А ведь КПСС была права, когда применяла понятие «безыдейное искусство». То есть искусство, лишенное идеи, живого содержания, смысла. Правильное понятие.
Залез я сегодня Вконтакт послушал несколько краснодарских групп. Содержание песни: пришел я к врачу, вырвал зуб, и сейчас я сосиску съесть не смогу, а завтра смогу. 4 куплета.
В других песнях вообще какой-то набор слов: «ходили, летали, мы где-то по рекам, мы знали, мы где-то по водам, не птицы» и т.д. и т.п. Чушь.
Другой вопрос, что КПСС использовала правильное понятие, но зачастую не к тем, к кому надо. В советские годы к безыдейному и чуждому искусству относили русский рок. А ведь в его недрах появились высокие образцы поэзии: Цой, умевший создать простыми средствами глубочайшие образы, БГ, обладающий уникальным поэтическим языком и не менее своеобразным голосом.
Или взять, к примеру, панк-рок. Своим содержанием он провозглашает антикрасоту, то есть уродство. Но в этом тоже есть идея и определенная логика, определенная сторона мировой природы. И это тоже искусство.
При всех запретах и Цой, и БГ, и панки нашли дорогу к слушателю, потому что их искусство было глубоко идейным. И КПСС этому помешать не смогла. А вот все действительно безыдейное отмерло и забылось. Где вы, советские ВИА?
Услышанные мной краснодарские группы - как раз повод применить это понятие верно. Эти песни - торжество безыдейности. Духовная пустота. Бессмыслица. Ни о чем. Эти песни легко доступны в интернете, но никому не нужны. Ибо бездарны (названия групп деликатно пропускаю).
Впрочем, деятельность КПСС в художественной сфере вряд ли можно оценивать однозначно. Вот вам пример идейного искусства на советском ТВ. Красивые стихи на красивую музыку в красивом исполнении красивой женщины. Помянем КПСС.
Click to view