Если присмотреться к мужским портретам и иллюстрациям из модных журналов начала XIX века, то сразу можно заметить некую тенденцию, характерную для костюма западноевропейского образца того периода: сочетание тёмно-синего фрака и светлых панталон со светлой рубашкой и жилетом. Часто ансамбль дополняли высокими сапогами и чёрным цилиндром.
Считается, что фрак появился в Англии в середине XVIII века как удобная одежда для верховой езды. В первой трети XIX века фрак стал элементом повседневного мужского костюма. Деловой одеждой в это время служили тёмные сюртуки и рединготы. Фраки первой четверти XIX века шили из цветного сукна, особенно популярными были синие и зелёные оттенки.
James Warren Childe (1780-1802), Thomas Cookе (1786-1864). Мужской костюм 1805-1810 гг. Собрание The Mint Museum
В 1800-1810-е годы в моде были короткие фраки (с полами выше колен и завышенной линией талии) со стояче-отложными воротниками.
Le Beau Monde, 1807.
The Follies and Fashions of our Grandfathers, June 1807.
Costume Parisien 1809
Portrait of a Gentleman, by François-Xavier Fabre, 1809.
Costume Parisien 1809
1810
1810
1810
Captain and Mrs Edmund Burnham Pateshall, William Armfield Hobday, 1810; Scarborough Museums and Gallery
Начало XIX века. Великобритания. The Los Angeles County Museum of Art
Мужской костюм начала XIX века.Франция, 1805-1810 гг. СобраниетLACMA
Художник: LOUIS LEOPOLD BOILLY
Художник: LOUIS LEOPOLD BOILLY
Орас Верне. 1810-1818
Костюм для мальчика-подростка. Costume parisien, 1813
1810-1820. Великобритания. V&A Museum
1814
К 1820-м годам фалды фрака стали длиннее, на рукавах появились буффы.
1827
1820-30 гг. V&A Museum
В 1830-е годы фраки шили с пышными у плеча рукавами и талией на естественном месте. В этот период идеальной считалась мужская фигура с тонкой талией, не исключено, что некоторые модники для достижения нужных пропорций прибегали к помощи корсета.
Portrait of Léon Riesener by his cousin Eugène Delacroix (1835)
1830
Женское платье из бордовой тафты с белым отложным воротником и поясом с пряжкой. Широкие у плеч рукава gigot (от фр. - бараний окорок). Мужской фрак из синего бархата, жилет и брюки. 1830-е гг.
1834
Только к 1840-м годам в моду входят чёрные фраки. И в Викторианскую эпоху - эру повсеместного "мужского траура", когда чёрный считался практически единственным приемлемым цветом в одежде респектабельного джентльмена, фраки стали частью "делового" образа. Цветные фраки считались неуместными и слишком экстравагантными, в отличие от чёрных, символизирующих достойное общественное положение.
Но в первой четверти XIX века в мужской моде торжествовал цвет. Описывая события 1822 года, русский мемуарист сообщал: "Но чёрных фраков и жилетов тогда ещё нигде не носили, кроме придворного и семейного траура. Чёрный цвет, как для мужчин, так и для дам, считался дурным предзнаменованием, фраки носили коричневые или зелёные и синие со светлыми пуговицами, - последние были в большом употреблении". (Свербеев Д.Н. Записки, М., 1899)
Henry Temple, 3rd Viscount Palmerston by Thomas Heaphy, 1802
История модыМерцалова М.Н. Костюм разных времён и народов. М., 1993.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре. М., 1995.