(no subject)

Aug 02, 2015 14:32

Вчера была на спектакле "Леди Макбет нашего уезда" с Елизаветой Боярской в главной роли. У меня теперь язык не повернётся говорить о семейственности и протекции в искусстве. Нет, это большая, очень талантливая русская актриса, темпераментная, глубокая и самоотверженная. У неё большое будущее.
А вот о спектакле впечатление сложное. Сразу скажу, что, в отличие от многих сидевших в зале, мне есть с чем сравнивать. Очень давно посчастливилось видеть этот спектакль (только он назывался "Леди Макбет Мценского уезда") в театре имени Маяковского в Москве, поставленный Гончаровым, с блистательной Натальей Гундаревой в главной роли. Был ещё фильм с Андрейченко и Абдуловым, но мне он не понравился. Кроме того, я сама не раз проводила уроки по очерку Лескова и знаю текст досконально.
Этот очерк написан мастерски, с тончайшими психологическими нюансами. На уроках мы подробно его обсуждали, а вступлением к разговору я давала русские народные песни, от разудалой и легкомысленной "Виновата ли я?" до трагичной "Я его любила".
Спектакль Гончарова, несмотря на трагическое содержание, - это спектакль-песня, спектакль-праздник, яркий, показывающий прекрасную и страшную одновременно необузданность русской души, украшенный павлово-посадскими платками, песнями и великолепной игрой актёров.
Кама Гинкас выбрал другую трактовку. В центре - Катерина Измайлова, страстная, неординарная натура, мающаяся от скуки в затхлом мирке купеческого дома. Весь антураж на сцене давит грубой материальностью: розвальни, табуретки, неуклюжий стол, пыльные тулупы, сапоги. Чтобы вырваться из этого осточертевшего кошмара, Катерина бросается на шею первому попавшемуся дешёвому ухажёру, обольстившему её лакейскими комплиментами и нешуточным напором. Она совершает три убийства, что в спектакле показано подробно и страшно. Но это её воля, её выбор. Конец же - тюремная история с бесчеловечным предательством Сергея и гибелью героини в реке в обнимку с соперницей - скомкан до предела и прозвучал невнятно. Боюсь, что многие в зале, кто не читал очерка Лескова и не видел даже старого фильма, так и не поняли, чем дело кончилось.
А ведь у Лескова героиня не просто преступница, но ещё и жертва, особенно в финале. Всё то страшное, что она совершила, она делает только с одной целью - спасти любимого Серёженьку, дать ему всё, что он пожелает. А он, как опытный манипулятор, только дёргает за нужные ниточки. Этого у Гинкаса практически нет. Но всё равно спектакль зрители приняли восторженно, и крики "браво" в конце были вполне заслуженны.














Израиль, театр, Хайфа

Previous post Next post
Up