Единство - понятие прежде всего ментального, идеологического свойства. Едины те, кто ощущает себя таковыми. Россияне едины не потому, что так написано в паспортах, а потому что у них есть общие ценности: независимость государства, героическая история, сохранение традиций и т.д. и т.п.
Так вот. Русские с армянами в определенной степени едины. Веками живем рядом, исповедуем христианство, одинаково хорошо умеем воровать и т.п. То есть идеологическая почва для единства есть. Есть общие ценности. Потому русские с армянами всегда будут жить в одной стране.
Но какие у нас общие ценности с чеченцами? С дагестанцами? Я думал-думал, да так и не надумал. При СССР нас с ними худо-бедно скрепляла идея единого советского народа, марксизма-ленинизма. То есть советская идеология. А что скрепляет нас сейчас? Что?
Руское националистическое движение набирает силу громадными темпами. Это ответ на процессы, идущие в северокавказских республиках: стремление населяющих Северный Кавказ народов объединиться на основах национальной идентичности. Все эти лезгинки на улицах - следствие данного процесса. То есть национализм возрастает - и у них, и у нас.
Я не говорю, хорошо это или плохо. Я констатирую факт. И остановить разрастание националистических настроений может только одно: общая объединяющая идея. А ее нет. Путин не способен ее сгенерировать и тем более воплотить.
Значит, Чечня и, думаю, Дагестан с Россией в конце концов не будут. Конечно, сотни тысяч представителей этих народов живут по всей России. Чем все это кончится? Боюсь даже предположить.
На такие мысли меня натолкнуло вот это письмо.
http://topwar.ru/2578-o-chechne-otkrytoe-pismo-terskogo-atamana-putinu.html