Любопытно, что и в своих английских заметках по Dragon Age, и в статьях по Пратчетту я забуксовала в одном и том же месте - на гномах. Очень уж эта тема всеобъемлюща и глубока, причём во всех смыслах. :) И любые попытки раскрыть её в одной короткой статейке обречены на провал, а если начинать углубляться (снова ха-ха, игра слов), то уже на полноценную диссертацию потянет, пожалуй.
Без расы гномов не обходится, кажется, ни один из классических фантазийных миров. Даже без эльфов очередную магическую вселенную можно себе представить, хотя тоже затруднительно, но гномы - те есть вообще всегда и везде.
Что довольно странно, если так задуматься. Как вообще целый народ, причём неслабый такой, с высокоразвитой культурой и технологиями покруче наземных, может развиться в подземельях, никогда не выходя на поверхность?! Чем они там питаются-то, для начала?! Корешки и грибы штука, конечно, полезная, но объективно малокалорийная, а стадам питательной живности в подземельях браться неоткуда особо. Освещение огромных залов потоками кипящей лавы выглядит круто, но чисто технически - это ж сперва всё построить было надо, разработать архитектурный проект, вырубить каналы, подвести их под землей к клокочущему аду внутри вулкана, и перенаправить раскалённую жидкую смерть в новое русло так, чтобы не поджариться при этом. И все это на подножном корму...
Более-менее приличный канон мира фэнтези даёт, разумеется, этому те или иные объяснения, надо бы, кстати, в них покопаться более тщательно, но в целом, общая идея как раз подтверждает, что жизнь там, под землей, "в глубочайших пещерах древнейших гор", совершенно не сахар, отчего раса гномов (дварфов) закономерно в любой вселенной - это суровые, крепкие и упорные ребята, которых топором не зашибешь, да и кирпичом по лбу тоже стучать замаешься.
Но при общем внешнем сходстве тем более впечатляет разница гномьих культур в различных канонах, и об этом мне бы как раз хотелось поговорить поподробнее.
Как положено в приличном научном труде, определим рамки исследования, чтобы не надорваться, пытаясь объять необъятное. :) Для сравнения хочу взять гномов из миров Пратчетта, Dragon Age и Толкиена. В каждом из них эта раса имеет свои уникальные особенности, хотя поставь в рядок этих низкорослых бородатых крепышей - отличить одного от другого даже опытному гномоведу будет не так-то просто...
И вот прям сразу же мы натыкаемся на серьезное противоречие. :) Казалось бы, как выглядит стандартный классический гном знают совершенно все. Описание внешности традиционного представителя этой расы словно под копирку переписано во всех трех канонах, и если набрать в поиске это слово, выпадет миллион примерно одинаковых рисунков бородатых качков в мощной броне.
И дальше я хотела, собственно, привести сравнительный пример изображений стандартных гномов из всех трех миров, но столкнулась с неожиданной проблемой: найти подходящую иллюстрацию с ходу удалось только с просторов Средиземья, да и то не совсем.
Вот это, например, категорически не стандартный гном!
Но по крайней мере, все остальные, чуть менее экзотические его сотоварищи уже вполне годятся для иллюстрации классики, а вот найти приличную картинку стандартного пратчеттовского гнома оказалось, увы, совершенно нереально.
Терри Пратчетт сумел взглянуть на гномью культуру под настолько иным углом, что тем самым углом наглухо контузил всех иллюстраторов, которые теперь никак не могут успокоиться, соревнуясь в изощрённости видения признаков гномьего антифеминизма. Нарисовать же обычного, скучного гнома мужского, ну или хотя бы просто традиционного, пола сподобился только П.Кидби, и то так и не раскрасил.
Понять иллюстраторов можно, рисовать очередную вариацию кудлатой бороды с топором всем давно надоело, и чем дальше, тем отчаянней художники решают сложнейшую задачу: как бы еще так извернуться, чтобы было, с одной стороны, понятно, что это таки гном, но с другой - совершенно очевидно, что гном уникальный и непохожий на всех сородичей и предшественнников...
Но к этим изыскам мы еще вернемся, а пока попытаемся все-таки провести сравнительный анализ традиционной модели, в котором толкиеновских гномов я бы взяла за образец, от которого уже произошли все прочие разновидности.
Да-да, Толкиен своих дварфов тоже не с потолка взял, своим возникновением они обязаны германо-скандинавской мифологии, с незапамятных времен рассказывающей о цвергах, обитающих в пещерах и добывающих драгоценные камни, и т.д. Об этом написано множество исследований, пересказывать которые мне неохота. Я рассуждаю исключительно об уже сложившейся современной модели гнома, без которой не обходится ни одна книга, фильм или игра в жанре фэнтези.
И, кстати, довольно занятно сложилось, что по миру Пратчетта придётся опираться только на книги, поскольку фильмов с гномами по ним нет, по Средиземью больше примелькались фильмы, хотя без книг тут, конечно, тоже не обойтись. Ну а Dragon Age - в чистом виде игра, пара книг по её лору также имеется, но тоже совсем не о гномах.
Ну что, погнали? :)