлись на тёмное время суток). А в дальнем будущем я бы хотел осуществить задуманное в полном объёме - объехать 100% сети, уложиться в 19 часов и чтобы не было указанных выше трёх пригрешений. Если ещё и через Костомаровский мост начнётся движение по выходным, то будет ещё лучше!
 

Москва, трамвай, спортивная забавка, статистика

Previous post Next post
Up