песня дня - "Вальс"

May 10, 2010 23:58

Есть музыка, которая - даже без слов, которые не всегда нужны и уместны - навсегда остается в душе, даже если услышишь ее всего раз, - настолько трогает она струны, которые давно, казалось бы, не звучат. Струны нежности, любви, красоты, чего-то такого тонкого и воздушного, и одновременно трагичного, что слова здесь действительно неуместны. Для меня примером такой музыки неизменно есть вальсы - бессмертная свиридовская "Метель", венские вальсы Штрауса и, разумеется, банальный, но от этого не менее красивый вальс из фильма "Мой ласковый и нежный зверь".



Знаменитый фильм, по поводу которого однозначных мнений нету. Кого-то он неизменно трогает, кто-то категорически его не приемлет. Сходятся в одном: свадебный вальс, несомненно, является "изюминкой" экранизации чеховского произведения. И имеет свою историю.



Сочинил его Евгений Дога, обессмертив тем самым свое имя в истории музыки. Даже если бы он больше ничего не написал бы, одного этого вальса было бы достаточно для того, чтобы его имя помнили благодарные потомки. Однако произведений, озвучиваний многочисленых фильмов у уроженца Молдавской ССР более чем достаточно - более ста фильмов, среди которых и "Одиноким предоставляется общежитие", "Королева Марго", "Табор уходит в небо". Вот последний-то и ставил в пример ему Эмиль Лотяну, снимавший "Зверя...", уговаривая Догу, что чеховская экранизация - это не цыганщина, что музыка здесь не должна звучать так ярко, перетягивая на себя внимание и отвлекая его от сюжета.

Ситуация усугублялась тем, что сам Лотяну снимал фильмы под фонограмму, и только так. Авторское видение сюжета и кадра лучше укладывалось в схему, если рядом звучала музыка этой сцены. Дойдя до съемок свадьбы, дело застопорилось. Вальс к одной из ключевых сцен написан не был.


Сам Дога проводил это время в архивах музея Глинки. Старые записи казались ему не подходящими к случаю, готовые старинные ему откровенно не нравились. Когда же дело дошло до самих съемок, к композитору буквально ворвался разозленный режиссер с требованием готового произведения. А произведения-то и не было. Дога стал наигрывать ему наброски нескольких вальсов, однако сам Лотяну ими не то что не впечатлился - это было категорически не то. У Доги не оставалось другого выхода, как проиграть первые такты произведения, написанного "для себя". Режиссер воскликнул "Это оно" и стал выстраивать сцену. А самому Доге, как он потом признавался, пришлось дописывать вальс, от которого ему "было жутковато".

Когда его слушаешь, становится действительно не по себе. Словами этого ощущения не объяснить и не передать - это или чувствуешь, или, увы, не дано. По словам самого Лотяну, этот вальс, выстроивший мизансцену, ставший одним из кульминационных моментов фильма, - «тончайшая паутина звуков, сотканная из грез и былей, порывов и предчувствий...». Услышав его раз, не забудешь и до конца жизни. Несмотря на трагическое окончание фильма, это не останавливает ни молодоженов, решивших танцевать под него свой первый свадебный танец, ни выпускников, торжественно исполняющих выпускной вальс в этом качестве на последней в своей жизни линейке. Кто знает, почему так? Даже сам композитор - понятия не имеет...

image Click to view


песня дня, "Мой ласковый и нежный зверь", вальс

Previous post Next post
Up