Как бы ни восторгались мы сверхновыми звездами с их ультраоригинальностью, они всегда есть порождение традиции. Ну а сегодняшний герой нашей встречи Антон Пайкес и вовсе не скрывает, что является порождением русского акустического рока. Правда, сейчас этот рок идет из подвала на митинговые трибуны, превращаясь в политическую публицистику. И сегодня рокеру не отделаться наивной «Восьмиклассницей», глядя на бушующие людские массы. Антон Пайкес поет о новой Пражской весне, Интернационале нулевых и прочих вещах, запрещенных на большой сцене. Но что нужно продать современному рокеру, дабы не попасть под каток системы? На эти и другие темы мы сегодня и говорим с Антоном.
estitov:
Антон Пайкес. Откуда у тебя такая традиционная для России фамилия?
Антон Пайкес:
О, это древняя история. Мой пращур после Революции был послом в Латвии. Там ему дали такую кличку. Так что это его рабочий псевдоним. Но он ему так понравился, что вот теперь у нас такая фамилия. По крайней мере, так гласит семейная легенда.
estitov:
Я удивляюсь. Твое творчество своим пафосом прямо отсылает нас к Егору Летову, Янке Дягилевой и прочим столпам русского акустического рока. Но ведь тебе всего 23... Почему вдруг акустический рок, а не рэп-машинка?
Антон Пайкес:
Ну, во-первых, рок никуда не делся, он всегда рядом. Сейчас в России растёт много исполнителей, воспитанных именно на такой музыке. Рэп, если его правильно применять, безусловно является отличным оружием. Он даёт возможность быстро зачитать много текста. Но ему, на мой взгляд, не хватает экспрессии, не хватает вот этого яростного боя по струнам, окровавленных пальцев и всего такого. А песни под одну гитару - это максимальная свобода передвижения, ты всегда со своим инструментом, всегда готов к бою.
estitov:
И всё же. Нойз МС ― синтез рэп-электрики с роком. И это оказалось востребованным в шоу-бизнесе. Не кажется ли тебе, что твое творчество старомодно? Что это просто реминисценция из 80-х, случайно затесавшаяся в современность?
Антон Пайкес:
Да ну нет, конечно. Я же не лезу на большую сцену. Не потому, что я их всех считаю попсовыми ублюдками, вовсе нет. Просто их возможности несоизмеримо выше. Я выбрал свободу и манёвренность, кто-то выбирает проработанность каждого своего шага по сцене, крупные залы и чётко выстроенный звук. А песня под гитару, она никогда не умрёт, просто потому, что гитара есть у большинства музыкантов, даже если они баянисты. Возможно, рано или поздно появится желание лезть на большую сцену, но пока я доволен и малыми клубами.
estitov:
Словом, тот, кто в 15 лет убежал из дома, вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе. Кстати говоря, Нойз, если помнишь, попал в Волгограде в ментовку и в итоге извинился перед ментами. И после этого ему был обеспечен большой эфир. Как ты относишься к этой ситуации?
Антон Пайкес:
Я вижу другое. Я вижу, что он зачитал на камеру извинения, а потом по этому здорово проехался. Его основной плюс в том, что чтобы ни сделали ему власти ― он в выигрыше. Его закрыли ― внимание на Нойза, он извинился ― все ждут, что он выйдет и расскажет про то, как на него давили. Он рассказывает и все довольны, ведь он в очередной раз доказал, какой ужас творится в стране. Он ― поэт-обличитель, и этим силён. В любое смутное время должен быть такой, с большой сцены читающий пасквили. Мы ― более маргинальны, он ― более популярен, но дело мы делаем одно. А его больших эфиров, кстати, я так и не увидел.
estitov:
Я имел ввиду MTV. Ну да ладно. Ведь ты поешь не только под гитару, есть записи с ансамблем. Кто аккомпанирует?
Антон Пайкес:
Я сам. Я прописываю партию за партией, свожу всё это дело. Но это, знаешь, такой способ усилить атмосферу. Я записал альбом «Депростишия» полностью на основе подростковых стихов. Они яростные, мрачные, депрессивные, но это тоже я, я таким был и этого не стыжусь. Конечно, тогда было время, когда я сильно увлекался Егором, Янкой, поэтому музыка несколько напоминает тот же «ГрОб», но, надеюсь, на плагиат это не похоже. Несмотря на то, что у меня вокал похож чем-то на летовский, мотивы моего творчества совсем иные. Но о разнице можно было бы написать диссертацию, и если кто-то решит, что я выезжаю на чужой манере, тут уж не переубедишь. Можно только послать. Я, кстати, голос специально не ломаю, он у меня действительно такой вот, чем-то похожий на Егоровский.
estitov:
Можно ли сказать, что ты панк? И как ты вообще определяешь свой жанр?
