Классическая, всем известная униформа горничных, состоящая из скромного закрытого платья с длинными рукавами, белого фартука и наколки на причёске из белой ткани или кружева, сформировалась только в XIX веке.
Charles Léon Cardon, Master with flowers and a maid, 1880
Простые платья прислуги, единственными украшениями которых были белые воротнички и фартуки, резко контрастировали с нарядами господ. Служанку не возможно было принять за члена семьи именно благодаря специфической одежде.
В XVIII веке и в предшествующие периоды строго регламентированной формы одежды для женской прислуги не существовало. Часто служанки носили или собственную одежду, сшитую на более чем скормные средства, или донашивали платья с "барского плеча", вышедшие из моды, чем-либо испорченные или просто надоевшие состоятельным дамам.
Служанки из богатых домов меняли платья в течение дня: до обеда полагалось светлое, в послеобеденное время - тёмное, часто чёрное платье. В одежде прислуги не допускались такие "формообразующие" каркасные элементы как кринолин или турнюр, необходимые для модного силуэта, однако, на фотографиях и иллюстрациях 19 - начала 20 века заметно, что форма рукавов, покрой лифа и часто форма юбки соответствовала господствующей моде.
Если в доме было много прислуги, обязанности распределялись. Старшая горничная выполняла личные поручения хозяйки, младшие горничные занимались уборкой комнат и выполняли разнообразную работу по дому. Но часто все обязанности ложились на плечи одной единственной служанки...
Кабинетная фотография, 1894-96 гг.
Такие образы запечатлены, к примеру, во французской литературе конца XIX - начала ХХ века. В семитомной эпопее Марселя Пруста "В поисках утраченного времени" фигурирует служанка Франсуаза, которая выполняла всю домашнюю работу: убиралась, закупала продукты, готовила, стирала, следила за детьми... В помощницах у неё была только судомойка. Франсуаза за долгие годы службы стала настоящим членом семьи, господа особенно восхищались её кулинарным искусством, однако, когда принимали гостей, ей было запрещено показываться на глаза.
В серии романов о Клодине французской писательницы Сидони Габриэль Колетт прослеживается трогательная история служанки Мели, которая так же выполняла все домашние обязанности. Изначально она поступила на службу как кормилица и осталась в семье как незаменимая помощница: горничная, кухарка, няня... Мели работала до глубокой старости и её воспитанница была привязана к ней, как к родственнице.
Иллюстрация из журнала мод начала ХХ века: одежда прислуги.
Образы служанок встречаются в жанровой живописи. Девушек в униформе горничных можно увидеть на полотнах таких художников, как Charles Léon Cardon, George Lambert, Franck Antoine Bail и других.
George Lambert. The maid.
Bail Franck Antoine - A Maid Watering Flowers
http://vk.com/istoria_modi