Я его видел в гробу: отечественное ТВ и похороны патриарха

Dec 11, 2008 01:42

«Забудь о кризисе, думай о патриархе» - слоган российского телевидения последних дней. Включаю первый канал - в прямом эфире хоронят Алексия Второго, РТР - тоже самое. В надежде уйти от заупокойного настроения включаю НТВ - опять хоронят, но уже Сталина. За прошлый и нынешний века в сфере отечественного ТВ возник целый жанр, «телевизионные похороны». Его традиции берут начало еще со смерти Ленина, снятого в гробу на допотопную кинокамеру. Растет мастерство, оттачиваются детали, совершенствуется аппаратура. Но суть не меняется.

Смерть светского или церковного начальника каждый раз возводится до уровня вселенской трагедии, мировой катастрофы. Еще недавно выразительные ракурсы скорбящих россиян плыли по экранам на массовом перфомансе под названием «похороны Ельцина». На похоронах Алексия Второго телевизионщикам можно было не мучатся и использовать прежние кадры: издалека гробы сильных мира сего одинаковые.

Если что-то и можно увидеть, то в исторической перспективе. Российское население постоянно бросается в крайности. В 1917 году рушили храмы, плевали в иконы и убивали священников. Теперь с тем же неистовством лобызают умершего патриарха. Так же, например, с казачеством. Сначала его истребляли и затаптывали. Теперь возрождают до посинения, словно в казачьих регионах других этносов нет.

Золотая середина хронически отсутствует. А значит, отсутствует истина. По-настоящему верующие люди встречались только в советское время. Веровать запрещалось, а они молились. За веру преследовали в парткоме, а они крестили детей. Истинная вера рождается в гонениях: начиная с раннехристианских времен, она всегда оппозиционна. А прийти и поцеловать мертвое тело вместе с Медведевым и Путиным - это не вера, это мода. В советское время истинно верующих были единицы. Сегодня при набитых храмах их количество все равно осталось прежним.

Сам собой рождается вопрос: почему я, отнюдь не самый верующий, должен несколько дней наблюдать церковного покойника на государственном ТВ? Умер Алексей Ридигер, 79 лет. Земля ему пухом. Не будем вдаваться в странные подробности его биографии - об Алексие как агенте КГБ и так написано немало (достаточно забить имя и фамилию в интернет-поисковик). Понятно, что по церковным канонам хоронить высшего начальника положено чуть ли не всю рабочую неделю. Но ведь я живу в светском государстве по светским законам. Вернее, должен жить.

Между тем, с каждым годом это становится все труднее. Культура телевизионных мертвецов стала прочной чертой российского общественного сознания. Что ждет граждан страны, работающей в стиле массовых похоронных шоу, даже страшно подумать.
Previous post Next post
Up