Антон Пайкес:
Да как хочешь, так и называй. Панком был, панковал некоторое время, но тут понимаешь, какая штука. Я всегда почему-то выбиваюсь из любого общества, даже если наши интересы и схожи. Забавный пример: панки меня всегда называли металлистом, а металлисты ― панком. Меня всегда от любого микро-общества что-то отличает, всегда чего-то не хватает, чтобы стать своим в доску. Так и в музыке. Ты можешь меня хоть бардом назвать, и в теории это правильно. Я с гитарой, играю пусть не на трёх, но на семи аккордах. Но сюда не вписывается манера исполнения и тексты. А панк-рок ― это нечто совсем другое. Панк ― это достаточно примитивные злые тексты, что, надеюсь, мне тоже не очень свойственно. Я не эпатажен, поэтому не могу орать три минуты слово из трёх букв и называть это песней.
estitov:
Ну если брать панк как идеологию, то ты очень даже протестен. Ты отрицаешь налаженный сытый быт. Интересно, на митинги «За честные выборы» ходишь?
Антон Пайкес:
О, сейчас начнётся. Да, хожу. И вот только не надо в меня тыкать Госдепом и либералами. Это я к читателям, не к тебе. В общем, дело вот какое. Те, кто говорит про Госдеп ― это понятно, это болванчики, которые верят в огромного и страшного врага Великой России. Внешний враг ― он существо такое, что может сплотить кого угодно, даже если он и иллюзорен. И некоторые личности этим успешно пользуются. С либералами сложнее. Я их не поддерживаю, не особо люблю, но общество в Москве таково, что выходит на улицы не пролетариат, а средний класс, люди обеспеченные. Их интересует, прежде всего, уважение к их правам, а не поиски пропитания. Либералы воюют именно за это. Я тоже не против того, чтобы мои права были гарантированными, причём априорно, а не потому, что власть решила проявить мягкость. Поэтому, в данный момент я готов объединяться в уличных акциях с либералами и даже умеренными националистами. Ничего не поделать, обеспечение первичных прав человека требует кооперации.
estitov:
Вот Юрий Шевчук на митингах и поет, и речи толкает. Насколько допустимо музыканту петь на митингах? Ты бы сам спел?
Антон Пайкес:
Спел бы, конечно. Когда готовили Буревестник, я напрашивался, писал Удальцову, но, видимо, я слишком неизвестен и незаметен, чтобы быть допущенным на сцену. Или просто слишком поздно написал. В любом случае, думаю, если совесть тебе говорит, что вот эти мёрзнущие люди в данный момент и твои сторонники тоже, ничто не должно тебе мешать перед ними выступить.
estitov:
А супруга как к твоему занятию относится? Женщины ведь мечтают о квартире в десять комнат.
Антон Пайкес:
Ну, не знаю, как там квартира в десять комнат, но, конечно, когда из-за музыки в доме начинается бардак, это её раздражает. Я, как любой самец Хомо, могу выключаться из жизни на долгое время в поисках нужного звука и нужных аккордов, и это сложно. Да и, понимаешь, я не совсем уверен, что то, что я играю, нравится многим представительницам прекрасной половины человечества. Оно грубовато, что ли. Но супруга на то и супруга, чтобы поддерживать и помогать, разве нет?
estitov:
Надеюсь. Прошедшее десятилетие было временем антиромантики. Временем выживания и закрепеления капиталистических ценностей. Мало кто мечает стать рокером. Все больше мэром или хотя бы прокурором. Как ты думаешь жить? На зарплату рокера?
Ну, в наше время у рокера нет зарплаты. Да и была ли? Но вот по поводу капиталистических ценностей ― это я тебя огорчу. Это не так. Ими болели представители поколения пепси, лет на десять старше меня, которые в девяностые уже вставали на ноги, начинали делать первые свои деньги. Я же в девяностые был ещё маленьким, стремления к деньгам особого не впитал. Конечно, хорошо посидеть в кафе и поговорить о дальних странах, но если нет денег на дальние страны ― не беда, и так проживём. Да и работать я всё-таки собираюсь. А ещё есть у меня средство массовой информации, культурно-музыкальное, пока маленькое, но мы растём. Так что, авось, с финансами всё будет нормально. Всё банально до одури ― есть то, с помощью чего ты живёшь, и есть то, для чего ты живёшь. Главное - не перепутать.
страница Антона Пайкеса
http://vk.com/hozport