Я уже писала
http://estatez.livejournal.com/29106.html о людях, которые во второй половине 20 века приложили неимоверные усилия, что бы привлечь внимание властей к Ляличскому усадебному комплексу. Им мы обязаны нынешним состоянием усадебных построек, которые всё ещё гордо возвышаются среди сельских пейзажей и напоминают о великом прошлом села. А ведь могло не остаться и этого...
Сегодня я продолжу рассказывать о инициативных людях,благодаря которым Ляличи не забыты и до сих пор имеют надежду на возрождение.
Василий Николаевич Городков
(12.03.1914-03.06.1997)
Родился в г.Усть-Хрустальный Владимирской губернии в семье каменных дел мастера. С 1933 по 1939 гг. обучался в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии Художеств (г. Ленинград). В 1939 -1946 гг. служил в рядах РККА. Прошёл ВОВ в звании гвардии-рядового; за участие в боевых операциях был отмечен наградами.
В 1947-1948 гг. повышал квалификацию в Московском Архитектурном Институте, после чего был направлен в Брянск для практической работы по восстановлению разрушенного войной города. Имя В.Городкова прочно вошло в историю Брянской области благодаря множеству его архитектурных проектов (свыше 80 объектов жилых и общественных зданий), а так же активной деятельности по восстановлению и реставрации памятников архитектуры и садово-паркового искусства, в том числе и Ляличского усадебного комплекса. С 1960 года преподавал в Брянском Технологическом Институте. В 1995 г. Василию Николаевичу присвоено звание заслуженного архитектора России.
Среди самых известных построек архитектора в Брянске - центральный универмаг, областная библиотека, Курган Бессмертия и Партизанская Поляна. В. Н. Городков стал единственным брянским архитектором, который в советский период способствовал возрождению памятников храмовой архитектуры. Перу В.Городкова принадлежат многочисленные книги и научные статьи по архитектуре.
В 1971 году В.Н. Городков выполнил графическую реконструкцию прежнего вида дворца.
Имя В.Н. Городкова хорошо известно на Брянщине. С 1949 года до конца жизни творческая судьба архитектора была связана с Брянском, где лучшие здания, украшающие центр города, были построены по его проектам. Хорошо известна работа зодчего по восстановлению памятников истории и культуры региона. Более 30 лет В.Н. Городков возглавлял Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. В конце 1950-х гг. В.Н. Городков впервые побывал в Ляличах. Впервые увиденные сохранившиеся в руинированном состоянии памятники архитектуры, созданные рукой великого зодчего Дж. Кваренги в Ляличах, положили начало длительной исследовательской подготовительной работе архитектора, связанной с возникшей идеей восстановления ансамбля, а также с разработкой принципов его охраны и последующего воссоздания и реставрации. В 1960-х гг. В.Н. Городковым были проведены первые фотофиксационные и обмерные работы. Работа в архивах Чернигова, Москвы, Ленинграда, сбор и изучение сохранившихся материалов по истории Ляличского ансамбля, внимательное изучение творений Кваренги, архивов ВАХ, музея истории архитектуры им. Щусева, - явились основой для разработки проекта консервации зданий дворца и церкви св. Екатерины в 1969 г. По инициативе областной организации ВООПИиК и поддержке В.Н. Городкова в 1980-х гг. были сделаны первые практические шаги по реставрации церкви св. Екатерины.
Важным шагом на пути к пониманию необходимости воссоздания Ляличского ансамбля являлась работа по подготовке общественного мнения. Совместно с комитетом спасения ансамбля, активистами - представителями интеллигенции с. Ляличи, начиная с 1970-х гг. В.Н. Городковым велась большая работа по пропаганде наследия Дж. Кваренги на Брянской земле, необходимости его сохранения - публикуются статьи, разрабатывается первый проект охранных зон усадьбы.
В 1972 г. В.Н. Городков завершает работу над историко-архитектурным очерком «Следы былого», где представляет результаты историко-архитектурных исследований ансамбля. Однако именно этот очерк, который станет достоянием читателей только в 2006 году, явится основным источником информации для всех, обращающихся к истории Ляличского ансамбля, описанию его архитектурных и ландшафтных памятников.
В 1970-х гг. в рамках исследований памятников ландшафтного искусства, сохранившихся в Брянской области, В.Н. Городков дает подробное описание ландшафта усадебного парка, высказывает предположение о возможном участии выдающего архитектора России Н.Львова в проектировании парковых сооружений. Небольшой очерк «Следы высокого искусства», вошедший в книгу Городкова «По старинным аллеям», свидетельствует не только о большой работе архитектора по изучению Ляличского парка, являвшегося естественной всеобъединяющей средой усадебного комплекса, но и об «открытии» сочетаний растительности, рельефа и водоемов высочайшего эстетического воздействия на человека, характерные именно для ландшафта Лялич.
Масштабной задачей общероссийского значения считал В.Н. Городков воссоздание всего Ляличского ансамбля. Так, воссозданный дворец мог быть вполне приспособлен по его мнению под санаторий, садоводческий техникум… Эти предложения активно им выдвигались еще в 1970-х гг., но однако не находили реальных практических шагов по реализации.
Среди последних работ архитектора В.Н. Городкова - небольшая статья в периодике 1990-х гг. - «Явление Кваренги Брянщине…». Она вновь обращает внимание культурной общественности на необходимость сохранения «российской жемчужины», полна надежд на скорейшее завершение реставрационных работ по церкви св. Екатерины и непоколебимой веры в возрождение всего архитектурно-ландшафтного ансамбля…